Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Историография истории России 20 века. Учебно - методическое пособие.

0   0
АвторыЗдерева Галина Васильевна
Издательство[Б.и.]
Страниц177
ID168875
АннотацияЦель учебно-методического пособия – формирование у будущих историков способности к оценке состояния и задач исторической науки в разные исторические периоды ХХ в. В издании рассматриваются основные вопросы дисциплины, в том числе теоретический материал по курсу, планы семинарских занятий, методические рекомендации по их подготовке, тестовые задания и экзаменационные вопросы. Учебно-методическое пособие по историографии ХХ века составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и рассчитано на студентов специальности «История».
Историография истории России 20 века. Учебно - методическое пособие. / Г.В. Здерева .— : [Б.и.], 2009 .— 177 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/168875 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Кафедра истории ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ ХХ ВЕКА (Учебно-методическое пособие) Тольятти-2008 УДК 930:94(47+57):94(470) ББК 63.3(2):63.3(2Рос) И903 Рецензент: д.и.н., профессор Самарского государственного университета <...> Л.В.Храмков Историография истории России ХХ века: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «История» / автор-сост. <...> Цель учебно-методического пособия – формирование у будущих историков способности к оценке состояния и задач исторической науки в разные исторические периоды ХХ в. <...> Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом гуманитарного института Тольяттинского государственного университета С Тольяттинский государственный университет, 2009 ISBN 978-5-8259-0458-0 ВВЕДЕНИЕ «Историография истории России ХХ века» изучает, реконструирует развитие исторических знаний и основных тенденций развития отечественной исторической науки на протяжении ХХ века. <...> Однако после 1917 года наряду с имевшим место противостоянием в российском сообществе историков наблюдались и определенные тенденции преемственности в исторических исследованиях, в развитии российской исторической науки в целом. <...> Это прослеживается в деятельности основных школ русских историков, прежде всего Московской и Петербургской и их последователей и после 1917 г., в развитии новых направлений исторической науки в советский и постсоветский периоды. <...> Структура курса: Курс «Историография истории России ХХ века» является разделом дисциплины «История исторической науки. <...> Общее количество часов на изучение курса «Историография истории России ХХ века» – 102 часа Распределение часов по учебному плану Вид занятий 9 семестр Лекции 26 Практические 26 Ауд. занятия 52 Сам. работа 50 Итого 102 «Историография истории России ХХ века» в учебно-методическом пособии представлена в проблемно-хронологическом плане в общем контексте отечественной истории. <...> Историографическая <...>
Историография_истории_России_20_века._Учебно_-_методическое_пособие..pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Историография_истории_России_20_века._Учебно_-_методическое_пособие..pdf
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Кафедра истории ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ ХХ ВЕКА (Учебно-методическое пособие) Тольятти-2008
Стр.1
УДК 930:94(47+57):94(470) ББК 63.3(2):63.3(2Рос) И903 Рецензент: д.и.н., профессор Самарского государственного университета Л.В.Храмков Историография истории России ХХ века: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «История» / автор-сост. Г.В. Здерева. - Тольятти: ТГУ, 2009. – 169 с. Цель учебно-методического пособия – формирование у будущих историков способности к оценке состояния и задач исторической науки в разные исторические периоды ХХ в. В издании рассматриваются основные вопросы дисциплины, в том числе теоретический материал по курсу, планы семинарских занятий, методические рекомендации по их подготовке, тестовые задания и экзаменационные вопросы. Учебно-методическое пособие по историографии ХХ века составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и рассчитано на студентов специальности «История». Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом гуманитарного института Тольяттинского государственного университета С Тольяттинский государственный университет, 2009 ISBN 978-5-8259-0458-0
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ «Историография истории России ХХ века» изучает, реконструирует развитие исторических знаний и основных тенденций развития отечественной исторической науки на протяжении ХХ века. В предшествующий, советский, исторический период прослеживались специфические тенденции в развитии данной науки. Ее хронологические рамки определялись 1917 г., где, считалось, проходила граница между «старой», досоветской и «новой», советской исторической наукой. События 1917 года и последующие преобразования в стране существенно повлияли на развитие отечественной историографии. Однако после 1917 года наряду с имевшим место противостоянием в российском сообществе историков наблюдались и определенные тенденции преемственности в исторических исследованиях, в развитии российской исторической науки в целом. Это прослеживается в деятельности основных школ русских историков, прежде всего Московской и Петербургской и их последователей и после 1917 г., в развитии новых направлений исторической науки в советский и постсоветский периоды. Структура курса: Курс «Историография истории России ХХ века» является разделом дисциплины «История исторической науки. Историография». Изучается студентами специальности «История» на 5 курсе в 9 семестре. Общее количество часов на изучение курса «Историография истории России ХХ века» – 102 часа Распределение часов по учебному плану Вид занятий Лекции Практические Ауд. занятия Сам. работа Итого 9 семестр 26 26 52 50 102
