Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Повышение профессиональной компетенции сотрудников НБ СибГТУ

0   0
Первый авторСлукина Елена Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц11
ID167459
АннотацияОбосновано применение компетентностного подхода для организации системы дополнительного профессионального образования библиотекарей. Приведены результаты исследования, позволившего определить компетенции, в формировании которых нуждаются сотрудники Научной библиотеки СибГТУ. Представлена структура системы повышения квалификации, реализующейся в библиотеке.
Слукина, Е.В. Повышение профессиональной компетенции сотрудников НБ СибГТУ : Развивающаяся библиотека в информационном обществе. - Красноярск : КБА, 2011. - С. 63-73. - Библиогр.: с. 72-73 (5 назв.) / Е.В. Слукина .— : [Б.и.], 2011 .— 11 с. — URL: https://rucont.ru/efd/167459 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Повышение профессиональной компетенции сотрудников Научной библиотеки Сибирского государственного технологического университета Елена Викторовна Слукина, заместитель директора Научной библиотеки Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск Реформирование системы высшего профессионального библиотечно-информационного образования, предусматривающее переход на бакалавриат и магистратуру в соответствии с положениями Болонской конвенции, выдвигает задачу реализации компетентностного подхода в подготовке и переподготовке библиотечных кадров. <...> В образовательной науке и практике России понятие «компетенция», «компетентность» ранее не использовалось, и на данном этапе не существует однозначного понимания этих терминов. <...> В этом смысле компетентностная модель образования, по мнению её разработчиков, отличается от знаньевой также как знакомство с правилами игры в шахматы от самого умения играть. <...> 63 Согласно профессиональной модели библиотекаря новой формации, который востребован в XXI веке, современный библиотекарь - это информационный навигатор, аналитик и посредник в системе документных коммуникаций, в том числе электронных; инструктор по информационной грамотности; менеджер и маркетолог информационно-библиотечной сферы, знаток информационных ресурсов, книгоиздательского и книготоргового рынка. <...> Помимо этого, он хранитель документного культурного наследия, служитель Книги как культурного феномена, специалист по продвижению и поддержке чтения, организатор разнообразных культурно-досуговых акций. <...> Таким образом, библиотекарь новой формации многопрофильный специалист, владеющий не только информационными, но и социокультурными технологиями. <...> По мнению разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», выпускник уровня бакалавра должен обладать <...>
Повышение_профессиональной_компетенции_сотрудников_НБ_СибГТУ.pdf
Повышение профессиональной компетенции сотрудников Научной библиотеки Сибирского государственного технологического университета Елена Викторовна Слукина, заместитель директора Научной библиотеки Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск Реформирование системы высшего профессионального библиотечно-информационного образования, предусматривающее переход на бакалавриат и магистратуру в соответствии с положениями Болонской конвенции, выдвигает задачу реализации компетентностного подхода в подготовке и переподготовке библиотечных кадров. В образовательной науке и практике России понятие «компетенция», «компетентность» ранее не использовалось, и на данном этапе не существует однозначного понимания этих терминов. У нас преобладал ЗУНовский подход (знания, умения, навыки). Как справедливо указывается в теоретических разработках, посвященных обоснованию компетентностного подхода, специалист должен не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти, отобрать, проанализировать нужные знания в созданных человечеством огромных хранилищах информации и применить их на практике. В этом смысле компетентностная модель образования, по мнению её разработчиков, отличается от знаньевой также как знакомство с правилами игры в шахматы от самого умения играть. 63
Стр.1
Согласно профессиональной модели библиотекаря новой формации, который востребован в XXI веке, современный библиотекарь - это информационный навигатор, аналитик и посредник в системе документных коммуникаций, в том числе электронных; инструктор по информационной грамотности; менеджер и маркетолог информационно-библиотечной сферы, знаток информационных ресурсов, книготоргового рынка. Помимо этого, он - образом, многопрофильный библиотекарь специалист, новой книгоиздательского и хранитель документного культурного наследия, служитель Книги как культурного феномена, специалист по продвижению и поддержке чтения, организатор разнообразных культурно-досуговых акций. Таким владеющий Федерального формации не - только информационными, но и социокультурными технологиями. По мнению разработчиков государственного образовательного стандарта третьего поколения по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», выпускник уровня бакалавра должен обладать следующими компетенциями: Универсальные компетенции: - общенаучные (например, готовность применять знания наук гуманитарных и социальных деятельности); - инструментальные (например, в профессиональной способность к самостоятельному поиску, переработке и предоставлению информации с использованием ИКТ); - социально-личностные (способность самостоятельно приобретать знания и критически осмысливать социальную информацию, воспроизводить социальный опыт и модели социального взаимодействия). Профессиональные (специальные) компетенции: - в технологической деятельности (главное - способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей); - в организационно-управленческой, научноисследовательской и методической (в частности, способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности и готовность принимать участие в социологических и маркетинговых исследованиях, проводимых библиотекой); 64
Стр.2
— в информа1\ионно-аналитической (способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов и к аналитико-синтетической обработке информации); - в психолого-педагогической (способность использовать подходы и методы психологии и педагогики в обслуживании различных групп пользователей) и кулыпурно-досуговой. Среди универсальных компетенций магистра наиболее важными определены способности самостоятельно получать знания в области социальных наук, техники и информационнокоммуникационных технологий, генерировать и использовать новые знания, находить творческий подход к решению социальных и профессиональных задач. Профессиональные компетенции магистра ориентированы на- самостоятельное ведение научноисследовательской, проектной и экспертно-консультационной деятельности; способность к управлению отраслью и ее функциональными блоками; постановку и решение задач по совершенствованию информационной сфере. Приведенный компетенций информационно-коммуникационных технологий, их нормативно-правового регулирования, а также на ведение преподавательской деятельности в библиотечноперечень соответствует требованиям современной библиотечной практики. Вызывает оптимизм то, что через 5-6 лет в библиотеки придут работать специалисты с такой квалификацией. Сложнее обстоят дела с формированием компетенций работающего библиотекаря. В первую очередь, именно библиотекари-практики отчетливо осознают, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы библиотечной работы. Ведь меняются и читатели, и их запросы, и требования к библиотекарю. Изменилось и само информационно-образовательное пространство. В связи с этим усилилась роль непрерывного дополнительного образования - процесса овладения новыми знаниями на протяжении всей профессиональной деятельности человека. Компетентностный подход как наиболее эффективный инструмент профессионального развития библиотечных кадров активно внедряется в области дополнительного образования, поскольку в современных условиях на него возлагается основная 65
Стр.3