А.В. Петров, кандидат филологических наук,
доцент кафедры истории русского языка и диалектологии ПГУ
Предлагаемые учебно-методические материалы содержат программу курса
«Общая теория языкознания», списки учебной и научной литературы, вопросы к
семинарским занятиям для дневного и заочного отделений, вопросы к контрольным
работам, зачету и экзамену. <...> ТЕОРИЯ ЯЗЫКА
Программа курса и руководство к самостоятельной работе студентов
Пояснительная записка
Курс «Теория языка» – завершающий курс общелингвистического цикла (см.
программы курсов «Введение языкознание», «История и теории лингвистических
учений»). <...> Студенты должны уяснить, что
лингвистическая теория служит выяснению объективных свойств языка, его
сущности и развития, связанных с познавательной деятельностью людей. <...> Понятие парадигмы в языкознании, сравнительно - историческое языкознание,
системно-структурное и функционально-коммуникативное. <...> Генетическое
определение языка: как синтез звука и мысли (В. Гумбольдт <...> Язык с точки зрения его внутреннего устройства: как
знаковая система (Ф. <...> Расширение предмета лингвистики и приложение его
к реальному объекту. <...> Многокачественность языка и формы его существования: язык – речь –
речевая деятельность. <...> Диалектика
«снятия» антиномий: языковая система – речевая деятельность – языковой материал
(Л.В. Щерба), язык (система) – норма – речь (Э. <...> Единицы языка и типы знаков по соотношению означающего и означаемого. <...> Структура языкового знака: монолатеральные и
билатеральные концепции языкового знака. <...> Социолингвистика как теория социальной обусловленности языковых
явлений. <...> Язык и социум, язык и речевая деятельность в их социальной
обусловленности. <...> Внешние факторы как социальный аспект в развитии языка: влияние на язык
истории и взаимодействия народов, их культур. <...> Различные точки зрения на
социальную обусловленность языковой эволюции. <...> Языковые универсалии и понятийные категории как
основы сопоставления <...>
Теория_языка_программа_курса_и_руководство_к_самостоятельной_работе_студентов._.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Факультет филологии и журналистики
Кафедра русского языка
ТЕОРИЯ ЯЗЫКА
Программа курса и руководство к
самостоятельной работе студентов
Архангельск
Поморский университет
2006
Стр.1
Печатается по решению
редакционно-издательской комиссии
факультета филологии и журналистики
Поморского государственного
университета имени М.В. Ломоносова
Составители: Э.Н. Осипова, кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка ПГУ,
заслуженный работник высшей школы РФ;
О.Е. Морозова, кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка ПГУ
Рецензенты:
А.В. Петров, кандидат филологических наук,
доцент кафедры истории русского языка и диалектологии ПГУ
Предлагаемые учебно-методические материалы содержат программу курса
«Общая теория языкознания», списки учебной и научной литературы, вопросы к
семинарским занятиям для дневного и заочного отделений, вопросы к контрольным
работам, зачету и экзамену.
© Поморский государственный
университет имени М.В. Ломоносова 2006
© Осипова Э.Н.
© Морозова О.Е.
Стр.2
ТЕОРИЯ ЯЗЫКА
Программа курса и руководство к самостоятельной работе студентов
Пояснительная записка
Курс «Теория языка» – завершающий курс общелингвистического цикла (см.
программы курсов «Введение языкознание», «История и теории лингвистических
учений»). Цель курса – обобщить, углубить и расширить лингвистические знания
выпускников. Задачей курса выступает прежде всего раскрытие основных
принципов современной теории языка, важнейших проблем лингвистической науки,
определяющих подходов к их решению. Студенты должны уяснить, что
лингвистическая теория служит выяснению объективных свойств языка, его
сущности и развития, связанных с познавательной деятельностью людей.
Выделение лингвистических дисциплин объясняется многокачественной природой
языка, его связями и задачами более глубокого познания.
Курс «Теория языка» включает и характеристику методов и приёмов изучения
и описания языка, нового инструментария для построения лингвистического
объекта, приближающегося к реальному (функционально-семантическое поле,
ассоциативная грамматика, коммуникативный синтаксис и др.).
«Теория языка» изучается в VIII (38 часов) и IX семестрах (34 часа) и
предполагает сдачу зачёта и экзамена по результатам аудиторной и самостоятельной
работы. На заочном отделении – в IX-X семестрах (16 часов), выполняется
контрольная работа и сдается экзамен.
Содержание курса
1. Введение: теория языка как предмет изучения. Цель, задачи, программа
курса. Учебная литература. Организация самостоятельной работы с научной
литературой.
2. Языкознание в системе наук. Основные этапы в развитии языкознания.
Понятие парадигмы в языкознании, сравнительно - историческое языкознание,
системно-структурное и функционально-коммуникативное.
3. Проблема сущности, природы и происхождения языка. Генетическое
определение языка: как синтез звука и мысли (В. Гумбольдт). Определение языка с
функциональной точки зрения. Язык с точки зрения его внутреннего устройства: как
знаковая система (Ф. Соссюр). Расширение предмета лингвистики и приложение его
к реальному объекту.
4. Многокачественность языка и формы его существования: язык – речь –
речевая деятельность. Антиномии как онтологически присущие языку свойства.
Базовые антиномии, определяющие природу языка: ergon – energeia (В. Гумбольдт),
язык – речь (Ф. Соссюр), система – функционирование (ПЛШ). Диалектика
«снятия» антиномий: языковая система – речевая деятельность – языковой материал
(Л.В. Щерба), язык (система) – норма – речь (Э. Косериу, ПЛШ), язык (система) –
ассоциативно-вербальная сеть – речь (Ю.Н. Караулов).
Стр.3