Каисдый автор, исповедующий данный метод, эмпирически нарабатывает свой оркестровый стиль. <...> Поскольку само устройство музыкальной ткани достаточно хорошо изучено, функциональная инструментовка может опираться на стройную систему хорошо известных правил и законов, лишь адаптированных к тембровому процессу‘. <...> Ну как можно относиться к изданию, в котором черным по белому написано, что "фагот —~ мелкобуржуазный инструмент"? <...> Он призван лишь дать молодому музыканту необходимое понимание того, что представляет собой оркестровая ткань, каковы законы ее формирования и развития и как в соответствии c этими
законами оркестровую ткань следует конструировать. <...> 4
вввдвнив
Как бы ни стремились мы овладеть основными приемами
функциональной инструментовки, нам не преуспеть в этом, пока мы не уясним суть эволюционных процессов европейского
еимфонизма двух последних столетий, то есть именно того периода, когда происходило его становление и утверждение. ркестр Г айдна и Моцарта, состоящий в основном из небольшой струнной группы плюс 4 A 6 деревянных инструментов и 2 — 4 медных, уже позволял использовать имеющуюся тембровую палитру для подчеркивания деталей музыки. <...> Так, партия контрабасов переселилась из “коммуналку? (до этого партия контрабасов тшсалась
на одной строчке с виолончелями) на отдельный нотный стан. <...> И сделано это было не по каким-то там альтруистическим соображениям‚ а по необходимости: контрабасы у Бетховена перестали быть "придатком" виолончелей и вьтделшдшсь в самостоятельную группу, ввиду чего продолжение их совместного
существования стало бы затруднительным. <...> Однако его
главная заслуга в другом: он понял и, что особенно важно, филигранно воплотил в своей оркестровой практике идею, co»
гласно которой тембровый организм оркестра обязан мгновенно
рсапяровать на самые минимальные изменения в развитии музыкальной ткани и подчеркивать эти изменения, чтобы сделать их
особо рельефными <...>