Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Формирование клинического мышления и современные информационные технологии в образовании : монография (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКузьминов Олег Михайлович
АвторыПшеничных Л.А., Крупенькина Л.А.
ИздательствоБЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Страниц100
ID152925
АннотацияВ монографии рассмотрены вопросы формирования творческого клинического мышления как основного профессиональног компетентностно-ориентированного навыка врачебной деятельности. Изучены психолого-педагогические аспекты формирования творческого мышления. Освещена роль клинического мышления в медицинской диагностике. Обоснована компетентностно-ориентированная технология оптимизации формирования клинического мышления на основе программных средств учебного назначения. Книга предназначена для студентов и преподавателей медицинских учебных заведений, практикующих врачей.
Кузьминов, О.М. Формирование клинического мышления и современные информационные технологии в образовании : монография : монография / Л.А. Пшеничных, Л.А. Крупенькина; О.М. Кузьминов .— Белгород : БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2012 .— 100 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/152925 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Формирование клинического мышления и современные информационные технологии в образовании: монография. <...> Обоснована компетентностно-ориентированная технология оптимизации формирования клинического мышления на основе программных средств учебного назначения. <...> Разработаны методы и алгоритмы решения задач обработки клинической информации для дидактических объектов данной технологии. <...> Для каждого дидактического объекта определена предметная область, объекты учетной информации и их реквизиты, информационно-логическая модель данных и их внутренние связи. <...> Применительно к подготовке медицинских специалистов немаловажным является формирование с первых лет обучения способности собирать клинические сведения, анализировать их, синтезировать полученные сведения в виде нового знания: синдромного и нозологического диагноза, прогноза, построения плана индивидуального лечения. <...> Способность собирать информацию о больном, анализировать ее, проводить медицинскую диагностику, планировать лечебно-профилактические мероприятия традиционно обозначается как клиническое мышление. <...> Связано это с тем, что недостаточная способность применять приобретенные знания на практике зачастую лежит в основе врачебных ошибок и неэффективных лечебных мероприятиях. <...> В соответствии с компетентностной моделью подготовки медицинских специалистов в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования представлены профессиональные компетенции связанные с навыками клинического мышления и построения медицинского диагноза. <...> Так указывается, что выпускник высшего учебного медицинского заведения должен обладать следующими профессиональными компетенциями: - «способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний <...>
Формирование_клинического_мышления_и_современных_информационные_технологии_в_образовании__монография.pdf
1 Федеральное агентство по образованию НИУ «БелГУ» О.М. Кузьминов, Л.А. Пшеничных, Л.А. Крупенькина ФОРМИРОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Белгород 2012
Стр.1
7 1.2. Формирования клинического мышления как фактор повышения эффективности медицинской помощи Повышение эффективности медицинской помощи – важная и актуальная задача в рамках обеспечения качества жизни населения. Непосредственной прикладной областью взаимодействия системы медицинского обеспечения и нуждающимися в ней является клиническая практика. В зависимости от контекста понятие «клиническая практика» имеет различные смысловые значения. В широком смысле под термином «клинической практики» понимается система профессиональной деятельности медицинских работников по выявлению, анализу, обработке клинической информации, медицинской диагностики, планированию и осуществлению профилактических и лечебно-диагностических мероприятий. Клиническая практика является подсистемой медицинского обеспечения в целом и в большей степени отражает непосредственные отношения «врачпациент». Следует заметить что имеется и более узкий смысл понятия «клиническая практика: так в Национальном стандарте Российской федерации ГОСТР 52379-2005 приводится термин «Надлежащая клиническая практика» (Good Clinical Practice; GCP), который «представляет собой международный этический и научный стандарт планирования и проведения исследований с участием