Особенно активно он происходит в книжной, журнальной,
музыкальной сферах, но затрагивает также кино, радио и телевидение, изобразительное
искусство, образовательные процессы, массовые и научные коммуникации, сферу досуга. <...> Можно утверждать, что функционирование произведений культуры в широком смысле в
цифровой среде стало явлением, сопоставимым по социальной значимости с
традиционными формами распространения этих произведений. <...> В то же время почти не исследован вопрос, какие институциональные формы,
социально-экономические и организационно-правовые модели адекватны для
электронных способов распространения произведений культуры. <...> В основном мы сосредоточимся на электронных
библиотеках, поскольку именно этот класс электронных информационных ресурсов
культуры находится в центре профессиональных интересов автора. <...> Не вызывает сомнения тот факт, что электронные библиотеки и электронные
издания стали важным инструментом распространения литературы, в определенной
степени вытесняя традиционные формы: традиционные библиотеки, печатные издания,
книготорговлю. <...> Поэтому
обсуждение проблем стратегических направлений развития электронных библиотек (ЭБ)
представляется вполне актуальным. <...> : Инфра-М, 2006
1
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Три сектора индустрии ЭБ. <...> Основываясь на анализе
российских электронных библиотек2, можно утверждать, что в их создании достаточно
активно участвуют все три формы социальной организации: государство, бизнес,
общественный сектор, которые образуют соответственно три сектора индустрии ЭБ. <...> Принципиальным критерием для различения этих секторов можно признать
мотивацию участников деятельности по созданию ЭБ (акторов). <...> Ранее автором и другими исследователями предпринимались попытки более четко
определить понятие государственные информационные ресурсы. <...> Поэтому будем руководствоваться нечетким, но интуитивно понятным
критерием мотивации <...>
Правовые, социальные и экономические.pdf
А. Б Антопольский,
Директор НП ЭЛБИ, д.т.н.
Правовые, социальные и экономические модели информационного общества в сфере
культуры
Содержание
Введение ......................................................................................................................................... 1
Три сектора индустрии ЭБ........................................................................................................... 2
Три подхода к системе права........................................................................................................ 3
Экономические модели функционирования ЭБ ......................................................................... 6
Бюджетная модель ..................................................................................................................... 6
Условно бесплатная модель ..................................................................................................... 7
Инвестиционная модель ........................................................................................................... 8
Модель перекрестного субсидирования .................................................................................. 8
Модель платного доступа ......................................................................................................... 9
Рекомендательная модель ....................................................................................................... 12
Конкуренция или сотрудничество? ........................................................................................... 13
Введение
.
В последние годы во всем мире резко усилился переход к распространению
информационных объектов различного рода, в том числе произведений культуры, в
цифровой форме. Этот процесс, как его иногда называют, дигитализации, характерен для
многих направлений культуры. Особенно активно он происходит в книжной, журнальной,
музыкальной сферах, но затрагивает также кино, радио и телевидение, изобразительное
искусство, образовательные процессы, массовые и научные коммуникации, сферу досуга.
Можно утверждать, что функционирование произведений культуры в широком смысле в
цифровой среде стало явлением, сопоставимым по социальной значимости с
традиционными формами распространения этих произведений.
В то же время почти не исследован вопрос, какие институциональные формы,
социально-экономические и организационно-правовые модели адекватны для
электронных способов распространения произведений культуры. Счастливым
исключением является появившаяся недавно фундаментальная монография А.Б Долгина1,
чтение которой натолкнула автора на размышления, результаты которых нашли
отражение в настоящей статье. В основном мы сосредоточимся на электронных
библиотеках, поскольку именно этот класс электронных информационных ресурсов
культуры находится в центре профессиональных интересов автора.
Не вызывает сомнения тот факт, что электронные библиотеки и электронные
издания стали важным инструментом распространения литературы, в определенной
степени вытесняя традиционные формы: традиционные библиотеки, печатные издания,
книготорговлю. Для некоторых видов изданий – например научных журналов, - в
развитых странах переход к электронным формам практически совершился. Поэтому
обсуждение проблем стратегических направлений развития электронных библиотек (ЭБ)
представляется вполне актуальным.
1 А.Б. Долгин. Экономика символического обмена. М.: Инфра-М, 2006
1
Стр.1