Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

СЦЕНИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ Техника ведения поединков, пластика движений и батальная режиссура (160,00 руб.)

0   0
Первый авторМовшович Алек Давыдович
Издательство[Б.и.]
Страниц258
ID152922
Аннотация Изложены методика обучения актеров фехтованию, необходимые педагогам основы теории и терминологии, практикум для использования в театральных студиях. Система владения холодным оружием в динамике исторического раз¬вития, с учетом уровня требований к двигательной и фехтовальной подготовленности актеров, а также к процессу постановки батальных сцен в спектаклях и кинофильмах.
УДК792
ББК85.334
Мовшович, А.Д. СЦЕНИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ Техника ведения поединков, пластика движений и батальная режиссура / А.Д. Мовшович .— : [Б.и.], 2010 .— 258 с. — URL: https://rucont.ru/efd/152922 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СЦЕНИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ Техника ведения поединков, пластика движений и батальная режиссура Москва 2010 г. 2 Содержание Предисловие... <...> Холодное оружие и защитное снаряжение Практикум для повышения уровня владения сценическим холодным оружием... <...> Сценический поединок на рубяще-колющих шпагах «Жених и соперник»… <...> Боевые действия, ситуации и упражнения для овладения фехтованием на двуручных мечах... <...> Сценическое фехтование позволяет актерам глубже заглянуть во внутренний мир многих исторических персонажей и точнее оценить их поступки, атмосферу изображаемой эпохи. <...> Занятия фехтованием и сценические поединки на холодном оружии всегда проходят в атмосфере психической напряженности. <...> В свою очередь, положения оружия, с острием в сторону противника, получили номерные обозначения и стали верхними позициями и защитами, или нижними позициями и защитами, закрывающими аналогичные секторы от нападений. <...> Если этому мешает выставленное оружие или вооруженная рука противника, то для нанесения удара или укола необходим перевод (острие огибает это препятствия по пути к цели) или перенос (клинок обносит острие противостоящего клинка). <...> Клинок противника, направленный в сторону возможной атаки, мешает выполнить нападение, так как на острие можно наткнуться. <...> Фехтовальный поединок (естественно, тренировочный) велся участниками только на однородном оружии (колющем, или рубящеколющем), что позволяло ограничить секторы для нанесения уколов или ударов и определить другие условия единоборства. <...> В частности, прототипом современной спортивной сабли является рубяще-колющая шпага XVII века. <...> Атакующим считается фехтовальщик, первым начавший нападение (следовательно, и быстрое сближение), и получающий преимущество над противником, одновременно наносящим встречный удар. <...> Преимущество получает также фехтовальщик, отбивший оружием атаку противника, и нанесший ответ одновременно с его повторным нападением. <...> В результате <...>
СЦЕНИЧЕСКОЕ_ФЕХТОВАНИЕ_(2).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Стр.18
Стр.19
Стр.20
СЦЕНИЧЕСКОЕ_ФЕХТОВАНИЕ_(2).pdf
Д. Тышлер А. Мовшович СЦЕНИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ Техника ведения поединков, пластика движений и батальная режиссура Москва 2010 г.
Стр.1
2 Содержание Предисловие... Исторические предпосылки возникновения искусства ведения боя на легком холодном оружии… Как создавались техника и тактика фехтования... Реальные дуэли, сценическое и спортивное фехтование… Школы фехтования средневековой Западной Европы… Школы фехтования средневековой Японии... Фехтование в России (XVIII-XIX век)... Фехтование на шпагах (XVI-XVII век)... Основные положения и движения клинком Приемы передвижений по полю боя Техника фехтования на колющих шпагах. Французская школа... Техника фехтования на рубяще-колющих шпагах. Итальянская школа... Комплексы сценических фехтовальных действий... Наступательные и оборонительные действия с уклонениями... Уколы и удары с вращениями … Ближний бой… Обезоруживание... Пленение... «Ранения»... Бросание и ловля шпаги… Двигательные паузы в промежутках между схватками… Сценические жанровые поединки… Жанровые бои на холодном оружии Самооборона с использованием подручных средств и бытовых предметов
Стр.2
3 Примерные ситуации и бутафорские движения для фехтования на рубящееколющих шпагах... Бой одного с двумя (тремя) противниками... Виды исторического фехтования холодным оружием… Шпага и дага… Шпага и кинжал… Шпага и плащ… Меч и щит… Двуручный меч… Копье и щит… Алебарда… Винтовка со штыком… Кинжал. Нож… Сабля и пика верхом на лошади... Мензурное фехтование Персонажи исторических боев... Греческий воин (VII-II век до н.э.) Римский воин (I век н.э.). Гладиатор (I век н.э.). Русский воин (XII-XIV век). Золотоордынский воин (XII-XIV век) Рыцарь (XII-XIV век). Крестоносец (XII-XIII век). Ближневосточный воин (XII-XIII век). Японский воин (XV-XVIII век). Дворянин (XVI – XVIII век) Учитель фехтования (XV-XIX век). Ландскнехт (наемник XV-XVIII век). Стражник (XV-XVII век). Горожанин (XV-XVIII век).
