ВЫБОРЫ
С. Соловьев1
ДЕНЕЖНЫЙ ПОДКУП ИЗБИРАТЕЛЕЙ
НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ:
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
кратического общества, который
должен обеспечивать реализацию
народом своей власти, так
как в соответствии с ÷.1 ñò.3
Конституции Российской Федерации2
В
ыборы1
являются одним из
ключевых элементов демовремя,
и в перспективе достаточно
актуальным будет вопрос о
том, насколько существующая
процедура выборов позволяет
реализовать народу свою власть
и свободно выразить свою волю.
По нашему мнению, одним из
, единственным источником
власти в Российской Федерации
является ее многонациональный
народ. В соответствии
же с ÷.2 ñò.3 Конституции РФ
народ осуществляет свою власть
непосредственно, а также через
органы государственной власти и
органы местного самоуправления.
Следует
присоединиться к
мнению А.Х. Румпель о том, что
выборы – это комплекс мероприятий,
в том числе и не урегулированных
правом, целью и результатом
которых, на основе
свободного волеизъявления избирателей,
является выявление и
избрание лиц, которым на определенный
срок будет поручено
руководство государственными
делами3
.
Как отмечает К. Киселев4
, муниципальные
выборы обладают
свойствами нормальности, обыденности
и периодичности. В
связи с этим, и в настоящее
1 Соловьев Сергей Геннадьевич,
заведующий кафедрой Конституционного,
административного и муниципального
права Южно-Уральского
государственного университета, кандидат
юридических наук.
2 Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993 ã. // Собрание
законодательства ÐÔ. 1996.
¹3. Ñ.152.
3 Румпель А.Х. Принципы избирательного
права как критерий демократичности
избирательных систем.
Àâòîðåô. äèñ. ... êàíä. þðèä. íàóê. –
Ì., 1993. Ñ.6–7.
4 Киселев К. Выборы и символическая
политика в Российской Федерации
// Муниципальная ñëóæáà. 2005.
¹3. Ñ.48.
24
ключевых элементов при ответе
на поставленный вопрос является
анализ механизмов предвыборной
агитации, во многом
обеспечивающих результаты волеизъявления
граждан на муниципальных
выборах.
Напомним, в соответствии с
Федеральным Законом «Об
обеспечении
конституционных
прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления»5
граждане
и общественные
объединения вправе
проводить агитацию за или против
любого кандидата.
Предвыборная агитация может
проводиться:
1) через средства массовой
информации;
2) путем проведения публичных
предвыборных мероприятий
(собраний и встреч с избирателями,
публичных предвыборных
дебатов и дискуссий, митингов,
шествий, демонстраций, иных
публичных мероприятий);
3) путем выпуска и (или) распространения
печатных, аудиовизуальных
и иных агитационных
предвыборных материалов.
При этом особо указывается,
что кандидаты и их уполномочен5
Федеральный Закон «Об обеспечении
конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и
быть избранными в органы местного
самоуправления» от 26.11.96 ¹138ÔÇ
(в ред. Федеральных законов от
22.06.1998 ¹85-ÔÇ, от 21.07.2005
¹93-ФЗ) // Собрание законодательства
ÐÔ. 1996. ¹49. Ñ.5497;
1998. ¹26. Ñ.3005; 2005. ¹30 (÷.1).
Ñ.3104.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА N¹3/2006 ВЫБОРЫ
ные представители не вправе
передавать избирателям материальные
ценности, за исключением
вознаграждения за выполнение
предвыборной организационной
работы, проводить льготную
распродажу товаров, бесплатно
распространять любые
товары, за исключением печатных
материалов, а также значков,
специально изготовленных для
избирательной кампании.
Кандидаты и их уполномоченные
представители не вправе
при проведении предвыборной
агитации воздействовать на избирателей
обещаниями передачи
им денежных средств, ценных
бумаг и иных материальных благ.
Со дня регистрации до подведения
общих итогов голосования не
допускается проведение кандидатами,
избирательными объединениями
деятельности,
а также лотерей на
территории
благотворительной
соответствующего
избирательного округа.
Очевидно, что указанные нормы
ориентированы на предотвращение
подкупа избирателей,
который можно определить как
совокупность незаконных методов
получения дополнительных
голосов избирателей в обмен на
денежные суммы, ценные бумаги
или товары, а также обещания
раздачи этих материальных благ
в обмен на соответствующее голосование6
.
Существует
немало разновидностей
подкупа избирателей,
относимых к таковым в соответствии
с законодательством РФ и
судебной практикой: раздача
товаров, сувениров, продуктовых
наборов и ценных подарков от
имени кандидата, проведение
бесплатных концертов, оказание
безвозмездно платных услуг. Од6
Уголовный кодекс Российской
Федерации. Ì.,1997. Ñ.141.
Стр.1