Д.С. Шабалин Южнославянские грамматисты XV в. о произношении музыкальных ударений 1 Мы публикуем здесь тексты южнославянских грамматик о произношении музыкальных ударений с переводами на современный русский язык, изданные И. В. Ягичем в кн. <...> . Для нас наибольший интерес представляют описания произношения просодий на древнерусском языке, так как делались они сербами – носителями языка, в котором сохранялись мелодические ударения, определяющие значения слов. <...> Из всех переведенных в славянских грамматиках на древнерусский язык описаний многочисленных просодических знаков мы выбрали описания трех ударений: акутовой оксии, имеющей направление в произношении вперед-вверх – «на усты», грависной варии, направленной назад-вниз – «на горло», и циркумфлексного ударения периспомены, отражающего дифтонгизированно-двустороннее направление в музыкальном произношении: вперед-вверх→назад-вниз. <...> В славянское письмо просодические знаки заимствованы из древнегреческого письма. <...> О раскрытии строя византийских церковных ладов // Вестник РГНФ. <...> Этнонимические названия византийских ладов // Тенденции развития российской культуры XXI века: Тр. ученых и преп. <...> Античная музы важное в публикуемом материале – это свидетельство грамматистов о существовании скрытого для современной науки явления произносительного символизма в речи, так как произносительный символизм, хотя и нашедший свое выражение даже в графике – в просодических значках – и описанный в славянских грамматиках, существенным образом сказался, по мнению автора, на рождении и формировании языка вообще. <...> Мы передаем здесь тексты с описаниями произношений музыкальных ударений и букв славянского алфавита. <...> Особое внимание сербских грамматистов к произносительной стороне речи выразилось в двойственном описании ими произношения звука «а», аз: ср. «а)/» под оксийным ударением, наводящим на древнейшую индоевропейскую тематическую основу «е», а также <...>
Южнославянские_грамматисты_XV_в._о_произношении_музыкальных_ударений__Интеграция_науки_и_высшего_образования_в_социально-культурной_сфере_Сб._науч._тр._Вып._3._-__Краснодар_КГУКИ,_2005_-_С._377-387..pdf
Опубликовано в сб.: Интеграция науки и высшего образования
в социально-культурной сфере: Сб. науч. тр. Вып.
3. - Краснодар:КГУКИ, 2005. - С. 377-387.
Д.С. Шабалин
Южнославянские грамматисты XV в.
о произношении музыкальных ударений 1
Мы публикуем здесь тексты южнославянских грамматик о произношении
музыкальных ударений с переводами на современный русский
язык, изданные И. В. Ягичем в кн.: «Рассуждения южнославянской
и русской старины о церковно-славянском языке» (СПб, 1896 г.,
780 с.). Для нас наибольший интерес представляют описания произношения
просодий на древнерусском языке, так как делались они
сербами – носителями языка, в котором сохранялись мелодические
ударения, определяющие значения слов. Из всех переведенных в славянских
грамматиках на древнерусский язык описаний многочисленных
просодических знаков мы выбрали описания трех ударений: акутовой
оксии, имеющей направление в произношении вперед-вверх –
«на усты», грависной варии, направленной назад-вниз – «на горло», и
циркумфлексного ударения периспомены, отражающего дифтонгизированно-двустороннее
направление в музыкальном произношении:
вперед-вверх→назад-вниз.
В славянское письмо просодические знаки заимствованы из древнегреческого
письма. Еще в IV в. из них были произведены прямые и
плагальные церковные лады. 2 Однако самое
1 Публикация данной работы осуществлена при финансовой поддержке РГНФ по
иссл. проекту № 05-04-38400а/Ю: «Подготовка для издания… типового руководства
по знаменному пению «Солевая азбука».
2 Автор сумел раскрыть их в 2000 г., изложив результаты в следующих статьях: 1.
Возникновение и первоначальное ладовое строение монодии // Актуальные проблемы
вузовской педагогики и музыкознания. – Вып. 2. – Кр-р: КГУКИ, 2000 (по
плану 1999 г.). – С. 29-45; 2. Происхождение средневековой монодии и ее ладовой
системы // «Музыкальная культура христианского мира»: Мат. междунар.
науч. конф.». – Ростов-н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, 2001. С. 170-187; 3. О
раскрытии строя византийских церковных ладов // Вестник РГНФ. – М., 2001. –
№ 3. – С. 140-151; 4. Этнонимические названия византийских ладов // Тенденции
развития российской культуры XXI века: Тр. ученых и преп. Краснодарского гос.
ун-та культ. и иск. – Вып. 1. – Кр-р: КГУКИ, 2002. – С. 67-106; 5. Античная музы
Стр.1
важное в публикуемом материале – это свидетельство грамматистов о
существовании скрытого для современной науки явления произносительного
символизма в речи, так как произносительный символизм,
хотя и нашедший свое выражение даже в графике – в просодических
значках – и описанный в славянских грамматиках, существенным образом
сказался, по мнению автора, на рождении и формировании языка
вообще. 3 Просодические термины включены автором и в его книгу
«Словарь древнерусских музыкальных терминов», так как просодия
послужила основой не только для ладообразования, но и для формирования
древнейших европейских музыкальных нотаций – византийских
симадий, латинских невм, древнерусских знамен.
Мы передаем здесь тексты с описаниями произношений музыкальных
ударений и букв славянского алфавита. Наиболее ценны в
них описания произносительных наклонений речи в слогах под ударениями:
произносительных модусов, наиболее ярко выражающих
себя на ее ударных участках.
Особое внимание сербских грамматистов к произносительной стороне
речи выразилось в двойственном описании ими произношения
звука «а», аз: ср. «а)/» под оксийным ударением, наводящим на
древнейшую индоевропейскую тематическую основу «е», а также
«а)\» под варийным ударением, наводящую на индоевропейскую
«о». Дихотомия в произношении гласного «а», занимающего среднее
положение в ряду всяких гласных и допускающего
кальная система как предмет изучения в музыкальном вузе // Многоуровневая
система профессионального художественного образования, проблемы интеграции
и дифференциации: Мат. рег. науч.-практ. конф. 27 июня 2002 г. – Кр-р:
КГУКИ, 2002. – С. 34-54; 6. Лады западного средневековья // Культурная жизнь
Юга России. – № 1. – Кр-р: КГУКИ, 2002. – С. 12-17; 7. Лады западного средневековья.
Октавные лады // Культурная жизнь Юга России. – № 2. – Кр-р: КГУКИ,
2003. – С. 29-34; 8. Лады западного средневековья. Дасийная система // Культурная
жизнь Юга России. – № 1. – Кр-р: КГУКИ, 2003. – С. 16-17; 9. Раскрытие
византийских церковных ладов – новое решение // Старинная музыка сегодня:
Мат. науч.-практ. конф. – Ростов-н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, 2004. – С. 3354;
10. Византийский октоих и производные ладовые системы // Старинная музыка
сегодня: Мат. науч.-практ. конф. – Ростов-н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова,
2004. – С. 54-64; 11. Начала органума // Художник и время: феномен восприятия
и интерпретации в искусстве: Мат. науч. конф. – Вып. 1. – Кр-р: КГУКИ, 2004 г.
– С. 206-216; 12. Произносительный символизм и музыкальные лады // Интеграция
науки и высшего образования в социально-культурной сфере. – Сб. науч. тр.
по мат. науч.-практ. конф. – Вып. 2. – Кр-р: КГУКИ, 2004 г. – С. 399-410.
3 Подробнее об этом см. в вышеуказанной ст. «Произносительный символизм и
музыкальные лады».
378
Стр.2