А. Г. РАЗИН и С Б. СИМОНОВИЧ
С
/
^ЛЕСПРОМХОЗЕ
£
• -< ,
/У
s ПЛАНИРОВАНИЕ
в
9>
г
[ ч.
V
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ЛЕСНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКВА — 1932 — ЛЕНИНГРАД
Стр.1
Редактор Л. В. АЙЗЕНБЕРГ
Техн. редактор В. А. ВОРОБЬЕВ
О Г Л А В Л Е Н И Б
Предислови е
Глава I- Организация лесного хозяйства и лесной промышленности .
II. Плановый аппарат в леспромхозах
III. План лесоустройства
„
IV. Порядок составления годового промфинплана
„ V. План производства
.
VI. Расходы производства и их отражение в смете и калькуляции.
VII. План рационализации производства
VIII. План зксплоатации по лесному хозяйству
IX. План капитальных вложений по лесному хозяйству ••••••*
X. План капитального строительства и капитальных затрат
по производству
,
XI. План снабжения
„ ХН. План сбыта готовой продукции
i ХШ. План организации труда
„ XIV. Финансовый план
„ XV. Квартальный финансовый план
XVI. Перспективный план
Приложения:
I. Постановление ЦИК и СНК СССР от ЗДХ 1930 г
II. Постановление СНК РСФСР от 9/Х1 1930 г
III. Формы контрольных цифр на 1930/31 г
IV. Таблица сопоставления содержания лесоустроительных
планов
.
у¥
Стр.
3
' 5
в
12
24
31
51
86
02
9?
;.^.'Л'-| * 105
. 1->•* 117
• -' . . Jt 122
.*. \Р 126
134
144
149
15
153
160-179
180
ПРЕДИСЛОВИЕ
Шедллпчемая вниманию читателя книга «Планирование в леспромхозе»
имеет своей делыо дать ясное представление об объеме,
'•флктсре и технике плановой работы в леспромхозе, как первичном
v-•.расчетном предприятии лесной промышленности.
Унаследованный леспромхозами от прежних лесозаготовительных
участков и лесничеств аппарат в большинстве своем совершенно не
подготовлен к плановой работа леспромхоза в условиях самоагоятальin'iii
хозрасчетной единицы, что еще более усугубляется, недостатком
на местах опытных экономистов-плановиков. Поэтому мы поставила
своей целью посредством настоящей книги ознакомить читателя с методами
плановой работы в леспромхозах, как в отношении общи;
х- зяйотвенньгх установок, так и в отношении самой техники составления
планов.
Книга предназначается: 1) для плановых работников, не имеющее
и; актичесвого стажа в планировании лесной промышленности, которая
отличается специфическими особенностями, 2) для тех работников-практиков,
которые не знакомы с методологией планирования хозяйства
iv целом, 3) да я многочисленных работников, вливающихся в настоящее
время в аппараты леспромхозов, которым настоящая книга поможет
ориентироваться во всей массе юпросов, связанных о плановой
iiaooTO'i в леспромхозах.
В связи с возрастающим значением встречного промфинплана, как
Сдано в набор 25/Х-31 г.
Подписано к печати U/IV-32 г.
ОтАТ А5 62X94-1,'i6.
НУ, п. л.
Колич. знак, в п. л. 54000.
Упо^.Главлита J& Б-20568 1932 г.
ОНТИ 3235
Тнраж 70Г0.
Калужская типография Мособлполиграфа
Инд. НЛ8-14.
i Зак. № 1804Г
формы участия широких .рабочих масс в планировании народного хозяйства,
мы стиралась дать изложение в настоящей книге в общедоступной
форме, чтобы тем самым дать возможность рабочему читателю
овладеть техникой проработки плана в ^установленных для всей промышленности
единообразных формах, помочь ему разобраться в составленном
его предприятием плане, выявить в нужных случаях соответствующие
вопросы и в надлежащем месте найти на них ответы.
Мы не касаемся в настоящей книге вопросов плановой работы
деревообделочных предприятий, так как она настолько отлична от плановой
работы леспромхоза, что может служить темой для отдэдьной
книги.
,
:
, ,
'
1 ;
3
Стр.2
В своей работе мы основывались главным образом на существующих
распоряжениях правягельства, приказах, циркулярах н инсязрукциях
Высшего совета народного хозяйства и др., пользуясь также и тон
литературой, которая появилась за последнее время по отдельным затрагиваемым
в книге вопросам.
Для облегчения читателю усвоения содержания тех частей книги,
которые посвящены контрольным цифрам, мы прилагаем наиболее существенные
таблицы форм контрольных щарр. Построение форм контрольных
цифр ел ожглось в течение целого ряда лет и в значительной
мере оправдано удобством их применения. Естественно, что из года
в год возможно внесение в них некоторых дополнений и изменений,
однако предполагать существенное изменение их в основном не приходится.