человека в качестве субъекта, а также документального оформления и представления результатов таких исследований» [13]. Основной целью клинической практики как системы является своевременное, качественное и эффективное оказание медицинской помощи. Клиническая практика представляет собой совокупность элементов или категорий, которые определяются с гносеологической точки зрения различными факторами: организационными, социальными, техническими, индивидуальными, информационными и другими. Существует постоянная проблема качества эффективности медицинской помощи, связанная с изменением структуры картины заболеваний, постоянным увеличением объема новой информации, внедрением сложных технических средств, изменением требованием к организации и сервису медицинского обеспечения. Оптимизация клинической практики как системы предполагает повышение эффективности ее совокупных и отдельных элементов. Методы оптимизации широко используются в системном подходе для решения самых различных проблем [2,10,11,54,62,70]. Основными путями совершенствования систем являются: применение
Стр.7
8 новых способов организации работы и методов решения управленческих задач, изменение структуры и (или) перераспределение функций и задач отдельных элементов, механизация и автоматизация. Широкое внедрение в практическую деятельность персональной компьютерной техники предоставило новые возможности для автоматизации различных систем на основе совершенствования процессов получения, передачи, преобразования и использования информации. Важной категорией клинической практики является клиническое мышление. В наиболее общем виде под клиническим мышлением понимают когнитивную способность решать профессиональные задачи на основе знаний, опыта и интуиции [4]. Совершенствование ее формирования у врачей оптимизирует клиническую практику как систему. Для иллюстрации данного положения ниже представлены отдельные взаимосвязанные категории клинической практики. К ним относятся клиника, клиническая медицина, медицинская диагностика, врачебные ошибки, клиническое мышление. Категория «клиника» в зависимости от контекста подразумевает или практическую сторону медицинского опыта, особое медицинское знание или особый тип медицинских учреждений. В любом случае речь идет о специфике медицинской деятельности, направленной на накопление и передачу практического опыта для решения лечебно-диагностических задач в будущем. В целом данная сторона профессиональной деятельности может быть объединена понятием клинической медицины. В рамках этого понятия следует помнить, что клиника несет дидактическую нагрузку, связанную с обучением. «Врач – это учитель по определению, дидакт, наставник, опекун, куратор, помощник»[21,36]. «Слово «доктор» происходит от латинского слова docere, «учить». В связи с этим врач должен делиться информацией и медицинскими знаниями с другими, стремясь передать то, что ему удалось узнать, своим коллегам, а также студентам-медикам и специалистам смежных профессий. Медицинская деятельность определяется суммой медицинских знаний, которая в свою очередь основывается на нескончаемой цепи научных открытий, клинических наблюдений, на их анализе и интерпретации» [64]. Медицинское учреждение, ведущее активное обучение специалистов именуется клиническим. В клинической медицине тесно переплетены клиническая практика, педагогика и дидактика. Очевидно, что оптимизация медицинского образования и самообразования является актуальной задачей, которая
Стр.8
9 решается совершенствованием дидактических приемов передачи знаний и навыков. Краеугольным камнем врачебной работы является медицинская диагностика. Она является важной частью непосредственной клинической работы врача. Диагноз - это врачебное заключение о сущности заболевания, сформулированное в соответствии с рекомендуемыми международными терминами и классификациями. Диагностика проходит этап сбора информации о больном, анализ информации, синтез полученного материала и установление диагноза. Основу медицинской диагностики как профессиональной деятельности составляет клиническое мышление врача. Оно определяет эффективность медицинской диагностики в рамках субъективной способности врача, и приводит к минимизации врачебных ошибок. Под последними обычно понимают ошибочные действия врача «имеющие в своей основе несовершенство современной медицинской науки, объективные условия работы, недостаточную квалификацию или неспособность использовать имеющиеся знания. Определяющим признаком ошибки является невозможность для данного врача предусмотреть и предотвратить ее последствия» [71]. Повышение качества