,
к.филос.н., доцент
Данная статья посвящена вопросам, касающимся роли нормативного
дискурса в политических науках, а также роли и функции философской рефлексии
в структуре знания о политике. <...> Здесь приводится краткий обзор истории
политической мысли, начиная с античной практической философии и до наших
дней. <...> Современный
этап
развития
политической
науки
в
силу
трансдисциплинарных тенденций и возвращению нормативного измерения
характеризуется многими как возрождение практической философии. <...> К вопросу о нормативном дискурсе в политических науках
Политические науки, как и любая другая система знания, включает в себя как
позитивные (эмпирические), так и нормативные компоненты. <...> Нормативная теория
постигает реальность в понятиях наилучшего, хорошего и плохого, должного и
недолжного, подлинного и неподлинного, справедливого и несправедлвого. <...> Во-первых, как только знание о
политике стало оформляться в относительно автономную систему, оно оказалось
во власти позитивистских требований к научному дискурсу. <...> Во многом благодаря
позитивистским установкам политические и социальные науки смогли преодолеть
свою зависимость от философии и оформиться в самостоятельные разделы
научного знания. <...> Однако эти же установки привели к репрессии нормативного
компонента, свойственного размышлениям о политике в рамках классической
философии. <...> Ориентировка на то, чтобы давать объективное и непредвзятое знание
о «политических фактах», делала нормативный дискурс бессмысленным с точки
зрения «позитивной науки». <...> Тем не менее, нормативный компонент не может
быть окончательно устранен из политической теории с тем, чтобы она продолжала
оставатьтся политической, и обусловлено это не только требованиями построения
научного дискурса как такового, но спецификой самого рассматриваемого
предмета – политики. <...> Во-вторых, современная ситуация в общественных науках вполне может
быть охарактеризована как «экстраординарная <...>
К_вопросу_о_нормативном_дискурсе_в_политических_науках.pdf
Опубликовано:
Поспелова О.В. К вопросу о нормативном дискурсе в политических
науках // Вестник ПГУ имени М.В.Ломоносова, № 6, 2010, с. 39 – 46
Поспелова О.В.,
к.филос.н., доцент
Данная статья посвящена вопросам, касающимся роли нормативного
дискурса в политических науках, а также роли и функции философской рефлексии
в структуре знания о политике. Здесь приводится краткий обзор истории
политической мысли, начиная с античной практической философии и до наших
дней. Современный этап развития политической науки в силу
трансдисциплинарных тенденций и возвращению нормативного измерения
характеризуется многими как возрождение практической философии.
К вопросу о нормативном дискурсе в политических науках
Политические науки, как и любая другая система знания, включает в себя как
позитивные (эмпирические), так и нормативные компоненты. Нормативная теория
постигает реальность в понятиях наилучшего, хорошего и плохого, должного и
недолжного, подлинного и неподлинного, справедливого и несправедлвого. С
онтологической точки зрения, нормативным принято считать такой элемент,
который обозначает и соотносится по своему содержанию с идеальным объектом.
Гносеологический критерий в отношении нормативных элементов дает деление
нормативного на знание необходимого (аподиктической очевидности) и знание
должного.
Вопрос о нормативном дискурсе в политических науках представляет собой
интерес, по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, как только знание о
политике стало оформляться в относительно автономную систему, оно оказалось
во власти позитивистских требований к научному дискурсу. Во многом благодаря
позитивистским установкам политические и социальные науки смогли преодолеть
свою зависимость от философии и оформиться в самостоятельные разделы
научного знания. Однако эти же установки привели к репрессии нормативного
компонента, свойственного размышлениям о политике в рамках классической
философии. Ориентировка на то, чтобы давать объективное и непредвзятое знание
о «политических фактах», делала нормативный дискурс бессмысленным с точки
зрения «позитивной науки». Тем не менее, нормативный компонент не может
быть окончательно устранен из политической теории с тем, чтобы она продолжала
оставатьтся политической, и обусловлено это не только требованиями построения
научного дискурса как такового, но спецификой самого рассматриваемого
предмета – политики.
Во-вторых, современная ситуация в общественных науках вполне может
быть охарактеризована как «экстраординарная» со свойственным этому
состоянию эпистемологическим хаосом. Под «экстраординарной наукой» я
предпочла бы понимать не столько научную революцию в куновском смысле,
сколько усиление всегда имеющей место конкуренции между различными
парадигмами и, как следствие, спор вокруг дисциплинарных границ в области
общественных наук и гуманитарного знания в целом. О неадекватности
классического дисциплинарного деления наук об обществе писал Иммануил
Валлерстайн, указывая на то, что политическая, экономическая и социальная
1
Стр.1