Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Произносительный символизм и музыкальные лады // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере. Сб. науч. трудов по материалам науч.-практ. конф. Краснодар-Геленджик. – Вып. 2. 2004. – Кр-р: КГУКИ, 2004. – С. 399-409. (80,00 руб.)

0   0
АвторыШабалин Дмитрий Семенович
Издательство[Б.и.]
Страниц11
ID149154
АннотацияВпервые исследуется ключевая роль в формировании вербального и музыкального языков раскрытого автором феномена, названного артикуляционным или произносительным символизмом, выявляется новое определение функций гласных и согласных в слоге, соответственно, как акустических и семантических носителей речи, роль интонации в вербальной и музыкальной речи, сущность модально-произносительной жестикуляции.
Кому рекомендованостудентам, преподавателям, аспирантам
УДК78.03(09) (47)
ББК85.313 (2)
Произносительный символизм и музыкальные лады // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере. Сб. науч. трудов по материалам науч.-практ. конф. Краснодар-Геленджик. – Вып. 2. 2004. – Кр-р: КГУКИ, 2004. – С. 399-409. / Д.С. Шабалин .— : [Б.и.], 2004 .— 11 с. — URL: https://rucont.ru/efd/149154 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Произносительный символизм и музыкальные лады Сопоставление музыкальных ладов с произносительным символизмом проводится здесь впервые, равно как впервые вводятся в научный оборот и сам термин «произносительный (артикуляционный) символизм» и его понятие. <...> Но прежде следует сказать о том, как музыкальные лады оказались связанными с речевой артикуляцией. <...> В 2000 г. автору удалось раскрыть изначальный строй византийских церковных ладов – октоиха1. <...> 29-45; Происхождение средневековой монодии и ее ладовой системы // «Музыкальная культура христианского мира»: Материалы Международной научной конференции»: РГК им. <...> 170-187; О раскрытии строя византийских церковных ладов // Вестник РГНФ. <...> 140-151; Этнонимические названия византийских ладов // Тенденции развития российской культуры XXI века: Труды ученых и преподавателей Краснодарского государственного университета культуры и искусств: КГУКИ. <...> 34-54; Лады западного средневековья // Культурная жизнь Юга России: КГУКИ. <...> 16-17; Раскрытие византийских церковных ладов – новое решение//Старинная музыка сегодня: Материалы научно-практической конференции. <...> 399 этот ладовый строй был образован на основе восходящих и нисходящих просодических интонаций отцами церкви в IV веке. <...> Из учрежденных ими прямых и плагальных ладов в конечном итоге оказался сформированным и современный мажоро-минор. <...> Породившая лады октоиха речевая интонационность повлияла на становление и вербального языка. <...> Сознательное формирование из одного источника музыкального и вербального языков свидетельствует, кстати, о том, что природу речи и музыки древние греки знали глубже, чем музыковеды и лингвисты в наше время. <...> Описания обустройства ладов из общих с речью интонаций дошли до нас в византийских музыкальных руководствах. <...> Присутствуют они рудиментарно и в современном языковом употреблении, откуда были выведены как явление фонетического символизма. <...> Однако с течением времени просодии исчезли даже из греческого <...>
Произносительный_символизм_и_музыкальные_лады__Интеграция_науки_и_высшего_образования_в_социально-культурной_сфере._Сб._науч._трудов_по_материалам_науч.-практ._конф._Краснодар-Геленджик._–_Вып._2._2004._–_Кр-р_КГУКИ,_2004._–_С._399-409..pdf
