Произносительный символизм и музыкальные лады Сопоставление музыкальных ладов с произносительным символизмом проводится здесь впервые, равно как впервые вводятся в научный оборот и сам термин «произносительный (артикуляционный) символизм» и его понятие. <...> Но прежде следует сказать о том, как музыкальные лады оказались связанными с речевой артикуляцией. <...> В 2000 г. автору удалось раскрыть изначальный строй византийских церковных ладов – октоиха1. <...> 29-45; Происхождение средневековой монодии и ее ладовой системы // «Музыкальная культура христианского мира»: Материалы Международной научной конференции»: РГК им. <...> 170-187; О раскрытии строя византийских церковных ладов // Вестник РГНФ. <...> 140-151; Этнонимические названия византийских ладов // Тенденции развития российской культуры XXI века: Труды ученых и преподавателей Краснодарского государственного университета культуры и искусств: КГУКИ. <...> 34-54; Лады западного средневековья // Культурная жизнь Юга России: КГУКИ. <...> 16-17; Раскрытие византийских церковных ладов – новое решение//Старинная музыка сегодня: Материалы научно-практической конференции. <...> 399 этот ладовый строй был образован на основе восходящих и нисходящих просодических интонаций отцами церкви в IV веке. <...> Из учрежденных ими прямых и плагальных ладов в конечном итоге оказался сформированным и современный мажоро-минор. <...> Породившая лады октоиха речевая интонационность повлияла на становление и вербального языка. <...> Сознательное формирование из одного источника музыкального и вербального языков свидетельствует, кстати, о том, что природу речи и музыки древние греки знали глубже, чем музыковеды и лингвисты в наше время. <...> Описания обустройства ладов из общих с речью интонаций дошли до нас в византийских музыкальных руководствах. <...> Присутствуют они рудиментарно и в современном языковом употреблении, откуда были выведены как явление фонетического символизма. <...> Однако с течением времени просодии исчезли даже из греческого <...>
Произносительный_символизм_и_музыкальные_лады__Интеграция_науки_и_высшего_образования_в_социально-культурной_сфере._Сб._науч._трудов_по_материалам_науч.-практ._конф._Краснодар-Геленджик._–_Вып._2._2004._–_Кр-р_КГУКИ,_2004._–_С._399-409..pdf
Опубликовано в сб.: Интеграция науки и высшего образования в социальнокультурной
сфере. Сб. науч. трудов по материалам науч.-практ. конф. КраснодарГеленджик.
– Вып. 2. 2004 г. – Краснодар: КГУКИ, 2004. – С. 399-409.
Шабалин Д.С.
(КГУКИ)
Произносительный символизм и музыкальные лады
Сопоставление музыкальных ладов с произносительным символизмом
проводится здесь впервые, равно как впервые вводятся в научный оборот и сам
термин «произносительный (артикуляционный) символизм» и его понятие. Но прежде
следует сказать о том, как музыкальные лады оказались связанными с речевой
артикуляцией.
В 2000 г. автору удалось раскрыть изначальный строй византийских церковных
ладов – октоиха1. Выяснилось, что
1
Результаты его работы опубликованы в следующих статьях: Возникновение и первоначальное
ладовое строение монодии//Актуальные проблемы вузовской педагогики и музыкознания. Вып. 2:
КГУКИ. Краснодар, 2000. С. 29-45; Происхождение средневековой монодии и ее ладовой системы //
«Музыкальная культура христианского мира»: Материалы Международной научной конференции»:
РГК им. С.В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 2001. С. 170-187; О раскрытии строя византийских
церковных ладов // Вестник РГНФ. М., 2001. № 3. С. 140-151; Этнонимические названия
византийских ладов // Тенденции развития российской культуры XXI века: Труды ученых и
преподавателей Краснодарского государственного университета культуры и искусств: КГУКИ. – Вып.
1. Краснодар, 2002. С. 67-106; Античная музыкальная система как предмет изучения в музыкальном
вузе//Многоуровневая система профессионального художественного образования, проблемы
интеграции и дифференциации. Материалы рег. науч.-практ. конф. Краснодар, 2002. С. 34-54; Лады
западного средневековья // Культурная жизнь Юга России: КГУКИ. № 1. Краснодар, 2002. С. 12-17; Лады
западного средневековья. Октавные лады//Культурная жизнь Юга России: КГУКИ. № 2. Краснодар, 2003. С.
29-34; Лады западного средневековья. Дасийная система // Культурная жизнь Юга России: КГУКИ. №
1. Краснодар, 2003. С. 16-17; Раскрытие византийских церковных ладов – новое решение//Старинная
музыка сегодня: Материалы научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: РГК им. С.В.
Рахманинова, 2004. С. 33-54; Византийский октоих и производные ладовые системы // Старинная
музыка сегодня: Материалы научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: РГК им. С.В.
Рахманинова, 2004. С. 54-64.
399
Стр.1
этот ладовый строй был образован на основе восходящих и нисходящих
просодических интонаций отцами церкви в IV веке. Из учрежденных ими прямых и
плагальных ладов в конечном итоге оказался сформированным и современный
мажоро-минор. Породившая лады октоиха речевая интонационность повлияла на
становление и вербального языка. Сознательное формирование из одного источника
музыкального и вербального языков свидетельствует, кстати, о том, что природу речи
и музыки древние греки знали глубже, чем музыковеды и лингвисты в наше время.
Причина этого, очевидно, в том, что они почти на две тысячи лет были ближе к
общему истоку этих языковых систем и вообще к более синкретической роли языка.
Описания обустройства ладов из общих с речью интонаций дошли до нас в
византийских музыкальных руководствах. Свидетельства о речевой просодике
сохранили грамматические руководства XIV в., в частности, грамматиста
Константина «О письменах»2. Присутствуют они рудиментарно и в современном
языковом употреблении, откуда были выведены как явление фонетического
символизма. Однако с течением времени просодии исчезли даже из греческого языка,
в котором они когда-то играли самую заметную роль, и просодические знаки были
удалены из его письма.
Впервые результаты наблюдений над эволюцией речевой деятельности,
приведшей к данному результату, были описаны русским лингвистом И. А. Бодуэном
де Куртене3. Он
2 Опубликовано в кн. Ягич И. В. Рассуждения южнославянской и русской старины о церковнославянском
языке. – СПб, 1896. – С. 138-139, 173-174, 193, 258-259, 275.
3 См. его статью Об одной из сторон постепенного человечения языка в области произношения, в
связи с антропологией // Избранные труды по общему языкознанию. Том II. – М., 1963. – С. 118-127.
400
Стр.2