О. Ярома
ВЛИЯНИЕ РОДОВОГО СОЗНАНИЯ НА УЧАСТИЕ
В ГОРОДСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ1
П
редпринимательское1 сословие
в XIX столетии являлось
одной из сил, заинтересованных
в изменении российской действительности.
Это определялось
социально-экономическими условиями
становления купечества. В
основе купеческого сословия лежал
имущественный ценз, в соответствии
с которым происходило
деление на гильдии. Принадлежность
к купечеству не была наследственной
и пожизненной, все
определялось ежегодной уплатой
1% от объявленного капитала.
Неудивительно, что приток в купеческое
сословие увеличивается,
особенно в пореформенную
эпоху. Процессу формирования
слоя купцов способствовали следующие
факторы: 1) законодательно
предоставленное право
создавать производства всем
записавшимся в купечество; 2)
реальные возможности и предпринимательские
способности
самих
купцов – инициатива, самостоятельность,
изобретательность,
трудоспособность2. Постоянное
внутрисословное движение
позволяло быстро меняться в соответствии
с ситуацией в стране.
Но, несмотря на сословную
подвижность, в предпринимательской
среде формируются
определ¸нные традиции, которые
можно назвать активным компонентом
родового сознания, если
считать таковым ощущение принадлежности
к определ¸нному
роду, семье, сословию. Традиции
можно разделить на две группы –
сословные и семейные. Они, однако,
тесно переплетаются.
Чрезвычайно велико было значение
семьи в материальном и
нравственном благополучии человека.
Семейное дело – одно из
непременных условий развития
предпринимательства,
опреде1
На примере деятельности гласных
– предпринимателей Пермской
городской думы конца XIX – начала
XX ââ.
2 История предпринимательства
в Ðîññèè. Êí. 1. Ìîñêâà: ÐÎÑÑÏÝÍ,
2000. Ñ. 390.
98
л¸нное необходимостью преемственности
предпринимательских
усилий, перенимания профессиональных
торгово-промышленных
навыков. Переданный в руки наследников
капитал дает возможность
его многократного увеличения,
что позволяет расширять
предпринимательскую деятельность.
Преемственность
капиталов
сопровождалась
преемственностью
отношений к своему торгово-промышленному
делу, способствовавший
упрочению репутации
семьи в своей предпринимательской
области, е¸ доброму имени.
Быт купеческих семей долгое
время отличался патриархальностью,
хотя он заметно эволюционировал
со врем¸н раннего Островского.
Как безусловная добродетель
воспринималась
провинции.
Например, старший
сын известного пермского заводчика
Е. К. Тупицына, Владимир
Евграфович, имел высшее образование,
что позволяло ему ведать
всеми производственными
делами на фосфорном и гончарно-фаянсовом
заводах. Младший
сын, Александр, директор Марьинского
Общественного банка,
также закончил Санкт-Петербургский
университет, сын купца
В. К. Сорокина, Иван Васильевич
– владелец чугунолитейного и
механического заводов, был инженером-техником
по образованию3.
Для
российского предпринив
предпринимательской
среде религиозность.
Религия определяла
распорядок жизни купеческих
семей. Особенно истовое отношение
к религии отличало старообрядцев,
которых было довольно
много на Урале. Филантропические
поступки были напрямую
связаны с религиозным чувством,
т. к. христианством провозглашалась
обязательность пожертвований.
Этические нормы православия
смягчали стяжательский элемент
предпринимательской деятельности,
облагораживали социальный
облик предпринимателя.
В последней четверти XIX века
важным компонентом жизненного
успеха в предпринимательской
среде становится получение хорошего
образования. Это осознают
и в ñåìüÿõ. Если в 1860–
80-х гг. большинство предпринимателей
считало достаточным
получение детьми прикладного
образования – в коммерческих и
реальных
училищах,
то
с
1890-х гг. купеческие дети получают
и классическое образование
– в гимназиях, университетах,
заканчивают технические вузы.
Это открывало перед ними широкий
культурный горизонт. Такая
тенденция характерна не только
для столичных городов, но и для
мательского менталитета характерен
и такой аспект, как иерархизация
различных видов хозяйственной
деятельности. Самым
большим уважением пользовались
фабриканты и заводчики,
потом – торговцы и, наконец, лица,
занимающиеся коммерческим
уч¸том4. Отношение к последним
несколько изменилось в начале
ХХ века, но в целом оставалось
пренебрежительным. В Перми
картина была несколько иной:
купечество вкладывало капитал
одновременно в различные отрасли
хозяйства. Промышленное
производство здесь носило зачастую
характер вспомогательного
дела при основном – торговле.
Следовательно, если родовое
сознание включает в себя приверженность
к
семейно-сословным
традициям, таким, как
преемственность капиталов и
профессиональных навыков, опора
на православные ценности,
являющиеся побудительной причиной
филантропической деятельности;
если в купеческой
среде постепенно меняется отношение
к образованию, то неудивительным
становится вс¸
3 Пермские губернские ведомости
¹18, 23.01.1905. Ñ. 1.
4 Рябушинский В. П. Старообрядчество
и русское религиозное
общество. Русский хозяин: Статьи
об èêîíå. Ì.: Иерусалим, 1994.
Ñ. 126.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА N¹1/2006 КАРЬЕРА
Стр.1