М. Н. Альбов
Рассказы
Писатели чеховской поры: Избранные произведения писателей 80--90-х годов: В 2-х т.-- М.,
Худож. лит., 1982.
Т. 1. Вступит. статья, сост. и коммент. С. В. Букчина.
OCR Бычков М. Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Диссонанс. Эскиз
На точке. Очерк одного исчезнувшего типа
ДИССОНАНС
Эскиз
Невский проспект запружен народом. Как раз та пора дня, когда fine-fleure {цвет (фр.).}
Петербурга делает перед обедом свой моцион. Густая толпа нарядного люда движется по солнечной
стороне, на всем протяжении от угла Литейной и Невского до Полицейского моста, в виде двух
параллельных, одна другой навстречу, колонн, выступая истово, медленно, плавно... Озабоченного и
делового совсем незаметно в этой толпе. Разве-разве кой-где, скромно и вместе внушительно, мелькнет
своими медными скобками сафьянный портфель, полускрытый под меховым обшлагом скунсовой шубы
какого-нибудь солидного канцелярского деятеля, рангом не ниже надворного советника и восходя до
действительного статского. Не будь этого портфеля, кому бы могло прийти в голову, что этот самый
субъект, принадлежащий, по-видимому, к числу легкомысленных старцев, судя по тому, как он игриво
осклабился на болтовню подхватившего его под руку совсем еще безбородого уланского корнета,
плотоядно впивающегося глазами в каждое недурное женское личико,-- кому, говорю, придет мысль о
том, что он, может быть, несет в эту минуту в своей голове целый ворох великих административных
предначертаний? В эти часы Невский проспект выглядит весело, празднично и беззаботно. В эти часы
можно здесь идти бок о бок с лицом, которое в другом месте и в другое время вы никогда, может, не
встретите. Вот известный всему Петербургу двенадцативершковый певец, выступающий подобно статуе
Командора в пушкинской пьесе1. Вот тоже известный литературному миру прихрамывающий гастроном,
под руку с несущим вперед свой живот не менее известным творцом кровопролитных исторических драм,
с жидкими прядями болтающихся на воротнике шубы длиннейших волос, в цилиндре и пенсне на
загнутом книзу, подобно клюву попугая, носу... Вот совсем уже знаменитый, розовощекий и толстый, с
наружностью commis-voyageur'a {коммивояжера (фр.).} автор тысячи корреспонденций, новелл,
монографий из кавказского, скандинавского, эскимосского, алеутского, бразильского, полинезийского,
готтентотского и прочего быта... Вот курьезная группа фигур с сморщенными бабьими лицами, в синих
юбках и кофточках, с длиннейшими косами и с веерами в руках -- посольских китайцев. Вот... но и не
перечесть тут всех знаменитостей! Все это на миг вырисовывается и опять пропадает в пестром
калейдоскопе интеллигентных физиономий, изящных затылков, щегольских бакенбард, офицерских
погонов, восклицаний: "А, здравствуйте, вы куда?", подведенных бровей и женских улыбок... Там и сям
раздается французская речь, гремит гвардейский палаш, скрещиваются взгляды и сияют приветственные
улыбки двух разделенных толпою знакомых, причем военный околыш кивает, а блестящий цилиндр
делает плавное движение в воздухе... Все чинно, сдержанно и благопристойно. Все дышит одною
гармониею, объединяющею всю эту тысячную толпу приличных людей сознанием чувства собственного
Стр.1