Стр.3
4 Гусар (XVIII-XIX век). Гренадер (XVIII-XIX век). Казак (XVIII – XIX век). Выразительность действий актера и батальная режиссура Фехтовальный «этикет»… Выразительность сценических действий в сценическом поединке… Изобразительные возможности актера и двигательная реализация избранного образа… Фехтовальная подготовленность актеров и режиссерское мастерство… Постановка сценических поединков… Сохранение и восстановление репертуарных эпизодов… Методика обучения сценическому фехтованию... Педагогические установки на обучение актеров... Программирование содержания обучения... Сопряжение воздействий на техническую и функциональную подготовленность... Формы проведения упражнений и методические приемы выполнения действий… Проведение урока фехтования… Содержание урока… Навыки и умения фехтовального педагога.. Команды педагога для начала действий… Основные требования к технике ударов, уколов и защит… Возможные ошибки в специализированных положениях и движениях оружием… Обеспечение безопасности на занятиях фехтованием и в сценических поединках.. Общие требования к навыкам обращения с холодным оружием… Формирование специальных умений для безопасного
Стр.4
5 ведения сценических боев… Теоретические основы сценического фехтования... Состав действий и тактика ведения поединка... Тематический словарь специальных терминов... Фехтование как сценическая и прикладная дисциплина.. Холодное оружие и защитное снаряжение Практикум для повышения уровня владения сценическим холодным оружием... Сценический поединок на рубяще-колющих шпагах «Жених и соперник»… Учебный бой на рубяще-колющих шпагах… Типовые положения и приемы владения колющей шпагой… Типовые положения и приемы владения рубяще-колющей шпагой… Боевые действия, ситуации и упражнения для овладения фехтованием на колющих шпагах... Боевые действия, ситуации и упражнения для овладения фехтованием на рубяще-колющих шпагах... Боевые действия, ситуации и упражнения для овладения фехтованием на шпагах и дагах (кинжалах)... Боевые действия, ситуации и упражнения для овладения фехтованием на мечах со щитом... Боевые действия, ситуации и упражнения для овладения фехтованием на двуручных мечах... Боевые действия, ситуации и упражнения для овладения фехтованием на винтовках (карабинах, автоматах) со штыком... Действия нападения и защиты с уклонениями в фехтовании на рубяще-колющих шпагах Упражнения и установки для овладения приемами передвижений... Упражнения для овладения безопасным перемещенем по сценической площадке…
Стр.5
6 Предисловие Фехтование неплохо послужило человечеству уже не одно тысячелетие. С годами менялось лишь его предназначение, от военно-прикладного до современного спортивного. Даже в XXI веке все еще остаются актуальными приемы рукопашного боя с холодным оружием. И сами занятия фехтованием, будь то спорт или обучение сценическим поединкам, воспитывают двигательные и психические свойства, необходимые молодежи для становления личности. Наверное, поэтому фехтование и сохранилось в культуре современной цивилизации и продолжает оставаться частью программы обучения в театральных вузах. Сценическое фехтование позволяет актерам глубже заглянуть во внутренний мир многих исторических персонажей и точнее оценить их поступки, атмосферу изображаемой эпохи. Ведь поединок дуэлянтов, пусть даже декоративно-сценический и с небоевым оружием - это все же единоборство, которое характерно быстротой движений и реагирований и требует от участников освоения