Стр.3
«Историография истории России ХХ века» в учебно-методическом пособии представлена в проблемно-хронологическом плане в общем контексте отечественной истории. Разделы курса и виды занятий № п.п Название раздела дисциплины Количество часов 1. Отечественная историческая наука в начале XX века. Ведущие научно-исторические школы: Московская и Петербургская. 2. Становление советской исторической науки. Феномен советской историографии 3. Историческая наука 20-х- – начала 30-х годов ХХ века. 4. Историческая наука Российской эмиграции. «Евразийство», начало русистики и советологии 5. Отечественная историческая наука в 30-е годы ХХ века. Основные направления унификации исторического знания 6. Российская историческая наука за рубежом в 30-е гг. 7. Историческая наука в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) 8. Отечественная историческая наука и конкретно-исторические исследования Лекции Практи ческие занятия 2 2 Самостоя тельная работа 2 2 2 2 4 4 2 4 2 2 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2
Стр.4
9. Историографическая второй половины 40-х - начала 50-х гг. ситуация и 2 историческая наука в середине 50-х – 60-е годы ХХ века 10. Российская историческая наука за рубежом в 50-80-е годы 11. Развитие исторической науки и основные направления исторических исследований в конце 60-х - первой половине 80-х гг. Конкретные исторические исследования по истории дореволюционного и советского государства 12. Историографическая ситуация и основные направления развития отечественной историографии в середине 80-х – 90-е годы ХХ века 13. Основные тенденции развития современной отечественной историографии 14. Работа над рефератом 15. Подготовка к экзамену Итого: 2 2 2 26 26 10 10 50 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Цель курса:  помочь студенту составить обобщённое, цельное представление об истории российской исторической науки XX в., выявить основные тенденции её развития;  привить навыки анализа исторической литературы;
Стр.5
 познакомить с вехами жизненного пути и трудами выдающихся историков России. Задачи:  проследить процесс смены и утверждения исторических концепций;  проанализировать теоретико-методологические принципы различных направлений в исторической науке и выявить их противоречия;  показать процесс изменения и совершенствования методов и приёмов исторического анализа;  раскрыть особенности функционирования исторических научных учреждений, системы подготовки кадров для исторической науки, системы исторического образования в стране;  показать государственную политику в области исторической науки и образования. Решение этих задач позволит представить студентам особенности развития исторической науки в конкретные исторические периоды ХХ века. Работа студентов с данным пособием и предлагаемой к изучению литературой позволит студентам существенно расширить и систематизировать собственные представления о развитии исторических знаний на протяжении ХХ века и наиболее адекватно раскрывать особенности развития исторической науки в каждом этапе этого историческом периода. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение курса «Историографии истории России ХХ века» Студент, завершивший изучение «Историографии истории России ХХ века», должен: иметь представление:  об основных этапах развития истории исторической науки в России XX в.;  о смене исторических концепций;  о совершенствовании методов и приёмов исторического анализа;
Стр.6
знать:  основные труды по истории исторической науки;  выдающихся историков и историографов России ХХ века и их труды;  особенности правительственной политики в области исторической науки и образования; уметь:  составлять историографический обзор по конкретной исторической проблеме в ходе исследовательской работы;  проводить историографическое исследование; иметь навыки: применения следующих методов историографического исследования:  ретроспективного анализа, позволяющего изучать процесс движения мысли историков с целью выявления утвердившихся элементов исторического знания и проверять выводы прежних исторических исследований данными современной науки;  сравнительно-сопоставительного, способствующего проведению необходимых сравнений различных исторических концепций и исторических знаний;  перспективного анализа, позволяющего определять перспективные проблемы будущих исследований на основе анализа достигнутого наукой уровня и знания закономерностей развития историографии;  метода систематизации, отвечающего требованиям периодизации и проблематики и позволяющего выявлять общие черты и особенности исторической литературы; выделять отдельные этапы в развитии исторической науки, конкретной исторической проблемы.
