Конституционный Суд Российской Федерации
ОБ ИЗМЕНЕНИИ ВИДА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
НА ВЫБОРАХ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Зурабова Муссы Алиевича и
Имагожева Гилани Зелимхановича на нарушение их конституционных прав Законом
Республики Ингушетия «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики
Ингушетия «О формировании органов местного самоуправления во вновь образованных
муниципальных образованиях в Республике Ингушетия»
город Санкт-Петербург
Конституционный Суд РФ в составе
Председателя В.Д. Зорькина;
судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря,
Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой,
Г.А. Жилина, С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,
С.Д.Князева,
А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой,
С.П.Маврина, Н.В.Мельникова,
Ю.Д.Рудкина,
Н.В.Селезнева,
В.Г.Стрекозова, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании
заключение судьи Н.С. Бондаря,
проводившего на основании статьи
41 Федерального конституционного
закона «О Конституционном
Суде Российской Федерации»
предварительное изучение
жалобы граждан М.А. Зурабова и
Г.З. Имагожева,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный
Суд РФ граждане
М.А. Зурабов и Г.З. Имагожев
оспаривают конституционность
Закона Республики Ингушетия от
6 мая 2009 года ¹19-РЗ «О внесении
изменения в статью 4 Закона
Республики Ингушетия «О
формировании органов местного
самоуправления во вновь образованных
муниципальных образованиях
в Республике Ингушетия»,
которым был изменен вид
избирательной системы, применяемой
на выборах в представительные
органы первого созыва
вновь образованных муниципальных
образований: вместо
мажоритарной системы по многомандатным
го
органа муниципального образования
«Городской округ «Город
Назрань» в порядке самовыдвижения.
При этом, правоприменительные
органы, включая территориальную
избирательную комиссию
города Назрань и Магасский
районный суд Республики
Ингушетия, исходили из того, что
характер избирательной системы
по выборам депутатов представительных
органов во вновь образованных
муниципальных образованиях
прямо установлен частью 2
статьи 4 Закона Республики Ингушетия
от 27 февраля 2009 года
¹6-РЗ «О формировании органов
местного самоуправления во
вновь образованных муниципальных
образованиях в Республике
Ингушетия» (в редакции Закона
Республики Ингушетия от 6 мая
2009 года ¹19-РЗ «О внесении
изменения в статью 4 Закона
Республики Ингушетия «О формировании
органов местного самоуправления
во вновь образованных
муниципальных образованиях
в Республике Ингушетия») и
частью 6 статьи 4 Закона Республики
Ингушетия от 8 июня 2009
года ¹24-РЗ «О муниципальных
выборах в Республике Ингушетия»,
а потому требования заявителей
не обоснованы.
По мнению заявителей, оспаизбирательным
округам
введена пропорциональная
избирательная система.
Как следует из представленных
материалов, М.А. Зурабову и
Г.З. Имагожеву было отказано в
регистрации в качестве кандидатов
в депутаты представительно40
риваемый
Закон, устанавливая
пропорциональную избирательную
систему на выборах депутатов
представительных органов во
вновь образованных муниципальных
образованиях и, соответственно,
наделяя правом выдвижения
кандидатов в депутаты
только политические партии,
ставит право гражданина быть
избранным в представительный
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА N¹3/2010 ВЫБОРЫ
1 июня 2010 года
орган муниципального образования
в зависимость от принадлежности
к общественным объединениям,
чем нарушает конституционный
принцип равенства прав
граждан и их избирательные права,
а потому противоречит Конституции
РФ, ее статьям 19 (часть
2) и 32 (часть 2).
2. Согласно Конституции РФ
носителем суверенитета и единственным
источником власти в
Российской Федерации является
ее многонациональный народ,
который осуществляет
свою
власть непосредственно, а также
через органы государственной
власти и органы местного самоуправления;
высшим непосредственным
выражением власти
народа являются референдум и
свободные выборы (статья 3,
части 1-3). Развивая эти положения,
определяющие основы конституционного
строя, статья 32
Конституции РФ закрепляет право
граждан участвовать в управлении
делами государства как
непосредственно, так и через
своих представителей (часть 1),
включая право избирать и быть
избранными в органы государственной
власти и органы местного
самоуправления, а также участвовать
в референдуме (часть 2).
В соответствии с этими конституционными
установлениями
во взаимосвязи с положениями
статей 12, 130 и 131 Конституции
РФ местное самоуправление в
Российской Федерации признается
и гарантируется в качестве
одной из основ конституционного
строя Российской Федерации,
оно является необходимой формой
осуществления власти народа
и обладает самостоятельно
Стр.1