разнообразных умений. К тому же неумелое обращение с оружием, неосторожные движения им могут привести к тяжелым травмам. Занятия фехтованием и сценические поединки на холодном оружии всегда проходят в атмосфере психической напряженности. Они экстремальны по своей сути, что весьма ценно, так как позволяют актерам прикоснуться к реальной опасности при отображении действий, применяемых на грани риска для жизни. В этом смысле фехтование и все, что исторически с ним связано, представляет собой важную дисциплину в системе подготовки актеров и режиссеров. Авторы книги, профессор Д.А. Тышлер и профессор А.Д. Мовшович, известные педагоги и ученые в области спортивного фехтования, имеют немалый опыт постановки батальных сцен в театрах и кинофильмах, массовых представлениях, а также практику обучения студентов театральных учебных заведений. В данной книге нет актерских премудростей, да они, собственно, были и не нужны для изложения искусства сценического фехтования. Оно
Стр.6
7 представлено в основном как система владения холодным оружием в динамике исторического развития, с учетом уровня требований к двигательной и фехтовальной подготовленности актеров, а также к процессу постановки батальных сцен в спектаклях и кинофильмах. Изложены методика обучения актеров фехтованию, необходимые педагогам основы теории и терминологии, практикум для использования в театральных студиях. Содержание книги и ее методический уровень соответствуют требованиям различных звеньев «театрального цеха» к информации о сценическом фехтовании, что позволяет рекомендовать ее студентам и преподавателям театральных вузов. Художественный руководитель МХАТ, Народный артист СССР, профессор О. Табаков
Стр.7
Исторические предпосылки возникновения искусства ведения боя на легком холодном оружии Как создавались техника и тактика фехтования Представления о фехтовании сложились у большинства людей на основе исторических сюжетов из прочитанных книг, увиденных фильмов и спектаклей. При этом действия участников гладиаторских сражений или дуэлей мушкетеров описываются и изображаются как вполне тактически осмысленные, предпринимаемые за счет хорошо изученных и многократно тренированных движений оружием и передвижений по полю боя. Боевое фехтование, как и его изображение в театре и кино, это не игра. Ведь действия оружием, даже бутафорским, угрожают жизни каждому участнику поединка, а так же и для всех, находящихся на расстоянии взмаха клинком от сражающихся. Овладение боевым искусством фехтования довольно сложно. И причина в том, что в фехтовальном бою необходимо постоянно наблюдать за противником, координировать собственные движения оружием и маневрирование. Одновременно участниками принимаются, но в разной степени реализуются, наступательные и оборонительные намерения. Кроме того, каждый должен сохранять готовность противодействовать неожиданным нападениям противника. Столь разноплановые требования к участникам поединков не позволяют быстро и хорошо освоить искусство фехтования только за счет упражнений со шпагой или саблей. И это было понятно военным специалистам уже более 600 лет назад, что и вынудило их создавать системы владения холодным оружием и совершенствовать методики их освоения. Чтобы научиться фехтовать, ощутить атмосферу боя, нужно «потренироваться», с минимальными при этом ушибами или ранениями. Избежать их было крайне сложно, так как требовались надежные защитные доспехи, маски и перчатки, а также и другие приспособления.
