1
Федеральное агентство по образованию
НИУ «БелГУ»
О.М. Кузьминов, Л.А. Пшеничных, Л.А. Крупенькина
ФОРМИРОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАНИИ
Белгород
2012
Стр.1
7
1.2. Формирования клинического мышления как фактор повышения
эффективности медицинской помощи
Повышение эффективности медицинской помощи – важная и
актуальная задача в рамках обеспечения качества жизни населения.
Непосредственной прикладной областью взаимодействия системы
медицинского обеспечения и нуждающимися в ней является клиническая
практика. В зависимости от контекста понятие «клиническая
практика» имеет различные смысловые значения. В широком
смысле под термином «клинической практики» понимается система
профессиональной деятельности медицинских работников по выявлению,
анализу, обработке клинической информации, медицинской
диагностики, планированию и осуществлению профилактических и
лечебно-диагностических мероприятий. Клиническая практика является
подсистемой медицинского обеспечения в целом и в большей
степени отражает непосредственные отношения «врачпациент».
Следует заметить что имеется и более узкий смысл понятия
«клиническая практика: так в Национальном стандарте Российской
федерации ГОСТР 52379-2005 приводится термин «Надлежащая
клиническая практика» (Good Clinical Practice; GCP), который
«представляет собой международный этический и научный стандарт
планирования и проведения исследований с участием человека
в качестве субъекта, а также документального оформления и представления
результатов таких исследований» [13].
Основной целью клинической практики как системы является
своевременное, качественное и эффективное оказание медицинской
помощи. Клиническая практика представляет собой совокупность
элементов или категорий, которые определяются с гносеологической
точки зрения различными факторами: организационными, социальными,
техническими, индивидуальными, информационными
и другими. Существует постоянная проблема качества эффективности
медицинской помощи, связанная с изменением структуры картины
заболеваний, постоянным увеличением объема новой информации,
внедрением сложных технических средств, изменением требованием
к организации и сервису медицинского обеспечения.
Оптимизация клинической практики как системы предполагает
повышение эффективности ее совокупных и отдельных элементов.
Методы оптимизации широко используются в системном подходе
для решения самых различных проблем [2,10,11,54,62,70]. Основными
путями совершенствования систем являются: применение
Стр.7
8
новых способов организации работы и методов решения управленческих
задач, изменение структуры и (или) перераспределение
функций и задач отдельных элементов, механизация и автоматизация.
Широкое внедрение в практическую деятельность персональной
компьютерной техники предоставило новые возможности для
автоматизации различных систем на основе совершенствования
процессов получения, передачи, преобразования и использования
информации.
Важной категорией клинической практики является клиническое
мышление. В наиболее общем виде под клиническим мышлением
понимают когнитивную способность решать профессиональные
задачи на основе знаний, опыта и интуиции [4]. Совершенствование
ее формирования у врачей оптимизирует клиническую практику
как систему. Для иллюстрации данного положения ниже представлены
отдельные взаимосвязанные категории клинической
практики. К ним относятся клиника, клиническая медицина, медицинская
диагностика, врачебные ошибки, клиническое мышление.
Категория «клиника» в зависимости от контекста подразумевает
или практическую сторону медицинского опыта, особое медицинское
знание или особый тип медицинских учреждений. В любом
случае речь идет о специфике медицинской деятельности, направленной
на накопление и передачу практического опыта для
решения лечебно-диагностических задач в будущем. В целом данная
сторона профессиональной деятельности может быть объединена
понятием клинической медицины. В рамках этого понятия
следует помнить, что клиника несет дидактическую нагрузку, связанную
с обучением. «Врач – это учитель по определению, дидакт,
наставник, опекун, куратор, помощник»[21,36]. «Слово «доктор»
происходит от латинского слова docere, «учить». В связи с этим
врач должен делиться информацией и медицинскими знаниями с
другими, стремясь передать то, что ему удалось узнать, своим коллегам,
а также студентам-медикам и специалистам смежных профессий.
Медицинская деятельность определяется суммой медицинских
знаний, которая в свою очередь основывается на нескончаемой
цепи научных открытий, клинических наблюдений, на их анализе
и интерпретации» [64]. Медицинское учреждение, ведущее активное
обучение специалистов именуется клиническим. В клинической
медицине тесно переплетены клиническая практика, педагогика
и дидактика. Очевидно, что оптимизация медицинского образования
и самообразования является актуальной задачей, которая
Стр.8
9
решается совершенствованием дидактических приемов передачи
знаний и навыков.
Краеугольным камнем врачебной работы является медицинская
диагностика. Она является важной частью непосредственной
клинической работы врача. Диагноз - это врачебное заключение о
сущности заболевания, сформулированное в соответствии с рекомендуемыми
международными терминами и классификациями. Диагностика
проходит этап сбора информации о больном, анализ информации,
синтез полученного материала и установление диагноза.
