Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Влияние родового сознания на участие в городском общественном управлении (66,00 руб.)

0   0
Первый авторЯрома
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц3
ID172638
АннотацияАвтор рассматривает российский предпринимательский менталитет конца XIX – начала XX веков. Что побуждает представителей предпринимательского сословия принимать участие в городском самоуправлении?
Ярома, О. Влияние родового сознания на участие в городском общественном управлении : статья / О. Ярома .— Муниципальная служба №1 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2006 .— 3 с. — С.98-100 .— URL: https://rucont.ru/efd/172638 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ярома ВЛИЯНИЕ РОДОВОГО СОЗНАНИЯ НА УЧАСТИЕ В ГОРОДСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ1 П редпринимательское1 сословие в XIX столетии являлось одной из сил, заинтересованных в изменении российской действительности. <...> В основе купеческого сословия лежал имущественный ценз, в соответствии с которым происходило деление на гильдии. <...> Неудивительно, что приток в купеческое сословие увеличивается, особенно в пореформенную эпоху. <...> Но, несмотря на сословную подвижность, в предпринимательской среде формируются определённые традиции, которые можно назвать активным компонентом родового сознания, если считать таковым ощущение принадлежности к определённому роду, семье, сословию. <...> Семейное дело одно из непременных условий развития предпринимательства, опреде- 1 На примере деятельности гласных предпринимателей Пермской городской думы конца XIX начала XX вв. <...> 98 лённое необходимостью преемственности предпринимательских усилий, перенимания профессиональных торгово-промышленных навыков. <...> Преемственность капиталов сопровождалась преемственностью отношений к своему торгово-промышленному делу, способствовавший упрочению репутации семьи в своей предпринимательской области, её доброму имени. <...> Быт купеческих семей долгое время отличался патриархальностью, хотя он заметно эволюционировал со времён раннего Островского. <...> Как безусловная добродетель воспринималась в предпринимательской среде религиозность. <...> Особенно истовое отношение к религии отличало старообрядцев, которых было довольно много на Урале. <...> Филантропические поступки были напрямую связаны с религиозным чувством, <...> Этические нормы православия смягчали стяжательский элемент предпринимательской деятельности, облагораживали социальный облик предпринимателя. <...> В последней четверти XIX века важным компонентом жизненного успеха в предпринимательской среде становится получение хорошего образования. <...> Если в 1860 80-х гг. большинство предпринимателей считало <...>
Влияние_родового_сознания_на_участие_в_городском_общественном_управлении.pdf
О. Ярома ВЛИЯНИЕ РОДОВОГО СОЗНАНИЯ НА УЧАСТИЕ В ГОРОДСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ1 П редпринимательское1 сословие в XIX столетии являлось одной из сил, заинтересованных в изменении российской действительности. Это определялось социально-экономическими условиями становления купечества. В основе купеческого сословия лежал имущественный ценз, в соответствии с которым происходило деление на гильдии. Принадлежность к купечеству не была наследственной и пожизненной, все определялось ежегодной уплатой 1% от объявленного капитала. Неудивительно, что приток в купеческое сословие увеличивается, особенно в пореформенную эпоху. Процессу формирования слоя купцов способствовали следующие факторы: 1) законодательно предоставленное право создавать производства всем записавшимся в купечество; 2) реальные возможности и предпринимательские способности самих купцов – инициатива, самостоятельность, изобретательность, трудоспособность2. Постоянное внутрисословное движение позволяло быстро меняться в соответствии с ситуацией в стране. Но, несмотря на сословную подвижность, в предпринимательской среде формируются определ¸нные традиции, которые можно назвать активным компонентом родового сознания, если считать таковым ощущение принадлежности к определ¸нному роду, семье, сословию. Традиции можно разделить на две группы – сословные и семейные. Они, однако, тесно переплетаются. Чрезвычайно велико было значение семьи в материальном и нравственном благополучии человека. Семейное дело – одно из непременных условий развития предпринимательства, опреде1 На примере деятельности гласных – предпринимателей Пермской городской думы конца XIX – начала XX ââ. 2 История предпринимательства в Ðîññèè. Êí. 1. Ìîñêâà: ÐÎÑÑÏÝÍ, 2000. Ñ. 390. 98 л¸нное необходимостью преемственности предпринимательских усилий, перенимания профессиональных торгово-промышленных навыков. Переданный в руки наследников капитал дает возможность его многократного увеличения, что позволяет расширять предпринимательскую деятельность. Преемственность капиталов сопровождалась преемственностью отношений к своему торгово-промышленному делу, способствовавший упрочению репутации семьи в своей предпринимательской области, е¸ доброму имени. Быт купеческих семей долгое время отличался патриархальностью, хотя он заметно эволюционировал со врем¸н раннего Островского. Как безусловная добродетель воспринималась провинции. Например, старший сын известного пермского заводчика Е. К. Тупицына, Владимир Евграфович, имел высшее образование, что позволяло ему ведать всеми производственными делами на фосфорном и гончарно-фаянсовом заводах. Младший сын, Александр, директор Марьинского Общественного банка, также закончил Санкт-Петербургский университет, сын купца В. К. Сорокина, Иван Васильевич – владелец чугунолитейного и механического заводов, был инженером-техником по образованию3. Для российского предпринив предпринимательской среде религиозность. Религия определяла распорядок жизни купеческих семей. Особенно истовое отношение к религии отличало старообрядцев, которых было довольно много на Урале. Филантропические поступки были напрямую связаны с религиозным чувством, т. к. христианством провозглашалась обязательность пожертвований. Этические нормы православия смягчали стяжательский элемент предпринимательской деятельности, облагораживали социальный облик предпринимателя. В последней четверти XIX века важным компонентом жизненного успеха в предпринимательской среде становится получение хорошего образования. Это осознают и в ñåìüÿõ. Если в 1860– 80-х гг. большинство предпринимателей считало достаточным получение детьми прикладного образования – в коммерческих и реальных училищах, то с 1890-х гг. купеческие дети получают и классическое образование – в гимназиях, университетах, заканчивают технические вузы. Это открывало перед ними широкий культурный горизонт. Такая тенденция характерна не только для столичных городов, но и для мательского менталитета характерен и такой аспект, как иерархизация различных видов хозяйственной деятельности. Самым большим уважением пользовались фабриканты и заводчики, потом – торговцы и, наконец, лица, занимающиеся коммерческим уч¸том4. Отношение к последним несколько изменилось в начале ХХ века, но в целом оставалось пренебрежительным. В Перми картина была несколько иной: купечество вкладывало капитал одновременно в различные отрасли хозяйства. Промышленное производство здесь носило зачастую характер вспомогательного дела при основном – торговле. Следовательно, если родовое сознание включает в себя приверженность к семейно-сословным традициям, таким, как преемственность капиталов и профессиональных навыков, опора на православные ценности, являющиеся побудительной причиной филантропической деятельности; если в купеческой среде постепенно меняется отношение к образованию, то неудивительным становится вс¸ 3 Пермские губернские ведомости ¹18, 23.01.1905. Ñ. 1. 4 Рябушинский В. П. Старообрядчество и русское религиозное общество. Русский хозяин: Статьи об èêîíå. Ì.: Иерусалим, 1994. Ñ. 126. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА N¹1/2006 КАРЬЕРА
Стр.1