Стр.8
9 Вынужденными мерами первоначально являлись вводимые условия, определяющие выбор оружия для тренировочных поединков и дуэлей, а также и другие ограничения в действиях участников. Повышение уровня владения шпагой и кавалерийской саблей, а также формирование методик эффективного обучения фехтованию становятся все более важными проблемами для руководителей государств и командующих армиями. Ведь появление огнестрельного оружия, пробивавшего рыцарские доспехи, сделали их ненужными. И в результате наиболее хорошо вооруженная часть армий и их элита (дворяне, составлявшие тогда офицерский корпус) потеряли ранее имевшуюся защищенность и стали во много раз более уязвимыми в сражениях. Создание системы владения легким холодным оружием, которым так виртуозно владели французские мушкетеры XVI века, если полагаться на описания Александра Дюма и современные фильмы, на самом деле заняло более 200 лет. На этом пути было немало трудных поисков и открытий. Менялись конструкции оружия, его вес и размеры, конфигурации клинка и гарды. Постепенно прекратилось одновременное применение шпаги вместе с дагой (кинжалом). Затем шпага колющая или рубяще-колющая становится личным (скорее домашним) оружием дворянина, так как в войнах он обычно участвовал верхом на лошади и с более тяжелым клинком. Какие же главные компоненты определяют наличие системы в действиях участников фехтовального боя, сохранившиеся и сегодня из опыта войн и дуэлей в спортивных поединках, да и в обучении рукопашному бою. 1. Движения оружием становятся узнаваемыми и их можно многократно повторять в условиях тренировок, если встречающиеся в поединках действия получат начальные и конечные обозначения, основанные на положениях клинка по отношению к противнику или частям собственного тела. Самыми поражаемыми целями в бою на холодном оружии являются туловище, голова и обе руки, но, прежде всего вооруженная. Выдвинутое
Стр.9
10 вперед оружие делит части тела бойца на секторы нанесения ударов и уколов, определяя их как внутренний или наружный, нижний или верхний. В свою очередь, положения оружия, с острием в сторону противника, получили номерные обозначения и стали верхними позициями и защитами, или нижними позициями и защитами, закрывающими аналогичные секторы от нападений. 2. Оружие нападающего движется к телу противника прямо, по кратчайшему пути, когда между его клинком и поражаемой целью нет препятствий. Если этому мешает выставленное оружие или вооруженная рука противника, то для нанесения удара или укола необходим перевод (острие огибает это препятствия по пути к цели) или перенос (клинок обносит острие противостоящего клинка). 3. Клинок противника, направленный в сторону возможной атаки, мешает выполнить нападение, так как на острие можно наткнуться. Но его несложно отстранить своим клинком (сделав батман) и «поколебав» выиграть время для нанесения удара в открываемый сектор (удлинив также для противника путь последующего защитного движения). 4. Переместить выставленное впереди и «мешающее» оружие противника, чтобы тем самым открыть один из его секторов и совершить в него нападение, удается применением финта. Угроза нанесения удара или укола может вызвать у противника защитную реакцию. Неожиданный для противника батман может также вызвать защитное перемещение оружия и создать условия для нанесения удара в открывающийся сектор. 5. Для противодействия нападениям наиболее распространены два способа: а) выдвижение оружия в позицию, в сторону или вверх, под удар или укол противника, или отбивания оружия противника в момент его приближения.
Стр.10
11 б) нанесение опережающего удара или укола противнику в момент до завершения его атаки. Поиск наиболее эффективных методик для освоения систем ведения боя также имеет многовековую историю. Главной же проблемой, которую пришлось решать учителям фехтования, являлась необходимость избегать одновременных взаимных нападений в сражениях, а также ранений и ушибов в подобных ситуациях во время тренировок. А взаимные удары или уколы возможны в бою при неожиданном возникновении достаточно короткой дистанции для реального их нанесения. Собственно этого и добивается один из соперников, а иногда и оба. Создающееся критическое расстояние, позволяющее поразить противника, служит сигналом каждому из них для начала нападения. Подобная ситуация длится мгновение, что усложняет выбор или изменение тактического решения. Чтобы обезопасить обучаемых в тренировочные поединки постепенно вводились определенные условности. 1. Фехтовальный поединок (естественно, тренировочный) велся участниками только на однородном оружии (колющем, или рубящеколющем), что позволяло ограничить секторы для нанесения уколов или ударов и определить другие условия единоборства. В частности, прототипом современной спортивной сабли является рубяще-колющая шпага XVII века. 2. Вводится понятие «тактическая правота» для атак и защит с ответом в ситуациях нанесения взаимных ударов. Атакующим считается фехтовальщик, первым начавший нападение (следовательно, и быстрое сближение), и получающий преимущество над противником, одновременно наносящим встречный удар. Преимущество получает также фехтовальщик, отбивший оружием атаку противника, и нанесший ответ одновременно с его повторным нападением. 3. Вводится понятие «фехтовальный темп», составляющий продолжительность выполнения одного нападения движением вооруженной руки. Используется оно для оценки различий во времени между нанесенными
