1
Отражение эволюции политической системы Московского государства в
общественной мысли XIV – XV веков
В советской историографии существовала точка зрения, что «под
руководством московского князя Дмитрия Ивановича начали формироваться
силы противостоящие Орде. <...> Москва выдвинула четкую, идеологически
обоснованную программу военного похода против Орды: русские войска
должны были биться за всю Русскую землю». <...> 1
C точки зрения человека XX века, так оно и было, однако современник
Дмитрия Донского не мог оперировать подобными понятиями: традиционно
русские князья и летописцы убеждали в необходимости не политического
единства Руси, а единения князей рода Ярослава Мудрого под верховенством
князя Киевского. <...> И в XIV – XV веках эти идеи продолжали существовать. <...> 2
«Братья и князья русские, гнездо мы великого князя Владимира Киевского
[Задонщина. <...> 145], «Борис и Глеб молитву возносят за сродников своих [Задонщина. <...> К числу подобных политических идей относится и
неприменимая в практической политике того времени мысль о единстве
Московского княжества и Киева: «Пришла к нам весть, что царь Мамай
стоит у быстрого Дона… и хочет идти в Залескую землю…Взойдем [братья]
на горы Киевские, взглянем на славный Днепр…» [Задонщина. <...> Подобное понимание «национального» единства хорошо укладывается
в теорию народной (племенной) политической системы,3 где большинство
политических
1
решений,
имеющих
значение
для
всего
общества,
Золотухина Н.М. <...> 3
В данном случае использована типология политических систем, разработанная американскими
политологами Давидом Э Эптером и Чарльзом Ф. <...> Ими выделены следующие типы
политических систем: племенные, мобилизационные, бюрократические и согласительные. <...> Сама политическая система функционировала
как большая семья. <...> Тем не менее, нельзя сказать, что политическая система была простой. <...> Основными ее звеньями являлись: нуклеарная семья (князь Владимир
Андреевич во всех произведениях куликовского <...>