Педагогика
Учебно-методическое пособие
для студентов непедагогических специальностей
Шуя 2009
УДК 37
ББК 74.00
О 73
Печатается по решению
редакционно-издательского
совета государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Шуйский государственный педагогический университет»
Рецензенты: <...> Л.В. Байбородова – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой
педагогических технологий ЯГПУ им. <...> Материалы, включенные
в пособие, позволят студентам лучше освоить содержание второй части указанного курса, соответствующее государственному стандарту высшего профессионального образования по специальностям непедагогического профиля. <...> Представленные схемы могут быть широко использованы в процессе изучения курса, при
организации самостоятельной работы студентов, во время проведения контроля
знаний и пр. <...> Рекомендуется для студентов, обучающихся по специальностям непедагогического профиля [032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), 032101.65 Физическая культура
и спорт, 031801 Религиоведение, 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм со специализацией 230506.65 Экологический туризм и др. <...> Знания по педагогике и психологии помогут вам в формировании
целостного представления о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного
труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знания психологической природы человека и общества. <...> Главное – самостоятельная работа с учебными пособиями, монографиями, дополнительной литературой, журналами (научными) статьями и рекомендуемой дополнительной литературой, справочными материалами, которые нужно
учиться осмысливать самому, ориентируясь на интересующую тему или проблему. <...> 4
Каждая форма учебной <...>
Психология_и_педагогика._Часть_2_Педагогика.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общей педагогики
Осин А.К.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА:
Часть 2. Педагогика
Учебно-методическое пособие
для студентов непедагогических специальностей
Шуя 2009
Стр.1
УДК 37
ББК 74.00
О 73
Печатается по решению редакционно-издательского
совета государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Шуйский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Л.В. Байбородова – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой
педагогических технологий ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Т.А. Воронова – кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой
педагогики ИвГУ
Л.В. Ершова – доктор педагогических наук, доцент, декан факультета искусств
ГОУ ВПО «ШГПУ»
О 73
Осин А.К.
Психология и педагогика: Часть 2: Педагогика: Учебнометодическое
пособие для студентов непедагогических специальностей.-
Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009.- 143 с.
В пособии систематизирована педагогическая составляющая курса «Психология
и педагогика» в виде опорных схем и таблиц, охватывающих основные
теоретические положения науки, способствующих пониманию сущности педагогического
процесса и деятельности по его управлению. Материалы, включенные
в пособие, позволят студентам лучше освоить содержание второй части указанного
курса, соответствующее государственному стандарту высшего профессионального
образования по специальностям непедагогического профиля. Представленные
схемы могут быть широко использованы в процессе изучения курса, при
организации самостоятельной работы студентов, во время проведения контроля
знаний и пр.
Рекомендуется для студентов, обучающихся по специальностям непедагогического
профиля [032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии
здоровья (адаптивная физическая культура), 032101.65 Физическая культура
и спорт, 031801 Религиоведение, 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм
со специализацией 230506.65 Экологический туризм и др.]. Может быть
полезен также для студентов всех педагогических специальностей, преподавателей,
организующих освоение педагогических дисциплин.
Осин А.К., 2009
ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009
2
Стр.2
Содержание
Введение .................................................................................................................. 4
Тема 1: Педагогика в системе наук о человеке ....................................................... 7
Тема 2: Развитие и социализация личности ...........................................................10
Тема 3: Методология педагогических исследований.............................................15
Тема 4: Образование как социокультурное явление и педагогический процесс...21
Тема 5: Содержание образования...........................................................................31
Тема 6: Сущность обучения и его место в целостном педагогическом процессе .39
Тема 7: Принципы и закономерности обучения ....................................................46
Тема 8: Методы и формы обучения........................................................................54
Тема 9: Сущность воспитания и его место в целостном педагогическом процессе
................................................................................................................................ 66
Тема 10: Методы и приемы воспитания..............................................................79
Тема 11: Формы воспитания……………………………………………………….86
Тема 12: Семья как субъект педагогического взаимодействия………………...94
Тема 13: Управление образовательной системой ……………………………….104
Тема 14: Управление дидактической системой………………………………….112
Тема 15: Управление воспитательной системой………………………………...131
Вопросы итогового контроля……………………………………………………..138
Литературы для самоподготовки…………………………………………………140
3
Стр.3