Стр.11
12 ударами. В результате фехтовальщик, опередивший противника на один фехтовальный темп, получает преимущество, и его контратака или повторное нападение - «ремиз» считается своевременным. Использование установленных правил для оценки результативности нападений, а также и внедрение разнообразной защитной экипировки, ускорило обучение фехтованию. Оно сделало его более безопасным, в том числе и за счет повышения уровня тактической обоснованности действий в поединках. В дальнейшем правила тренировочных боев совершенствуются, а критерии «тактической правоты» и «фехтовального темпа» становятся основой формирования спортивного фехтования и сохраняются в единоборствах на рапирах и саблях по сей день. Реальные дуэли, сценическое и спортивное фехтование Искусство фехтования неотделимо от романтических образов, рожденных впечатлениями от изображений боев на холодном оружии. Именно поэтому, наблюдая поведение человека, впервые взявшего в руки даже спортивную рапиру (саблю или шпагу), можно увидеть, как меняется выражение его лица. В глазах появляются «недобрые» искорки, так как непроизвольно возникают представления о возможном бое, и ощущения будто держит грозное оружие. Однако различия между боевым (как и спортивным) фехтованием и поединками в театрах и кино существенны. И, прежде всего, участник реального боя или соревнований стремится сделать свои действия максимально скоротечными и внезапными для противника, следовательно, и для окружающих. Режиссеры же и актеры, в пределах возможного, акцентируют намерения и сценические действия в поединках так, чтобы сделать их мотивированными и фиксируемыми для зрителей. Вместе с тем принципиальных различий в действиях оружием и способах передвижений у спортсменов и актеров не много. Ибо в своей основе приемы нападения и защиты с холодным оружием в руках, изобретенные несколько столетий назад, уже к XVII веку сформировались в
Стр.12
13 стройную систему настолько хорошо, что многие из них сохранились в арсенале современных чемпионов. Примеряя невольно мастерство спортсменов-фехтовальщиков на соответствие литературным кумирам, например, мушкетерам Де Тревиля, напрашиваются и каверзные вопросы, например, а чем бы закончилось сражение между ними? Достойно ли наш современник предстал бы перед «экзаменатором» в лице Д’Артаньяна. Ответ может быть только условным. Ведь в ХV - XVII веках шпаги делались вдвое (или второе) тяжелее нынешних и управляться ими было потруднее, а значит и приемы нападения и защиты становились несколько примитивнее. Точнее можно сказать, что средневековые способы владения оружием упрощеннее нынешних, да их и числом поменьше. Однако принципы ведения боя и система владения оружием остались в основном те же. Поэтому, используя метод количественного анализа, можно сравнить квалификацию тех и других, действовавших пусть и с разницей в 300-400 лет. Например, исторический персонаж, поэт и дуэлянт, описанный под псевдонимом «Сирано де Бержерак», участвовал за свою жизнь примерно в одной тысяче сражений, стычек и дуэлей, где пускал в ход холодное оружие. Правда, боев этих мало кто с пристрастием наблюдал, да и лучшие приемы бойцов запомнил вряд ли. А если кое-что и понял, то об этом публично не рассказывал. Зрители на войну и дуэли не приглашались. Лишь выбирались секунданты среди друзей. Используемая тактика и любимые приемы были секретом, страшнейшей военной тайной. Ибо важная часть успеха - их неожиданность для противников. Недаром Александр Дюма в «Трех мушкетерах», описывая сражение между главными героями, Д’Артаньяном и Портосом против Арамиса и Атоса, происходящее ночью, приводит значимый эпизод. Так, Д’Артаньян делает атаку, бывшую до сих пор неотразимой для их общих врагов и, ее вдруг парируют. Тут же у него следует догадка о возможном противнике. Затем свет луны, вышедший из-за туч, позволяет узнать в нем Атоса. В
Стр.13