Опубликовано в сб.: Интеграция науки и высшего образования в социальнокультурной сфере. Сб. науч. трудов по материалам науч.-практ. конф. КраснодарГеленджик. – Вып. 2. 2004 г. – Краснодар: КГУКИ, 2004. – С. 399-409. Шабалин Д.С. (КГУКИ) Произносительный символизм и музыкальные лады Сопоставление музыкальных ладов с произносительным символизмом проводится здесь впервые, равно как впервые вводятся в научный оборот и сам термин «произносительный (артикуляционный) символизм» и его понятие. Но прежде следует сказать о том, как музыкальные лады оказались связанными с речевой артикуляцией. В 2000 г. автору удалось раскрыть изначальный строй византийских церковных ладов – октоиха1. Выяснилось, что 1 Результаты его работы опубликованы в следующих статьях: Возникновение и первоначальное ладовое строение монодии//Актуальные проблемы вузовской педагогики и музыкознания. Вып. 2: КГУКИ. Краснодар, 2000. С. 29-45; Происхождение средневековой монодии и ее ладовой системы // «Музыкальная культура христианского мира»: Материалы Международной научной конференции»: РГК им. С.В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 2001. С. 170-187; О раскрытии строя византийских церковных ладов // Вестник РГНФ. М., 2001. № 3. С. 140-151; Этнонимические названия византийских ладов // Тенденции развития российской культуры XXI века: Труды ученых и преподавателей Краснодарского государственного университета культуры и искусств: КГУКИ. – Вып. 1. Краснодар, 2002. С. 67-106; Античная музыкальная система как предмет изучения в музыкальном вузе//Многоуровневая система профессионального художественного образования, проблемы интеграции и дифференциации. Материалы рег. науч.-практ. конф. Краснодар, 2002. С. 34-54; Лады западного средневековья // Культурная жизнь Юга России: КГУКИ. № 1. Краснодар, 2002. С. 12-17; Лады западного средневековья. Октавные лады//Культурная жизнь Юга России: КГУКИ. № 2. Краснодар, 2003. С. 29-34; Лады западного средневековья. Дасийная система // Культурная жизнь Юга России: КГУКИ. № 1. Краснодар, 2003. С. 16-17; Раскрытие византийских церковных ладов – новое решение//Старинная музыка сегодня: Материалы научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: РГК им. С.В. Рахманинова, 2004. С. 33-54; Византийский октоих и производные ладовые системы // Старинная музыка сегодня: Материалы научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: РГК им. С.В. Рахманинова, 2004. С. 54-64. 399
Стр.1
этот ладовый строй был образован на основе восходящих и нисходящих просодических интонаций отцами церкви в IV веке. Из учрежденных ими прямых и плагальных ладов в конечном итоге оказался сформированным и современный мажоро-минор. Породившая лады октоиха речевая интонационность повлияла на становление и вербального языка. Сознательное формирование из одного источника музыкального и вербального языков свидетельствует, кстати, о том, что природу речи и музыки древние греки знали глубже, чем музыковеды и лингвисты в наше время. Причина этого, очевидно, в том, что они почти на две тысячи лет были ближе к общему истоку этих языковых систем и вообще к более синкретической роли языка. Описания обустройства ладов из общих с речью интонаций дошли до нас в византийских музыкальных руководствах. Свидетельства о речевой просодике сохранили грамматические руководства XIV в., в частности, грамматиста Константина «О письменах»2. Присутствуют они рудиментарно и в современном языковом употреблении, откуда были выведены как явление фонетического символизма. Однако с течением времени просодии исчезли даже из греческого языка, в котором они когда-то играли самую заметную роль, и просодические знаки были удалены из его письма. Впервые результаты наблюдений над эволюцией речевой деятельности, приведшей к данному результату, были описаны русским лингвистом И. А. Бодуэном де Куртене3. Он 2 Опубликовано в кн. Ягич И. В. Рассуждения южнославянской и русской старины о церковнославянском языке. – СПб, 1896. – С. 138-139, 173-174, 193, 258-259, 275. 3 См. его статью Об одной из сторон постепенного человечения языка в области произношения, в связи с антропологией // Избранные труды по общему языкознанию. Том II. – М., 1963. – С. 118-127. 400
Стр.2