Духовный федерализм" И.А. Ильина (к вопросу о роли правосознания в
формировании идеологии российской государственности). <...> Вместе с тем, все активнее обсуждается проблема жизнеспособности
Конституции Российской Федерации и шире – вопрос о форме российского
государства в новом тысячелетии. <...> Волна глобализации застала врасплох нашу
государственность, которая вступила в эпоху невиданных ранее перемен
неподготовленной. <...> Федерализм – это многоплановое понятие, которое может обозначать не
только политико-правовую доктрину, но и своеобразное «учение о человеке». <...> Как влияет национальное
правосознание на становление «федералистской» культуры, и существует ли
она? <...> К таким ученым
принадлежит Иван Александрович Ильин – человек, которого многие
представители русской эмиграции считали пророком, но не в смысле гадателя и
предсказателя, а в том, что он разработал многие проблемы раньше, чем они
реально встали перед народами России. <...> В СССР послевоенного времени, теория федерализма существовала лишь
в виде ненаполненной реальным содержанием формулы, но в среде русской
эмиграции и западных публицистов тема федерации активно обсуждалась, как
возможный вариант преобразования Советского Союза в будущем. <...> При этом
считалось, что Россия должна стать федеративным государством, построенном
на всеобщем добровольном соглашении ее народов и граждан. <...> Он
писал: « …есть и такие, которые не успокоятся до тех пор, пока им не удастся
овладеть русским народом через малозаметную инфильтрацию его души и
воли, чтобы привить ему под видом терпимости безбожие, под видом
республики – покорность закулисным мановениям, под видом федерации –
национальное обезличивание. <...> Им нужна Россия расчлененная, по наивному
«свободомыслию» согласная на расчленение и воображающая, что ее благо в
расчленении. <...> И вот, имея ввиду русских расчленителей, мы считаем
необходимым привлечь внимание к проблеме федерации по существу. <...> И.А. Ильина <...>