14 результате сражение прекращается, и друзья заменяют его дискуссией. У Дюма, собиравшего материалы для своих книг бригадным методом, а это известный факт, были хорошие консультанты. В частности, все, что касается тонкостей фехтования, сделано без «осечек» и это можно подтвердить. Сегодняшний фехтовальщик мирового класса проводит за один год в пять - десять раз больше микродуэлей (на один «результативный» укол), чем его исторический предшественник за всю жизнь. Примерно тысячу тренировочных боев на пять ударов или уколов и двести пятьдесят - триста боев в официальных турнирах. И если эти числа помножить на 10-15-ти летний стаж участия в крупных соревнованиях, то результаты подобной практики будут в пользу спортсменов. Правда, в спортивном бою вопрос жизни и смерти не решается, кровь не льется, но его исход нередко оказывает существенное воздействие на последующий образ жизни его участников. Ведь в финале Олимпийских игр или Чемпионатов мира «на кону» стоят весьма значимые моральные и материальные ценности. Поэтому поражение нередко воспринимаются как укол или удар отточенным оружием в грудь и далее следуют нешуточные переживания. Ориентируясь на количественные «выкладки» можно утверждать, что современный мастер фехтования лучше и разностороннее тренирован. Следовательно, чаще будет побеждать при многократно повторяющихся боевых эпизодах. Но ведь в условиях войны или дуэли ее участник может быть повержен в первой же схватке. Поэтому в любом рукопашном поединке в «конфликт» вступают не только уровни владения оружием. На первый план выходит личность бойца со своим волевым и интеллектуальным потенциалом, способностью преодолеть «страхи» о возможном поражении и его последствиях. Определенную роль сыграет и тактика ведения боя, путь даже и примитивная на первый взгляд. Важно лишь, чтобы боец «запускал» ее в дело, был уверен в своих силах и видел возможности достижения победы.
Стр.14
15 Главное отличие сценического фехтования от боевого (как и спортивного) в запрете на двигательные импровизации для участников поединков. На сцене, как и перед кинокамерой, все действия фигурантов должны быть отрепетированы заранее. Точнее говоря, движения бойцов оружием и перемещения по полю боя разучены как гимнастические или танцевальные комбинации, где каждому известны будущие «маневры» партнера. Вся тактика поединка и реальные «трюки» для ее изображения продумываются режиссером и актерами до их постановки, затем воплощаются в заранее избранные определенные действия, а на репетициях доводятся до надежных стандартов для их выполнения и повторения. Лишь после того, как внимание и мышление исполнителей перестает отвлекаться от сохранения задуманной последовательности и техники двигательных действий, начинается истинное творчество актеров по воплощению сценического образа в процессе поединка. Вместе с тем человек не машина. И его движения, даже многократно тренированные, каждый раз отличаются длиной и быстротой, дистанцией до противника в начале их выполнения, моментными и ритмическими характеристиками. Поэтому мастерство сценического движения с холодным оружием в руках основывается на специализированности проявлений двигательных реакций и координаций. Эти качества формируются с помощью упражнений, которые позволяют сохранять необходимый контакт между клинками и партнерами по ходу поединков. Они же являются и гарантией безопасности актеров и сохранения сценических образов в случаях возникновения экстремальных ситуаций, которые возможны в театрах и на киносъемках. Школы фехтования средневековой Западной Европы Искусство фехтования в его современном понимании начало формироваться в Испании, ориентировочно с XV века. И подтверждением этого служат общеизвестные факты военного превосходства Испании среди монархий Европы того времени. Испания также опережала другие страны по
Стр.15
16 качеству шпажных клинков, называвшихся толедскими, а Понс де Перпиньяк и Перес де Торрес (1474) создали одну из первых известных книг с описанием техники и тактики боев на холодном оружии. Однако, начиная с XVI века, лидирующее положение в формировании систем владения холодным оружием занимает Италия, специалисты которой обучают фехтованию во многих странах Европы. Итальянскими маэстро в XVI веке была выпущена целая серия книг, в которых очевидны стремления к систематизации приемов нападения и защиты, составившие в совокупности основы итальянской школы фехтования на рубяще-колющих шпагах. В частности, специализированные положения оружия, секторы нанесения ударов, приемы передвижений подробно описаны итальянцами Пьетро Мончи (1509), Ахилло Мароцци (1536), Камилло Агриппой (1553), Джакомо Грасси (1570), Анжелло Монтони (1575), Капо Ферро (1610) и Сальваторе Фабрисом (1677) и др. У Ахилло Мароцци (1535) уже разнообразно представлены гравюры, на которых в придворной одежде дворяне демонстрируют правостороннюю и левостороннюю боевые стойки со шпагой, а также со шпагой и небольшим щитом. Рассуждения о военной науке с философскими диалогами представлены в книгах итальянского инженера Камилло Агриппы (1553, 1568). Ему принадлежат идеи о придании теории фехтования статуса науки. Агриппо пытается доказать наличие преимущества у нападений уколом по сравнению с ударами. И иллюстрирует он это с помощью построения геометрических фигур, в которых при более коротком пути клинка на укол требуется меньше времени и усилий, чем для удара. Искусство фехтования, построенное на анализе линий и точек, темпов и дистанций, по его мнению, позволяет человеку с меньшими двигательными возможностями побеждать физически более сильного. Причем у Агриппо фехтовальщик вооружен то одной шпагой, то шпагой и дагой, меняет боевые стойки и приемы ближнего боя.