лечебно-диагностической работы предполагает в первую очередь минимизацию врачебных ошибок. Можно определить важные причины дефектов диагностической работы, которые приводят к врачебным ошибкам, и, в конечном счете, снижают качество лечебно-диагностической помощи [71,56]. Среди множества причин можно выделить и те, которые непосредственно связаны с недостаточно сформированным клиническим мышлением врача. Это субъективизм, проявляющийся в оценке и интерпретации объективных симптомов, что во многом зависит от опыта и квалификации врача; невозможность определения внутренних связей между симптомами, приводящая к неправильному отбору наиболее существенных данных, выделению ведущего синдрома, проведению дифференциального диагноза; отсутствие целостной картины болезни и как следствие этого - невозможность выделения ключевых лечебно-диагностических мероприятий. Взаимоотношения перечисленных категорий можно представить на схеме, отображающей определенные иерархические и сетевые связи между ними (рис.1). Как видно из представленных данных такие категории клинической медицины как практика, дидактика и мышление неотделимо связаны друг с другом и являются неразрывными элементами системы. Их организационно методиче
Стр.9
10 ское совершенствование приводит к повышению эффективности медицинской диагностики, минимизации врачебных ошибок и рациональному планированию лечебно-диагностических мероприятий. Что оказывает положительное влияние на уровень подготовки медицинских кадров, организацию медицинской помощи и наряду с развитием материально-технической базы приводит к повышению эффективности системы медицинской помощи. Рис.1. Клиническое мышление и ее роль в повышении эффективности клинической медицины. Таким образом, формирование эффективного клинического мышления является важной и актуальной проблемой как в компетентностной модели обучения студентов медицинских специальностей, так и в рамках формирования профессионального опыта на рабочем месте медицинских специалистов. Решение данной проблемы предполагает не только педагогические, но и организационно-методические способы совершенствования медицинского обеспечения. В связи с этим в клинической медицине необходимо разрабатывать и внедрять системные методы совершенствования не только формирования клинического мышления на этапах обучения, но и в процессе практической профессиональной деятельности.
Стр.10
99 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 1. КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – КОМПЕТЕНТНОСТНООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАВЫК 1.1.Профессиональные компетенции в современном образовательном стандарте подготовки медицинских работников 1.2.Клиническая практика, клиническое мышление и повышение эффективности медицинской помощи 1.3.Клиническое мышление: содержание и пути совершенствования 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 3. КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МЕДИЦИНСКАЯ ДИАГНОСТИКА 3.1.Медицинская диагностика и методология диагноза 3.2.Диагностические ошибки на этапах оказания медицинской помощи 3.3.Клиническое мышление и субъективные причины диагностических ошибок 4.СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 4.1.Информационные технологии в образовании 4.2.Дидактические особенности клинической информации 4.3.Направления оптимизации формирования клинического мышления 4.4.Основные программные средства учебного назначения 5.КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ 3 5 5 7 11 16 33 33 35 37 39 39 41 43 45 49
Стр.99
100 ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 5.1.Образовательные цели и информационная модель 5.2.База знаний клинических симптомов 5.2.1.Назначение и задачи 5.2.2.Предметная область и объекты учетной информации 5.2.3.Информационно-логическая модель и структура предметной области 5.2.4.Алгоритм поиска симптомов заболеваний в дидактических целях 49 51 51 53 56 62 5.2.5.Информационоо-логическая модель диалогового интерфейса 63 5.3.Проблемные задания 5.3.1.Назначение и задачи 5.3.2.Проблемные задания с процедурой медицинской диагностики 5.3.3.Проблемные задания с информацией различной по форме восприятия 68 68 69 72 5.3.4.Проблемные задания со сложными графическими объектами 78 5.4.Персональный клинический архив ВЫВОДЫ ЛИТЕРАТУРА 81 86 89 Подписано в печать 14.02.2012г. бумага офсетная. Усл.печ. листов 6,25 тираж 300 экз. Заказ 0583 Отпечатано в типографии ООО «ГиК», г.Белгород, ул. Калинина, 38-А, тел. (4722) 58-71-25 girichev69@mail.ru Св-во 001071155 от 13.04.2005г.
Стр.100

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.