Древесныя сообщества — это только одинъ изъ1. видовъ
растительныхъ сообществъ, ироизрастающихъ на поверхности
аелшого эллипсоида, наряду съ прочими, обладающими Не столь
рельефно выраженным!) контуромъ — травянистыми формащями
(стеиныя, лух'овыя, болотныя формацш, солончаковая флора я пр.) <...> Флора постепенно стала прюбретать тотъ видъ, который
она имеетъ и въ современный перюдъ. <...> TaKie участки,
со времени возникновешя научнаго лесоводства, получили наименоваше „насаждешй" или лъхонасаждешй. <...> И действительно: сколько-нибудь значительная площадь, особенно, если она имеетъ ярко выраженныя
изменешя въ рельефе, всегда обладаете, разнообразными почвами,
какъ по составу, такъ и по степени ихъ увлажнешя. <...> А такъ
какъ каждое растете, каждое дерево более или менее приноровлено къ определенной почве и имеетъ свои излюбленныя
места, то отсюда ясно, что лесной массивъ долженъ состоять
изъ участковъ, обусловливаемыхъ, прежде всего, различ1емъ въ
составе техъ древесныхъ породъ, которыя и образуюсь данное
яасаждете. <...> Такая особенность, прежде всего, заключается въ различи* яшзненнаго
обихода одиноко (изолированно) растущихъ деревьевъ и деревьевъ, растущихъ группами-участками. <...> Дерево, выросшее на свободе, одиноко, имеетъ широкую
развесистую крону (верхушку), меньшую высоту и стволъ,
ближе подходящи по форме къ конусу, чемъ къ цилиндру. <...> Конусообразная форма ствола и огромное количество сучьевъ
позволяютъ дереву, выросшему изолированно, быть более устойчивымъ противъ ветра и иметь большее количество цветовъ и
семянъ. <...> Последнее обстоятельство оиезиечнваетъ дереву ноян-Деше
потомства — всходовъ, которые будутъ бороться съдруппш ра«*тошями — травами, обычно окружающими свободно расту it; w
дерево; стало-быть, бол1>шее количество семянъ компенсируется
худшими услов1ями и])орастан1я. <...> Под7> кронами деревьевъ, кроме того, спадаются друпя
климатичеешя уел<шя и другая почва, че.чъ вне en». <...> Так7>,
пространство, занятое лесомъ <...>
Основы_современного_лесоводства.pdf
1. Н. ПБРЕХОДЪ.
Преподаватель Псковскаго средн.
сельско-хозяйственнаго училища.
ОСНОВЫ еОВРЕПБННАГОшоводши.
Руноводство для сельско-хозяйственныхъ
учебныхъ заведений и самообразования.
КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО
Ф. И. ТРЕСКИНОЙ.
Рига. 1914
Стр.1
„ .
.
. Вотъ вы видите безплодный, мертвый, желтый
Типо-дитограф1Я А. М. Липшица, Рига, Карловская 81.
песокъ; но когда васъ озарить живительный лучъ св^та, когда
въ васъ вспыхнетъ энерпя — песокъ исчезнетъ, его жЪсто
заступятъ организованныя существа; зашумятъ, раскачиваясь
колонны сосенъ ... "
Слова лъсовода фонъ-Визена.
Стр.2
Предислов1е.
Въ течете нЬсколькихъ л^тъ преподавая лесоводство,
какъ одинъ изъ обширныхъ отделовъ фитотехши, въ сельскохозяйственномъ
учебномъ заведенш средняго типа, я всегда
ощущалъ настоятельную необходимость въ созданш подходящего
руководства для своихъ слушателей.
Программа названнаго учебнаго заведешя, относя изучете
„лесоводства" къ группе дисциплннъ . послед ня го выпускного
класса, требуетъ въ атомъ предмете, въ сущности говоря, изложеше
краткаго ^кциклопедичеекаго курса всехъ лЪсныхъ наукъ,
за исключешемъ лесного права, лесной статистики я лаской
технолог1и.
При такомъ ноложеши вопроса единственными руководствами
могутъ с-лужить: „Курсъ лесоводства для лъсиыхъ школъ°
<•). К. Арнольда, написанный имъ въ 1889 году, и „Лесоводство"'
проф. .\Г. К. Турекаго, вышедшее первыдп> плдан1емъ несколько
позднъе. а именно, въ 1891 году, и предназначенное имъ для
студентовъ бывшей Петровской Академии, а нынй - Московскат
Сельско-хозяйственнаго Института и л'Ьсстлад+.льцевъ.
Не входя здъсь въ критическую оценку названных']) руководствъ,
я, однако, долженъ заметить на основанш опыта, что
каждое изъ нихъ вполн^ соотвътствуетъ лишь той цъли, для
которой оно предназначалось, и руководетвомъ для средняго
сельеко-хозяйственнаго училища служить не можетъ.
„Курсъ лесоводства" 9. К. Арнольда предполагаетъ слушателей,
не знакомыхъ еще съ дисциплинами естественно-историческаго
цикла. Между т1>мъ, изучивъ предварительно основы анатомш
и физшюгш растетй съ предшествующимъ курсомъ систематики,
краткую геолопю, почвов^дете, земледед!е, УНТОМОЛОПЮ (вредители
поля, лиса и сада), политическую акономш и курсъ экономики
земледел1я, ученики выпускного класса, вовсе не нуждаются
въ иовтореши усвоенныхъ истинъ, равно какъ и въ
Стр.3