Стр.16
17 В книгах XVI века приводятся диалоги о роли изучения теории фехтования, в том числе с привлечением геометрических, медицинских и других научных доказательств для достижения мастерства во владении холодным оружием, в частности, у испанца Иеронима Карранци (1569) и у итальянца Сальваторе Фабриса (1677). В конце XVI века полностью исчезает на гравюрах щит и дага, а остается только шпага, и держит ее фехтовальщик выставленной впереди. В одежде уже совсем нет защитных доспехов. Формирование систем владения легким оружием в XV веке шло и в других регионах Европы. Так, наибольшую известность получили трактаты Тальхоффера (1467). В его книге приведено 268 гравюр с пояснениями к изображаемым эпизодам. Описания техники и условий достижения победы в поединках обосновываются ссылками на самых известных ученых и философов, таких как Аристотель, Пифагор, Платон, Птоломей и др. Изложены и особенности техники боев на различных видах оружия, в том числе с длинным двуручным мечом, коротким мечом и щитом, копьем и кинжалом. Приводится техника фехтования мечом у одетых в металлические доспехи рыцарей и действия бойцов в бытовой одежде. Развитие фехтования в феодальной Германии XV-XVI века можно оценить при анализе трактатов не только Тальхоффера, но и книг Пауля Майера и др. В XV веке там были уже оборудованные фехтовальные залы и организованные группы, называвшиеся «Братство Святого Марка», «Вольные фехтовальщики пера» и др. Организуются первые объединения учителей фехтования. Подобные корпорации возникли и в других странах Европы, в частности, в Англии – «Корпорация благородной науки обороны», а во Франции – «Парижская академия оружия». Франция становится одним из центров развития фехтования на шпагах в середине XVI века. Начав учиться владению холодным оружием у итальянцев (при королевском дворе фехтование преподавали итальянские мастера), французы достаточно быстро занялись усовершенствованием
Стр.17
18 системы действий шпагой. Уже в 1573 году появляется первый французский трактат, написанный Сан-Дидье. В нем впервые предлагалось фехтовать только шпагой и не пользоваться в поединках дагой, кинжалом или плащом. Затем формируется французская фехтовальная школа, отдававшая предпочтение уколу перед ударом, изложенная в книгах Ш.Безнара (1653), Ж.Де ля Туша (1670), Ле Перша де Кудрея (1676). При королевских дворах Западной Европы в период позднего средневековья (конец XV и начало XVI века) широко распространяются дуэли. Возникали даже «касты» дуэлянтов, получившие в Испании название «Браво». В Скандинавии дуэли проводились в виде «Суда божьего», в которых поединки заменяли процедуру суда, и победитель признавался выигравшим «тяжбу». Позднее, в XVIII и XIX веках, дуэльные бои выродились в Германии в «мензурное фехтование», где противники, надев защитные очки и перчатки, с ограниченным маневром старались наносить режущие удары по лицу. Причем подобные дуэли имели место в германских университетах даже в начале XX века. Школы фехтования средневековой Японии Первые трактаты о фехтовании в средневековой Японии относятся к концу XVI и началу XVII века. По объемам описания приемов владения оружием и количеству гравюр они уступали книгам европейских мастеров. Вооружение средневековых японских самураев состояло в основном из длинного и короткого меча, с небольшой гардой округлой формы для защиты кисти и пальцев. Клинки у мечей были по длине слегка изогнуты. В боевой стойке с двумя мечами воин обращен на гравюрах в фас к противнику, с длинным мечом (80-90 см) в сильнейшей руке (правой) и коротким мечом (60-70 см) в слабой руке. Оба меча заточены, в основном, с одной стороны, лишь конец клинка (15-20 см) и острие заточены с двух сторон. Необычны для европейца длинные и толстые рукоятки мечей, позволяющие предположить, что каждым можно было сражаться, держа их
