Ю. Н. Столяров,
доктор педагогических наук, профессор
Культура чтения сказок о книге и чтении
детьми Уральского федерального округа
Понятие «книжная культура» имеет очень ёмкое содержание. <...> Один из
его компонентов включает в себя культуру чтения, а эта последняя
подразумевает распространённость, активность чтения, выбор достойных
объектов чтения, творческое восприятие текста, бережное отношение к книге
как к сплаву духовной и материальной ценности. <...> Названные качества проявляются, в частности, в отношении к чтению
произведений устного народного творчества и прежде всего сказочного
фольклора. <...> Для приобщения детей к чтению, расширения ареала детского
чтения, проведения идеи грамотности, книги и чтения как социальных
ценностей Русской школьной библиотечной ассоциацией в 2008 – 2009 годах
был проведён Всероссийский конкурс «100 сказок о книге и чтении». <...> При внимательном прочтении сказок становится видно, что названная
тема представлена в них очень широко, так что остаётся лишь удивляться
почему она не привлекает внимания специалистов и руководителей детского
чтения. <...> Предметом внимания сказителей чаще всего являются разного рода
записи: надписи, записи, грамоты, записи, письма, расписки, челобитные,
рукописи, билеты (как синоним удостоверения личности), карты (игральные и
географические), портреты и так далее вплоть до афиш и даже – в сказках
новейшего
времени
–
телеграмм. <...> Наиболее богаты сюжетно сказки, в которых стержнем является книга,
при помощи которой осуществляются различные чудеса, герой спасается от
неминуемой гибели, разоблачает козни противника, вводит в заблуждение (в
комических сказках), познаёт сокровенные тайны, исполняется премудрости,
приобретает желаемое. <...> Именно в сказочном материале закрепилось и из него же проистекает
в народе благоговейное отношение к книге, её авторитет, представление о
владеющем книжным знанием как о человеке со сверхъестественными
возможностями <...>
Культура_чтения_сказок_о_книге_и_чтении_детьми_Уральского_федерального_округа.pdf
Ю. Н. Столяров,
доктор педагогических наук, профессор
Культура чтения сказок о книге и чтении
детьми Уральского федерального округа
Понятие «книжная культура» имеет очень ёмкое содержание. Один из
его компонентов включает в себя культуру чтения, а эта последняя
подразумевает распространённость, активность чтения, выбор достойных
объектов чтения, творческое восприятие текста, бережное отношение к книге
как к сплаву духовной и материальной ценности.
Названные качества проявляются, в частности, в отношении к чтению
произведений устного народного творчества и прежде всего сказочного
фольклора. Для приобщения детей к чтению, расширения ареала детского
чтения, проведения идеи грамотности, книги и чтения как социальных
ценностей Русской школьной библиотечной ассоциацией в 2008 – 2009 годах
был проведён Всероссийский конкурс «100 сказок о книге и чтении».
При внимательном прочтении сказок становится видно, что названная
тема представлена в них очень широко, так что остаётся лишь удивляться
почему она не привлекает внимания специалистов и руководителей детского
чтения. Предметом внимания сказителей чаще всего являются разного рода
записи: надписи, записи, грамоты, записи, письма, расписки, челобитные,
рукописи, билеты (как синоним удостоверения личности), карты (игральные и
географические), портреты и так далее вплоть до афиш и даже – в сказках
новейшего времени – телеграмм. Широко фигурируют, выражаясь
бюрократическим языком, документы, исходящие от представителей высших
властных субъектов: царей, королей, генералов, министров и других
начальников. Они отдают указы, пишут ярлыки, составляют бумаги (в
Стр.1