Организация работы с трудными школьниками
2009
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Шуйский государственный педагогический университет»
Организация работы с трудными школьниками
Учебно-методические материалы
для студентов всех педагогических направлений (специальностей)
Шуя 2009
УДК 376.5
ББК 88.836
О 64
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального
образования «Шуйский государственный педагогический университет»
Составитель: М.Е. Фролова – кандидат педагогических наук
Рецензент: С.В. Кочина, кандидат педагогических наук
Организация работы с трудными школьниками: Учебно-методические материалы /
Сост. <...> Учебно-методические материалы включают в себя принципы, содержание, методы
и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, материалы по выявлению, анализу и
преодолению трудновоспитуемости. <...> Термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость
воспитуемого педагогическому воздействию. <...> Причина этой сопротивляемости — чаще
всего отставание личности в положительном развитии, отсюда возникновение
недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении,
нездоровых потребностей и т. д. <...> И как тревожный результат - "трудные" дети, школьники,
взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в
поведении. <...> Причины трудновоспитуемости возникают как результат политической, социальноэкономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния
псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи. <...> Неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением
детей, чрезмерная занятость матерей в сфере общественного производства и частного
предпринимательства, эпидемия разводов ведут к серьезным проблемам <...>
Организация_работы_с_трудными_школьниками.pdf
Организация работы с трудными школьниками
2009
Стр.1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Шуйский государственный педагогический университет»
Организация работы с трудными школьниками
Учебно-методические материалы
для студентов всех педагогических направлений (специальностей)
Шуя 2009
Стр.2
УДК 376.5
ББК 88.836
О 64
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального
образования «Шуйский государственный педагогический университет»
Составитель: М.Е. Фролова – кандидат педагогических наук
Рецензент: С.В. Кочина, кандидат педагогических наук
Организация работы с трудными школьниками: Учебно-методические материалы /
Сост.: М.Е. Фролова. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – с.
Учебно-методические материалы включают в себя принципы, содержание, методы
и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, материалы по выявлению, анализу и
преодолению трудновоспитуемости. Сборник рекомендуется студентам всех
педагогических направлений (специальностей).
Стр.3
Содержание
Введение ....................................................................................................................................................... 5
Классификация трудных детей .................................................................................................................. 6
Стадии отклоняющегося поведения .......................................................................................................... 6
Причины отклонений в поведении детей и подростков .......................................................................... 7
Выявление и учет учащихся группы риска, определение причин отклоняющегося поведения ........ 9
Возрастные особенности трудных детей ................................................................................................ 11
Принципы работы с трудными учащимися ............................................................................................ 12
Планирование работы классного руководителя ..................................................................................... 16
Основные направления работы с трудными учащимися....................................................................... 17
Работа с трудными детьми в функционалах руководителей школы и воспитателей ......................... 19
Методы и приемы педагогического воздействия ................................................................................... 21
Изменение условий семейного воспитания ............................................................................................ 24
Заключение ................................................................................................................................................ 27
Литература ................................................................................................................................................. 27
Приложение 1 ............................................................................................................................................ 30
Анкеты по выявлению трудновоспитуемых в классе ............................................................................ 30
Приложение 2 ............................................................................................................................................ 32
Карточка учета "трудного" ребенка ........................................................................................................ 32
Приложение 3 ............................................................................................................................................ 33
Карта наблюдений ..................................................................................................................................... 33
Приложение 4 ............................................................................................................................................ 35
Карта обследования неблагополучной семьи ......................................................................................... 35
Приложение 5 ............................................................................................................................................ 35
Карта обследования трудного ребенка .................................................................................................... 35
Стр.4