Стр.18
19 как одной, так и двумя руками. Судя по размерам оружия, вес железных мечей был значительным. В действиях длинным мечом при двуручном держании боец располагался боком к противнику, захватив конец рукоятки сильнейшей рукой и повернувшись вперед противоположным плечом, а слабейшей рукой держа рукоятку у гарды. При перемене боевой стойки следовала смена расположения рук на рукоятке и поворот другим боком к противнику. Оборонительные положения с длинным мечом включали три позиции концом клинка вверх и две позиции концом клинка вниз, а нападения состояли из ударов в голову и в туловище с разных сторон. И, естественно, что удары были возможны лишь с большими размахами рук и оружия, составлявшими единую систему с регулированием амплитуд и длины атак и защит. Действия коротким мечом при его держании в одной руке напоминают описанные для средневековой итальянской школы владения рубящеколющей шпагой. Однако подробные изображения техники нападений коротким мечом отсутствуют, так как, видимо, они были во многом идентичны действиям длинным мечом. Техника и тактика действий холодным оружием в книгах средневековых японских мастеров изложена крайне скупо. Однако утверждается, что опытным бойцам присущи индивидуальные решения, позволяющие импровизировать в сражениях и основываться на приобретенные в тренировках навыки. При этом существовали школы обучения бою на мечах, расположенные в монастырях и во владениях феодальных правителей различного ранга. Центры нередко носили имя учителей фехтования. Существенно отличаются исторические трактаты европейских и японских мастеров фехтования при описании сопутствующих технике и тактике элементов подготовки бойцов, основ развития систем владения холодным оружием. В частности, если европейцы стремились обосновать
Стр.19
20 действия фехтовальщиков в поединках за счет привлечения имевшихся научных знаний (математики, астрономии, медицины и др.), то японские учителя фехтования обращают основное внимание на психологические оценки состояний и поведения бойцов. Важным являлись установки на преодоление страха смерти в предстоящем сражении. Средневековая японская культура владения холодным оружием частично сохранилась и представлена в настоящее время поединками на мечах под названием «кендо». Прикладные основы владения коротким мечом и длинным двуручным оружием сейчас широко пропагандируются в мире в связи с распространением восточных единоборств и изучаются в полицейских подразделениях многих стран. Фехтование в России (XVIII-XIX век) Западно-европейские системы фехтования на шпагах официально появились в России после указа Петра I. В 1701 году как «рапирную науку» фехтование включили в виде предмета в программы подготовки капитанов и штурманов военных кораблей, обучаемых в «Школе математических и навигационных наук». Видимо, благодаря этому в России не привилась дуэльная форма фехтования. Оно сразу рассматривалось как средство военно-физического воспитания офицерского корпуса. Изучению фехтования в русской армии уделяли внимание лучшие полководцы, в том числе Румянцев и Суворов. Основы владения холодным оружием уже с середины XVIII века становятся обязательным предметом во всех военно-учебных заведениях, а приемы ведения боя на винтовках со штыком включаются в программу обучения даже унтер-офицерских школ. Россия в XIX веке имела фехтовально-гимнастические школы, в СанктПетербурге и в Москве, готовящие офицеров для работы по физической подготовке войск. Тогда уже были изданы книги фехтмейстеров Фишера и Вальвиля на русском и французском языках, а в 1852 и 1853 годах и фундаментальные учебники. Их подготовили И.Сивербрик для высших
Стр.20

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.