МЕТОДИКА
Дэвид Ричардс
КОНЦЕПЦИЯ ОБЩИХ
И КОНКРЕТНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЙ
Д
олжностные инструкции можно
рассматривать как «общие»
(«ðîäîâûå») и «êîíêðåòíûå»
либо в рамках определенных видов/сфер
деятельности, либо по
определенным уровням ответственности
по всему спектру работы.
Общие
инструкции часто связываются
с методикой широкой
классификации работ по категориям
(job grading). Описание самой
классификации может быть
увязано с обобщенными названиями
должностей и групп должностей
(job classes), внутри которых
может происходить дальнейшее
подразделение по должностному
уровню (job level). Эта
методика применяется в условиях
государственной
службы.
Можно считать, что приводимый
ниже пример касается 5 должностных
уровней или групп категорий,
охватывающих ряд уровней
внутри общей категории / группы
/ указанного названия категории.
Помощник
должностного
лица, младший сотрудник
(Assistant Officer)
– изучение и анализ информации
с целью оказания поддержки
в формировании политической
стратегии; применение
норм и нормативно-правовых
актов; управление персоналом
служб общего назначения.
нительными функциями, руководитель
Должностное
лицо с исполвысокого
ранга
(Executive Officer)
– консультирование по вопросам
формирования политической
стратегии и оценки ее вариантов
на базе профессиональной компетентности
и специальных знаний;
решение проблем, связанных
с реализацией проводимого
курса;
координация
Officer)
42
работы
вспомогательного персонала.
Старший сотрудник (Senior
– рассмотрение новых вариантов
политической стратегии и
подготовка заключительного варианта
предложений для утверждения
высшим руководством;
решение комплекса проблем
реализации политической стратегии
в специализированных областях;
руководство крупными
проектами и отделами / специализированными
подразделениями
министерства, ведомства и
местного органа власти.
Главный
сотрудник
(Principal Officer)
– четко обозначенная подотчетность
за политико-стратегическую
область с ответственностью
за эффективность, исполнение
и результаты, основной источник
консультирования по всем
связанным с данной областью
вопросам, а также ключевой участник
в принятии более масштабных
решений в рамках министерства
и ведомства; руководство в
качестве главы или заместителя
руководителя департамента или
аналогичного оперативного подразделения.
Ведущий
руководитель
(Leading
Officer)
– высшее руководство министерства
или ведомства, отвечающее
за эффективность исполнения,
результаты и использование
ресурсов; последняя
инстанция в непосредственном
консультировании министров по
комплексным проблемам по всему
спектру осуществляемой деятельности.
Эту
методику часто расширяют
с целью более полного представления
потенциального круга
обязанностей, которые могут
быть возложены на определенный
уровень чиновников (например,
чиновника с исполнительными
функциями, или которые
могут быть разделены, к примеру,
на 1-é, 2-é и 3-é óðîâåíü),
наряду с более четким указанием
конкретных требований для каждого
уровня по признакам,
имеющим значение для классификации
работы в данной организации
по категориям (например,
знания и профессиональная
квалификация и навыки, принятие
решений, контакты и коммуникация,
решение проблем, самостоятельность,
управление
персоналом,
финансовая ответственность,
воздействие на эффективность
организационной
работы).
В
равной степени методика
может строиться на разбивке по
более широкому вертикальному
группированию
(например,
младший и старший административный
персонал, технический и
профессиональный персонал), а
также по более точно определенным
потокам в увязке с направлениями
карьеры / рынка труда
(например, право, экономика,
наука, гражданское строительство
и др.; эти направления могут
быть представлены в очень узком
и относительно широком определении).
Сразу
же становится ясно, что
при такой методике составления
должностных инструкций прослеживается
ограничение соответствия
для получения четкого
представления о фактической
выполняемой работе, выходящего
за пределы указания весьма
широкого ряда возможностей и
базовых знаний, а также и потенциальных
требований к профессиональным
навыкам. Например,
общее отнесение юриста, специализирующегося
в вопросах
налогообложения, к 1-му уровню
старшего сотрудника по указанной
выше классификации, не
очень помогает в анализе трудовых
операций, т.е. определении
необходимых конкретных обязанностей
и способа их объединения
в конкретные задания для
удовлетворения требований к
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА N¹4/2006 МЕТОДИКА
Стр.1