Сухорукова1
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА
П
ринятие1 в 2003 году нового
Федерального закона «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»
явилось началом реформы местного самоуправления в России,
что повлекло за собой в 2005
2006 годах двукратный рост числа муниципальных образований с
12544 до 24206 и соответственно
депутатского корпуса их представительных органов до 250
тысяч человек. <...> 2 В этой связи
возникла объективная потребность в формировании избирательных органов для проведения
муниципальных выборов, которые по своему правовому статусу
соответствовали бы органам местного самоуправления, способствовали бы их надлежащей самостоятельности и в то же время
имели место в установленной
системе избирательных органов,
осуществляли свою деятельность
в законодательно регламентированном порядке избирательных
комиссий муниципальных образований. <...> На момент принятия упомянутого закона в России уже была
создана определенная правовая
база для обеспечения процессов
формирования и деятельности
избирательных комиссий муниципальных образований. <...> Впервые на законодательном уровне
на необходимость их создания
1
Сухорукова Ольга Ивановна советник главы Артемовского городского округа, аспирант кафедры государственного и административного
права Юридического института Дальневосточного государственного университета. <...> 2
Информационное сообщение о
видеоконференции с избирательными
комиссиями субъектов РФ (27 сентября 2005 года) (Редакционный материал) //Государственная власть и местное самоуправление. <...> №12.
было указано в приложении к
Федеральному закону от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении
конституционных прав граждан
Российской Федерации избираться и быть избранными в органы местного самоуправления»3. <...> В пункте 10 главы 3 этого акта
было записано, что в случае не
назначения в срок муниципальных выборов и назначения в связи с этим <...>
Избирательная_комиссия_муниципального_образования_понятие_и_особенности_правового_статуса.pdf
ВЫБОРЫ
О. Сухорукова1
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА
П
ðèíÿòèå1 в 2003 году нового
Федерального закона «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»
явилось началом реформы местного
самоуправления в России,
что повлекло за собой в 2005–
2006 годах двукратный рост числа
муниципальных образований с
12544 до 24206 и соответственно
депутатского корпуса их представительных
органов – до 250
тысяч человек.2
В этой связи
возникла объективная потребность
в формировании избирательных
органов для проведения
муниципальных выборов, которые
по своему правовому статусу
соответствовали бы органам местного
самоуправления, способствовали
бы их надлежащей самостоятельности
и в то же время
имели место в установленной
системе избирательных органов,
осуществляли свою деятельность
в законодательно регламентированном
порядке – избирательных
комиссий муниципальных образований.
На
момент принятия упомянутого
закона в России уже была
создана определенная правовая
база для обеспечения процессов
формирования и деятельности
избирательных комиссий муниципальных
образований. Впервые
на законодательном уровне
на необходимость их создания
1 Сухорукова Ольга Ивановна – советник
главы Артемовского городского
округа, аспирант кафедры государственного
и административного
права Юридического института Дальневосточного
государственного университета.
2
Информационное сообщение о
видеоконференции с избирательными
комиссиями субъектов РФ (27 сентября
2005 года) (Редакционный материал)
//Государственная власть и местное
самоуправление. 2005. ¹12.
было указано в приложении к
Федеральному закону от 26 ноября
1996 ã. «Îá обеспечении
конституционных прав граждан
Российской Федерации избираться
и быть избранными в органы
местного самоуправления»3
.
В пункте 10 главы 3 этого акта
было записано, что в случае не
назначения в срок муниципальных
выборов и назначения в связи
с этим выборов судом и при
отсутствии законодательной базы
в субъекте Российской Федерации
в обязательном порядке
формируется избирательная комиссия
муниципального образования.
Но
основным федеральным
законом, обеспечившим полную
«легализацию» и закрепившим
соответствующий правовой статус
избирательных комиссий муниципальных
образований стал
Федеральный закон от 12 июня
2002 года «Об основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» (далее
– Федеральный закон «Об
основных гарантиях…»)4
. В статье
20 указанного закона было впервые
определено место избирательной
комиссии муниципального
образования в системе избирательных
комиссий в Российской
Федерации и зафиксирована
ее роль, как участника избирательного
процесса.
Статус избирательных комиссий
определяет их правовое положение
в структуре избирательных
отношений, фиксирует роль
избирательных комиссий в каче3
Собрание законодательства Российской
Федерации. 1996 ã. ¹49.
Ñò.5497.
4 Собрание законодательства Российской
Федерации. 2002 ã. ¹24.
Ñò.2253.
5 Игнатенко Â.Â., Князев Ñ.Ä., Кутафин
О.Е. Избирательное право РФ:
учебное пособие. Иркутск. 2001ю
Ñ.152.
О. Сухорукова. Избирательная комиссия МО: понятие и особенности правового статуса
23
стве главного (основного) субъекта
этих отношений, ответственного
за организацию и проведение
выборов на всех уровнях
публичной власти в Российской
Федерации. В юридической литературе
статус избирательных
комиссий определяется как государственно-правовой
на основании
того, что он представляет
собой правовое положение избирательных
комиссий как участников
избирательного процесса
по отношению к государству и
его органам, а также к другим
субъектам правоотношений в
сфере организации и проведения
выборов.5
Думается такое определение
статуса избирательных
комиссий можно отнести к Центральной
избирательной комиссии
России, избирательным комиссиям
субъектов Российской
Федерации,
территориальным
избирательным комиссиям, так
как они являются государственными
органами, осуществляющими
подготовку и проведение
выборов и референдумов в Российской
Федерации в соответствии
с компетенцией, установленной
федеральными законами и
законами субъектов Российской
Федерации. Избирательные комиссии
муниципальных образований,
в свою очередь, являются
муниципальными органами, которые
не входят в структуру органов
местного самоуправления.
Правовой статус указанных комиссий
был закреплен 21 июля
2005 года Федеральным законом
¹93-ФЗ «О внесении изменений
в законодательные акты Российской
Федерации о выборах и ре
Стр.1