Стр.7
ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Балашов В.А., Юрченков В.А. Историография отечественной истории (1917- начало 90-х гг.): Учеб. пособие. Саранск, 1994.- 189 С. 2. Барсенков А.С. Советская историческая наука в послевоенные годы (1945-1955). М.: Изд-во МГУ. 1988. -147 с. 3. Бычков С.П., Корзун В.П. Введение в историографию отечественной истории ХХ века: Учеб. пособие/Омск.гос. ун-т.- Омск, 2001.- 358 с. 4. Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998.-447 с. 5. Заболотный Е.Б., Камынин В.Д. Историческая наука России в конце ХХ – начале XXI века. Изд-во Тюменского госуниверситета, 2004. – 208 с. 6. Историография истории СССР. Эпоха социализма./ Под ред. И.И. Минца. М., 1982. 7. Историческая наука в России в ХХ веке. М., 1997. 8. Литвак Б.Г. Парадоксы Российской историографии на переломе эпох. СПб., 2001. 9. Очерки истории отечественной исторической науки ХХ века: Монография /Под ред. В.П. Корзун.- Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.-684. 10. Самарина. Н.Г.Отечественная историческая наука в советскую эпоху. - М.: МГУКИ, 2002. – 176. 11. Советская историография. ХХ век. /Отв. ред. Ю.А.Афанасьев. М.: РГГУ, 1996.-592 с. 12. Файн Л.Е. Материалы к изучению историографии отечественной истории в советский период (1917-1991 гг.). М., Тип. ГПИБ. 2005.
Стр.8
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ПРОБЛЕМАМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ ТЕМА 1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА 1. Новая познавательная ситуация начала ХХ века 2. Поиск методологии исторической науки. Теория исторического познания Н.И.Кареева 3. Московская и Петербургская школа русских историков в начале ХХ века 1. Новая познавательная ситуация начала ХХ века В начале ХХ века прослеживается усложнение существования человечества, которое связано с вхождением его в индустриальную эпоху, эпоху не только быстрого развития техники, но и быстрых политических и социальных преобразований, изменения традиционных жизненных устоев. В 1900 г. была выдвинуты гипотеза квантов М.Планка, в 1905 г. разработана теория относительности, открыто явление фотоэффекта и т.д. Наблюдалась ломка традиционной картины мира. Формировалась атмосфера поиска, антидогматического мышления, которая не могла не сказаться и на комплексе социальных наук. Стал нарастать скепсис по отношению к идее социального прогресса и прямолинейности исторического развития. Все это нашло отражение и на развитии российской исторической науки, тем более что в России, где еще не завершился процесс экономической модернизации, где только зародились первые элементы гражданского общества, остро стоял вопрос о выборе пути общественного развития.
Стр.9
Некоторые российские историки (П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер, М.Н.Покровский и др.) оказались глубоко связаны с имевшей место политической борьбой, участвовали в выборах в Государственную Думу, способствовали формированию политических партий, хотя и пытались продолжать свою профессиональную деятельность. Для ряда историков идеал научной деятельности сосуществовал или даже вытеснялся постепенно ценностью участия в общественно-политической жизни страны и поиском новых мировоззренческих идеалов. В большинстве своем научное сообщество продолжало придерживаться идей позитивизма, хотя имело место и нарастание критики позитивистской методологии. Методологические поиски наиболее ярко проявились в вопросе о познании исторического процесса, о субъекте и специфике исторического познания. 2. Поиск методологии исторической науки Теория исторического познания Н.И.Кареева. Вопрос о том, возможно ли познание истории и каким образом, являлся основным во многих философско-исторических системах начала XX вв. В России существовали различные теории познания истории: позитивистская (Н.И. Кареев, Р.Ю. Виппер, Д.М. Петрушевский), неокантианская (В.М. Хвостов, М.М. Хвостов, А.С. Лаппо-Данилевский), герменевтическая (Г.Г. Шпет, Л.П. Карсавин). Принципиально важным в структуре исторического познания Кареева является выделение наук феноменологических и номологических, сделанное им примерно на десять лет раньше подобного деления в схемах неокантианцев. К первой группе автор относил науки, которые должны описывать явления и показывать их взаимосвязь - историю и философию истории (последняя отличается большей абстрактностью). В группу номологических наук он включил социологию, задача которой - открывать законы, управляющие общественными явлениями.
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.