Кроме того, когда читатель ознакомится с существом вопросов
планирования, то для него не представит уже затуднонця .уложить
проработанный плановый материал в любые формы, какие будут преподаны.
Москва
8 августа 1931 г.
ГЛЛВЛ 1
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Постановления: СТО от 12/VII 1929 г., Совнаркома РСФСР от 24/VH
1 :•-><> г.. ВЦИК от 26/XI 1929 г. и ЦИК и СНК СССР от 3/1Х 1930 г., 2. Организация
леспромхозов.
Неудовлетворительное сэстоянЕе лесного хозяйства и лесной промышленности.
отстававших в своем развитии от общих темпов развития
народной > хозяйства, побудило правительство декретировать ряд
оргашвацЕонных люрошштЙ о целью оздоровить существовавшее no.ii
•.;,-.'ние в этой важной отрасли народного хозяйства и поднять пропзш.пггелыгость
ее до уровня полного удовлетворения общих потребностей
: |1)аНЫ.
. : . _|
^ ; J : J_. 1 JlaLdlH^
I! качестве основной причины, препятствовавшей планомерному различно
производства безусловно нужно считать оторванность лесной
промышленности от ее сырьевой базы. Многочисленные заготовители
1. лице сшзпнх, республиканских и местных лесных трестов, десозаi
.товитсльлых отделов Наркомзеча. транспортных лесных отделов НКИС
• Г. 10) н кооперации, конкурировали между cnooii в деле получения
.цессек. Конкуренция эта была неизбежна при существовавшем иорядк"
получения лесосек через соревнование, который был введен в 1925 г.
вместо практиковавшегося ранее отпуска леса государственным потребителям
по плановым нарядам. Лесопромышленные предприятия, не будучи
уверенными в обеспечении своего производства сырьем, не могли
правильно планировать свои лесозаготовительные операции и производить
в них серьезные капиталовложения, так как вышеуказанный порядок
лесопользования придавал первичным предприятиям трестов, кооперативных
объединений и других организаций временный, ^кочующий» характер.
Существование отдельш.гх нтовых производственных органов
лесозаготовительных участков и' районов) не могло быть рассчитано
на срок более 1—2 лет. поскольку срок рубки полученных лесосек
ощюделялся двумя зимними и одним летним сезоном, а твердой уверенности
в получении новых отводов в данном районе ни у кого
не было. Ясно, что при таких условиях вопросы механизации
производства, вопросы дорожного строительотва н мелиорация сплавных
путей, требующие длительных и значительных капиталовложений,
не дюглп получить своего разрешения. Создание постоянных рабочих
кадров не оправдывалось организационной системой производства. Улучшение
культурно-бытовых условий также встречало ряд затруднений.
Чересполосица в лесопользовании создавала почву для текучести рабочих
— переманивание рабсилы и конфликты между отдельными заготсьителямк
были обычным явл1бнв)ем.
Отсутствие твердых плановых взаимоотношений лесозаготовигзлей
с Наркомземом, как поставщиком сырья, исключало возможность правильного
летуегройства и гюдготовки к эксплоатации неосвоенных лесных
богатств.
4
5
Стр.3
констатировав все ненормальности существовавшего положения, все же
не отразило в своих резолюциях той решимости к коренному изменению
вопроса о сырьевой базе лесной промышленности, которая сто. п.
необходима при данных условиях.
разрывное целое) а производственными планам» лесной промышленное! ;ij.
Ледапромышлеяное совещание, имевшее место в июне • J029 г..
Между тем план лесоустройства должен составлять единой и ненавливает
общие для Союза начала коренной реформы лесищ о хозяйства
и лесной промышленности, но также еще не разрешает I^JIIODC полностью,
так как, обеспечивая за промышленностью постоянство сырьевой
базы, оно не устанавливало едгаства в плане лесного хозяй-:..а
и лесной промышленности.
Постановление Совета труда и обороны от 12/VII P.I29 г.J устаПостановление
Совнаркома РСФСР от 24/VII 192° г. о реорганизации
лесного хозяйства РСФСР н районировании лисп c'i нромышлонности
и лесозаготовок, констатируя «отсталость лесного хозяйства о г
госта остальных отраслей народного хозяйства, необеспеченность про iприятии
лесной промышленности тверди! сырьевой базой, неурегулированность
взаимоотношений между органами лесного хозяйства. и лс!
нон промышленности. множественность лесозаготовт: -лей. со;;да:ош\ :••
чересполосицу в лесозаптивках и вредную борьбу и получении лесосек
и использовании рабочей силы, нерациональную разработку древесины,
недостаточность лесоустройства, сложность порядка отпуска и оцепкч
леса, наличие системы двойного финансирования лесного хозяйства за
счет госбюджета и специальных средств» (п. 3), в целях устранения
этих недостатков оставляет на территории РСФСР только трех лесозаготовителей:
1) ВСНХ РСФСР, 2) Наркомэем РСФСР и 3) ПКПС
разграничив территориально сферы-их деятельности по каждому райои\
и области вплоть до отдельных лесничеств.
