Д. П. Святополк-Мирскшй
АДВОКАТ Ы-ЛИТЕРАТОРЫ
Одним из главных преобразований в царствование Александра П была реформа судопроизводства. <...> Вместо закрытых процессов было введено открытое судоговорение по европейскому образцу. <...> Реформа
сделала судей независимыми от исполнительной власти и ввела в жизнь корпорацию адвокатов. <...> С
независимостью судей при Александре Ш было, в сущности, покончено, но адвокатское сословие
процвело с самого начала и превратилось в настоящий питомник общей культуры. <...> Самые блестящие
представители поколения избрали адвокатуру своей профессией, и многие адвокаты завоевали своим
красноречием всероссийскую известность. <...> В отличие от того, что происходило в других областях, они не
пренебрегали работой над формой своих выступлений, и в этой области проявилось больше мастерства, чем в любом виде беллетристики. <...> Имена адвокатов князя А. И. Урусова, В. Д. Спасовича и прокурора
(позднее министра юстиции) Н. В. Муравьева следует назвать как принадлежавшие самым блестящим
ораторам того времени. <...> Но адвокаты не пренебрегали и чисто литературной работой. <...> Спасович был
автором обративших на себя внимание статей о Пушкине и Байроне; Анатолий Ф. <...> 1844), самый
старый из ныне живущих русских писателей, составил себе имя как автор книги о докторе Гаазе, известном филантропе, и еще более как автор нескольких томов воспоминаний. <...> Они написаны легким и
прозрачным языком, приятно напоминающим фрагменты воспоминаний Тургенева. <...> OH установил в России культ
Флобера и Бодлера, и был одним из лучших литературных критиков своего времени, хотя критика его
высказывалась в беседах и письмах. <...> Но наиболее замечателен из всех этих юристов-литераторов Сергей Аркадьевич Андреевский <...> OH был одним из самых преуспевающих адвокатов, но имя его запомнится скорее в связи с
его литературными трудами. <...> Стихи его, как и все стихи того времени, незначительны. <...> Зато критические
статьи его были событием -- он был первым критиком <...>
Адвокаты-литераторы.pdf
Д. П. Святополк-Мирский
АДВОКАТЫ-ЛИТЕРАТОРЫ
Одним из главных преобразований в царствование Александра II была реформа судопроизводства.
Вместо закрытых процессов было введено открытое судоговорение по европейскому образцу. Реформа
сделала судей независимыми от исполнительной власти и ввела в жизнь корпорацию адвокатов. С
независимостью судей при Александре III было, в сущности, покончено, но адвокатское сословие
процвело с самого начала и превратилось в настоящий питомник общей культуры. Самые блестящие
представители поколения избрали адвокатуру своей профессией, и многие адвокаты завоевали своим
красноречием всероссийскую известность. В отличие от того, что происходило в других областях, они не
пренебрегали работой над формой своих выступлений, и в этой области проявилось больше мастерства,
чем в любом виде беллетристики. Имена адвокатов князя А. И. Урусова, В. Д. Спасовича и прокурора
(позднее министра юстиции) Н. В. Муравьева следует назвать как принадлежавшие самым блестящим
ораторам того времени. Но адвокаты не пренебрегали и чисто литературной работой. Спасович был
автором обративших на себя внимание статей о Пушкине и Байроне; Анатолий Ф. Кони (р. 1844), самый
старый из ныне живущих русских писателей, составил себе имя как автор книги о докторе Гаазе,
известном филантропе, и еще более как автор нескольких томов воспоминаний. Они написаны легким и
прозрачным языком, приятно напоминающим фрагменты воспоминаний Тургенева. Эстетическое
возрождение 80-х и 90-х гг. многим обязано князю Урусову (1843--1900). Он установил в России культ
Флобера и Бодлера, и был одним из лучших литературных критиков своего времени, хотя критика его
высказывалась в беседах и письмах.
Но наиболее замечателен из всех этих юристов-литераторов Сергей Аркадьевич Андреевский
(1847--1918). Он был одним из самых преуспевающих адвокатов, но имя его запомнится скорее в связи с
его литературными трудами. Стихи его, как и все стихи того времени, незначительны. Зато критические
статьи его были событием -- он был первым критиком, отдавшим должное Достоевскому (статья о
Братьях Карамазовых, 1888) и первым, обратившим внимание на старую поэзию: он открыл
Баратынского. Но главное его произведение -- Книга Смерти, опубликованная посмертно (Ревель, 1922).
Он раскрылся в ней как изящный и тонкий прозаик, прилежный и умный ученик Лермонтова, Тургенева и
Флобера. Наиболее замечательна первая часть, написанная около 1891 г. В ней описана история его
первого столкновения со смертью, в которой есть пассажи поразительной силы и красоты. Такова,
например, глава о его старшей сестре Маше, о его болезненной любви к ней, о ее странной душевной
болезни и ранней смерти. Эта глава заслуживает высокого места в русской литературе. Она великолепна
по искреннему анализу собственных чувств, по живости рассказа и по выдержанному ритму, которого не
встретишь ни у Лермонтова, ни у Тургенева. Вся глава (около пятидесяти страниц) представляет единое
ритмическое целое. Ритм совершенно неназойлив и тем особенно прекрасен; обороты речи настолько
разговорны, что нетренированное ухо и не заподозрит, а нарочито неритмизированное чтение не укажет
слушателю, что тут таится нечто особенное. Это одно из прекраснейших достижений русской прозы.
Источник: Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с
англ. Р. Зерновой. -- London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. -- С. 537--539.
Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/irl/irl/irl-5371.htm.
Стр.1