И.И. Плеханова
Преображение трагического
Часть 1
Издательство Иркутского
государственного университета
2001
УДК 882-О54.72 (092) Бродский
ББК 83.3 P7-8 Бродский
П 38
Представлено к изданию
Иркутским государственным университетом
Научный редактор Н.П. Антипьев, д-р филолог. наук
Рецензенты: Н.П. Владииирцев, д-р филолог. наук; <...> Параллельно этому «обмирщению» высокого шёл процесс отмирания
классических Художественных форм и преображение духовного содержания самого явления, нацеленное на постижение сущностных противоречий человеческого бытия, определение трагического эволюционировало вместе с их осознанием. <...> Примирительная формула «Нет худа без доб›
ра» — бытовая интерпретация диалектики бытия, столь же мудрая, сколь
и Далёкая от откровения. <...> А.Ф.Лосев не вносит в определение такие классические элементы, как вина и катарсис, что характерно и для других современных дефиниций, подчёркивающих активную интеллектуальную
составляющую трагического, например: «форма драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его
существованию и приводящими к гибели важнейших духовных ценностей» (103, 101); «эстетическое средство осознания критических напряжений, противоречий в истории, когда личность выступает в качестве активного деятеля по отношению к некоторым общим ценностям и значениям» (50, 6). <...> Ближе к концу
века подчёркивается прежде всего «диалектика свободы и необходимости», «конечности и бесконечности, смерти и бессмертия», а катарсис
относится к феноменам эстетического воздействия художественного
произведения, т.е. не входит в сам внутренний строй переживания трагического (115, 357). <...> Итак, можно отметить следующую тенденцию: установка на определение онтологического содержания трагического ведёт к расширению
спектра неизбывных коллизий (к борьбе с судьбой и нравственным конфликтам присоединяются модели творческого переживания безобразия
мира), но переводит в разряд факультативных <...>