т! НКЙС лесные массивы передать им в долгосрочное пользоваги; •
на (50 лет, возложив на них обязательство проводить в эти!х .массивах
..'бесхозяйственные работы, согласовывая планы таковых с Наркомземом
(и. 8). В незакрепленных за ВСПХ и ПКПС районах, где он л
должны получать лесосеки в порядке ежегодных отводов, таковые отводятся
им Наркомземом и размерах, обеспечивающих выполнение расширенной
программы по пятилетнему шалу. Наргсомзему же в этих
районах была предоставлена разработка только оставшихся лесосек
чт. 57).
При этом Наркомзем РСФСР был обязан закрепленные за ВС!!Х
вичную единицу лесного управления в закрепленных за ним массных
укрупнить и реорганизовать, «образовав взамен существующих леенпчеств
и лесозаготовительных контор советские лесопромышленные хозяйства
в качестве самостоятельных подотчетных тресту хозяйственных
•единиц» (н. 68).
В то же время постановление это обязало ВСНХ РСФСР перразвития
лесного хозяйства и лесной промышленности РСФСР» Всероссийский
центральный исполнительный комитет одобряет праизведеянуо
СНК РСФСР реорганизацию и... «поручает СНК закончить ее к началу
1 Известия ЦИК JV
6
& 166 от 20/VII 192» г.
Постановлением от 26/XI 1929 г. «О состоянии и перспективах
Гудущего операционного года путем сосредоточения в ВСНХ РС!ФСР
11 его лесного хозяйства и лесонрошшденпого дела к построения со•
|-ы."готьу:о_щей системы управления на базе единого планового и онеI
агнпиого руководства».
В целом ряде директив, преподанных в этом постановлении, мы
находим основные указания и по части организационной структуры
предприятий лесной промышленности. Так в отношении объединения
государственной лесной промышленности постановление говорит: «Учитывая
общий размах производства и капитальных вложении и полноэ
изменение методов заготовительной работы лесной промышленности;, в
нолях укрепления в ней планового начала, усилении технического
i уководстна. создания мощных кадров ввалпфицнрованных рабочих и
i•( хшгческого персонала, радикального улучшения и удешевления капитального
строительства, рационализации сбыта и снабжения и укреплении
финансового хозяйства, обьедшигп. в подчиненном ВСНХ РСФСР
1 дпном органе, действующем па началах хозрасчета, управление, регулипованно
н планирование со сбытовыми и снабженческими функциями,
проектированием п руководством строительства всей лесной промышленности
РСФСР, обеспечив самостоятельность входящих в него
отдельных трестов».
Организованный в порядке этого решения Леспром ВСНХ РСФСР
nriu.'a.ioM ВСПХ СССР (от 31/VI1I 1930 г. за Л? ISSO» реорганизован
в союзное об'ьединенпе - - «Союзлеспром >.
В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 3/IX 1930 г.
об организации лесной промышленности и лесного хозяйства Союза
и постановлением СНК РСФСР от 9 XI J1930 г. об утверждении?
положения о лесах местного значения, леса местного значения такие»
in ееданы в ведение Высшего совета народного хозяйства.
В качестве отдельных заготовителей, не объединенных Союзлесi[ромом,
остаются ПКПС и некоторые другие.
Эта реорганизация в дальнейшем углубляется двумя последними
постановлениями правительства: постановлением СНК СССР от 31/V11
1931 г. за. Л" 027 об организации лесного хозяйства и постановлением
президиума ВСНХ СССР от 21 ТП 1931 г. за Л» 519 о реорганизации
управления лесной щюммшленностыо.
Согласно этим постановлениям псе лесные массивы разделены на
лее зоны: 1) лесопромышленного и 2) лесокультурного значеная, причем
леса лесокультурного значения переданы из ВСНХ в ведение
Наркомземаг СССР, а Союзлеспром («организован в Главное управленнэ
лесной промышленности с подчинением ему 6 крупных (районных)
объединений лесной промышленности и непосредственно 17
арестов, причем произведено .разукрупнение леспромхозов с таким
расчетом, чтобы границы их, как общее правило, совнадчли с административными
границами района без дальнейшего разделения леспромхозов
на учлесхозы, как административно-хозяйственные деления о
постоянно выделенной территориейПо
вопросу об организации перви(чных предприятий лесной промышленности
в постановлении ВЦИК от 26/XI 1929 г. мы находим
следующее указание: «Обеспечить в текущем операционном году, на
иродаводствонпой основе полную реорганизацию нйзовото звена лесного
хозяйства - лесничества в лесхозы и леспромхозы — в советские фабриi
Стр.4