КАРЬЕРА
А. Храмцов
ГОРОДСКИЕ ГОЛОВЫ КРУПНЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ
ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ (1870–1917)
Е
ще в период разработки новой
городской реформы
1870 ã. большое внимание было
уделено правовому статусу «городского
головы» (в дореволюционном
стиле), его правам и
обязанностям, а также усилению
роли и ответственности председателей
городских собраний в
сравнении с дореформенным
устройством. В целом, законодательство
наделило главу города
широкими полномочиями, которые
можно объединить в несколько
функциональных групп:
1) полномочия в ходе проведения
выборов в думу; 2) «аппаратные
полномочия»: городской голова
являлся председателем думы и ее
распорядительно-исполнительного
органа – управы; 3) полномочия,
связанные с принятием управленческих
решений; 4) представительские
полномочия. Более
того, по закону допускалось
единоличное исполнение обязанностей
управы городским головой.
Следует
отметить, что от личности
главы муниципального образования
во многом зависела
эффективность деятельности его
учреждений, а также характер
взаимоотношений с центральным
правительством, губернской администрацией
и местными жителями.
На этом посту крайне важен
был «человек, умевший находить
разумный баланс в интересах
общественного управления».1
Этим
объясняется тот
факт, что одни лица, прослужив в
этой должности несколько месяцев,
увольнялись, другие – избирались
несколько раз. В этой
связи
безусловный интерес
представляет исследование социального
состава лиц, в разные
годы избиравшихся руководите1
Нардова В.А. Городские головы
Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà. 1873–1903 ãã. //
Отечественная èñòîðèÿ. 2003. ¹3.
Ñ.21.
96
лями органов городского самоуправления.
Рассмотрим данный
вопрос на примере сибирских
городов: Тобольск, Тюмень, Курган,
Ишим и Тара.
В исследуемых административных
центрах в последней трети
XIX – начале XX â. на должность
местного градоначальника
чаще других избирались представители
купеческого сословия,
что можно объяснить интенсивным
развитием торговли и промышленности
в городах региона.
Причем ряд купцов переизбрались
неоднократно, что свидетельствует
о ведущей их роли в
деятельности городских собраний
и жизни города в целом. Более
того, в досоветский период
выделяются «династии» городских
голов по мужской линии:
отец и сын, родные братья и др.
Так, в истории региона оставили
след тобольские головы Жарниковы;
тюменские – Подаруевы;
тарские – Щербаковы; курганские
– Филиновы и Шветовы
(ñì. òàáë.).
По происхождению большинство
городских голов являлись
представителями купечества и
мещанства. Исключения из этого
правила, тем не менее, встречались,
к примеру, тюменский голова,
сын священника П.И. Никольский;
Ñ.Ì.
Трусов,
тобольский голова
тарские головы
È.Å. Щербаков и Ê.Â. Балыков –
выходцы из крестьянства. Между
предпринимателями
региона
складывались не только торговые,
деловые отношения, но и
семейные. Например, тарский
голова Ф.И. Щербаков женился
на дочери тюменского головы
Ï.È. Ïîäàðóåâà;2
тарский голова
териалы научной конференции. Тю2
Жиров А.А. К характеристике
критериев делового сотрудничества
купцов Щербаковых (штрихи к социально-психологическому
портрету)
// Словцовские чтения – 1998. Ìàìåíü,
1998. Ñ.79.
3 ГА в ã. Тобольске. Ô. È-152.
Îï.35. Ä.546. Ë.50–51.
4 Там æå. Ä.904. Ë.84 îá.-85.
5 Сибирский ëèñòîê. 1917. 12 ÿíâàðÿ.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ
СЛУЖБА N¹2/2007 КАРЬЕРА
К.В. Балыков заключил брак с
сестрой Н.Н. Машинского, который
также избирался на этот
пост. Причем в семьях некоторых
градоначальников воспитывались
приемные дети: С.М. Трусов (Тобольск),
П.И. Никольский (Тюмень),
Ï.Â. Шанский (Òàðà) и äð.
Как правило, глава города избирался
на положенный четырехлетний
период, нередко на два
срока. Вместе с тем, анализ источников
показал, что «рекордсменами»
в данном контексте
ÿâëÿëèñü: Î.À. Еманаков (1877–
1899, Èøèì),3
(1898–1918, Êóðãàí)4
Ф.В. Шветов
и Ñ.Ì. Трусов
(1886–1892, 1902–1916, Òîáîëüñê),
о последнем в печати
отмечалось: «прослужил городским
головой 20 лет 9 месяцев и
21 äåíü, гласным думы – 45 ëåò,
участвовал в бесчисленном количестве
разных комиссий».5
Обладая экономической силой
и отмеченными властными полномочиями,
распоряжаясь бюджетными
средствами, городские
головы также вкладывали свои
деньги в развитие городской инфраструктуры,
ремонт зданий,
строительство социально-культовых
заведений, на благоустройство,
помогали беднейшим жителям.
Например, тобольский голова
А.А. Сыромятников служил
городу безвозмездно, не получая
жалования; его тюменский «коллега»
А.И. Текутьев должностной
оклад в размере 3000 ðóá. в год
представлял в пользу города (для
сравнения – указанная сумма
равнялась годовому бюджету
г. Березова). Курганская городская
дума 11 ноября 1880 ã. при
Стр.1