Основу медицинской диагностики как профессиональной деятельности
составляет клиническое мышление врача. Оно определяет
эффективность медицинской диагностики в рамках субъективной
способности врача, и приводит к минимизации врачебных ошибок.
Под последними обычно понимают ошибочные действия врача
«имеющие в своей основе несовершенство современной медицинской
науки, объективные условия работы, недостаточную квалификацию
или неспособность использовать имеющиеся знания. Определяющим
признаком ошибки является невозможность для данного
врача предусмотреть и предотвратить ее последствия» [71].
Повышение качества лечебно-диагностической работы предполагает
в первую очередь минимизацию врачебных ошибок.
Можно определить важные причины дефектов диагностической работы,
которые приводят к врачебным ошибкам, и, в конечном счете,
снижают качество лечебно-диагностической помощи [71,56].
Среди множества причин можно выделить и те, которые непосредственно
связаны с недостаточно сформированным клиническим
мышлением врача. Это субъективизм, проявляющийся в оценке и
интерпретации объективных симптомов, что во многом зависит от
опыта и квалификации врача; невозможность определения внутренних
связей между симптомами, приводящая к неправильному
отбору наиболее существенных данных, выделению ведущего синдрома,
проведению дифференциального диагноза; отсутствие целостной
картины болезни и как следствие этого - невозможность выделения
ключевых лечебно-диагностических мероприятий.
Взаимоотношения перечисленных категорий можно представить
на схеме, отображающей определенные иерархические и сетевые
связи между ними (рис.1). Как видно из представленных данных
такие категории клинической медицины как практика, дидактика
и мышление неотделимо связаны друг с другом и являются
неразрывными элементами системы. Их организационно методиче
Стр.9
10
ское совершенствование приводит к повышению эффективности
медицинской диагностики, минимизации врачебных ошибок и рациональному
планированию лечебно-диагностических мероприятий.
Что оказывает положительное влияние на уровень подготовки
медицинских кадров, организацию медицинской помощи и наряду
с развитием материально-технической базы приводит к повышению
эффективности системы медицинской помощи.
Рис.1. Клиническое мышление и ее роль в повышении эффективности
клинической медицины.
Таким образом, формирование эффективного клинического
мышления является важной и актуальной проблемой как в компетентностной
модели обучения студентов медицинских специальностей,
так и в рамках формирования профессионального опыта на
рабочем месте медицинских специалистов. Решение данной проблемы
предполагает не только педагогические, но и организационно-методические
способы совершенствования медицинского обеспечения.
В связи с этим в клинической медицине необходимо разрабатывать
и внедрять системные методы совершенствования не
только формирования клинического мышления на этапах обучения,
но и в процессе практической профессиональной деятельности.
Стр.10
99
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – КОМПЕТЕНТНОСТНООРИЕНТИРОВАННЫЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАВЫК
1.1.Профессиональные компетенции в современном образовательном
стандарте подготовки медицинских работников
1.2.Клиническая практика, клиническое мышление и повышение
эффективности медицинской помощи
1.3.Клиническое мышление: содержание и пути совершенствования
2.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
3. КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МЕДИЦИНСКАЯ
ДИАГНОСТИКА
3.1.Медицинская диагностика и методология диагноза
3.2.Диагностические ошибки на этапах оказания медицинской
помощи
3.3.Клиническое мышление и субъективные причины диагностических
ошибок
4.СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И
ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
4.1.Информационные технологии в образовании
4.2.Дидактические особенности клинической информации
4.3.Направления оптимизации формирования клинического
мышления
4.4.Основные программные средства учебного назначения
5.КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ
3
5
5
7
11
16
33
33
35
37
39
39
41
43
45
49
Стр.99
100
ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
5.1.Образовательные цели и информационная модель
5.2.База знаний клинических симптомов
5.2.1.Назначение и задачи
5.2.2.Предметная область и объекты учетной информации
5.2.3.Информационно-логическая модель и структура предметной
области
5.2.4.Алгоритм поиска симптомов заболеваний в дидактических
целях
49
51
51
53
56
62
5.2.5.Информационоо-логическая модель диалогового интерфейса 63
5.3.Проблемные задания
5.3.1.Назначение и задачи
5.3.2.Проблемные задания с процедурой медицинской диагностики
5.3.3.Проблемные
задания с информацией различной по форме восприятия
68
68
69
72
5.3.4.Проблемные
задания со сложными графическими объектами 78
5.4.Персональный клинический архив
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
81
86
89
Подписано в печать 14.02.2012г.
бумага офсетная. Усл.печ. листов 6,25
тираж 300 экз. Заказ 0583
Отпечатано в типографии ООО «ГиК»,
г.Белгород, ул. Калинина, 38-А,
тел. (4722) 58-71-25
girichev69@mail.ru
Св-во 001071155 от 13.04.2005г.
Стр.100