Государственная Дума РФ
СТЕНОГРАММА ОБСУЖДЕНИЯ1
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
ЗАКОНЫ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И ГРАЖДАНСКИЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ»
Председательствующий
Уважаемые коллеги!
25-й вопрос – блок законопроектов,
рассматриваемых в первом
чтении. О проекте федерального
закона «О внесении
изменений в федеральные законы
«Об основных гарантиях избирательных
прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации» и Гражданский
процессуальный кодекс
Российской Федерации». Доклад
члена Комитета по конституционному
законодательству и государственному
строительству Михаила
Васильевича Емельянова.
Пожалуйста.1
На рассмотрении данного вопроса
присутствует Председатель
Центральной избирательной
комиссии Вешняков Александр
Альбертович.
Пожалуйста, доклад.
Емельянов М.В.
Уважаемый
председатель,
уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается
законопроект, направленный
на дальнейшее совершенствование
избирательного законодательства.
Наш комитет регулярно
работает над законодательством
о выборах. Мы учитываем
избирательную практику,
стремимся отвечать на новые
вызовы времени.
И вот одним из таких новых
вызовов является экстремизм.
Сегодня мы приняли важные поправки
в Федеральный закон «О
противодействии экстремизму»,
исключающие участие экстремистов
в общественной жизни. Но
не менее важно исключить участие
экстремистов и в политической
жизни, не допускать их в
сферу принятия государственных
1 Заседание 08.07.06 ã.
46
решений. С этой целью вносятся
поправки.
Экстремизм есть в любом обществе.
Но в развитых демократических
государствах, имеющих
богатые демократические традиции,
экстремисты находятся на
обочине политической жизни.
Они политические маргиналы.
Им нет места в парламенте, их
нет в ведущих политических партиях.
Человек, допустивший националистическое
или расистское
высказывание, обречен на
то, что ни один серьезный политик
не пожмет ему руку. Он навсегда
исключен из политической
жизни.
Трудно себе представить, чтобы
в демократической стране
серьезная политическая партия
поддерживала группу людей, которые
устраивают националистические
погромы или захватывают
здания государственных учреждений.
Мы считаем, что и в нашей
стране, коль мы строим демократическое
правовое государство,
нетерпимость к политическому
экстремизму должна
быть нормой жизни наших политиков.
Этими
мотивами мы и руководствовались,
когда предложили
не регистрировать кандидатами в
депутаты людей, осужденных за
совершение
экстремистских
действий, естественно, если судимость
не погашена и не снята.
Другая проблема, на которую
мы хотели бы отреагировать, это
проблема досрочного голосования.
Как вы помните, некоторое
время назад мы отменили досрочное
голосование, попытались
найти иные механизмы. Но вот,
на наш взгляд, практика показывает,
что тысячи людей, обладающих
активным избирательным
правом, не могут его реалиМУНИЦИПАЛЬНАЯ
СЛУЖБА N¹1/2007 ВЫБОРЫ
зовать в силу отсутствия надлежащих
механизмов.
Открепительное удостоверение,
с одной стороны, не гарантирует
от злоупотреблений, и мы
имеем доказательства того, что
злоупотребления имеют место и
в случае открепительных удостоверений,
но они имеют и ограниченную
сферу применения, поскольку,
если человек выезжает
за пределы своего избирательного
округа, то, естественно, голосовать
за кандидата он уже не
может.
Мы попытались дать ответ и
на этот вызов. Вам судить, хорошая
это попытка или нет. В этой
части мы готовы к конструктивному
диалогу, мы готовы рассмотреть
любые иные механизмы,
которые бы укрепили гарантии
активного избирательного
права для наших граждан. Так
что я думаю, что здесь будет
диалог.
Кстати, мы готовы и к диалогу
с оппозицией по поводу поправок
по экстремизму, поскольку
высказывались опасения, что
этот закон может использоваться
против легальной, законно действующей
оппозиции. Мы готовы
рассмотреть и включить в законопроект
гарантии, которые бы
обеспечили деятельность нормальной
оппозиции.
Кроме того, закон вносит определенные
технические изменения
в законодательство о выборах,
которые основаны на последнем
опыте применения уже
обновленного закона о выборах.
Но они носят технический характер
и, думаю, особых дискуссий
не вызовут.
Что касается мнения Комитета,
то, внимательно рассмотрев
этот законопроект, в целом он
его одобрил. Были замечания,
как раз в отношении механизма
Стр.1