Информационные технологии в управлении учебным процессом (Лабораторный практикум) Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра электроники телекоммуникаций и компьютерных технологий Л. Кюнбергер <...> Информационные технологии в управлении учебным процессом (Лабораторный практикум) Липецк – 2005 1 УДК: 681.142.2 ББК: 32.973.26-018.2 К99 Рекомендовано к печати кафедрой электроники телекоммуникаций и компьютерных технологий Липецкого государственного педагогического университета К 99 Кюнбергер Л. <...> На конкретном примере разработки информационной системы «Классный журнал» читатель овладевает всеми умениями, необходимыми для проектирования и создания информационных систем, применимых в управлении учебным процессом. <...> Знакомство с информационной системой «Классный журнал» 7 Работа 2. <...> Создание простейших форм, не содержащих подчиненных Работа 5. <...> Система помощи информационной системы Список литературы Приложения 1. <...> Страницы 1 и 2 справочной системы ИС «Классный журнал» Сведения о выполнении работ практикума 23 29 37 43 49 54 57 62 65 67 70 71 75 77 3 Введение Сбор, хранение, обработка информации, ее группировка и систематизация, выдача ее по запросу потребителю – один из наиболее распространенных видов профессиональной деятельности, встречающийся практически в любой профессии. <...> Существует целый ряд информационных систем, помогающих при распределении учебной нагрузки учителей, составлении расписания занятия, учете и анализе успеваемости учащихся и т.д. <...> На втором этапе студенты создают основные объекты информационной системы, учатся управлять их свойствами. <...> Приводятся задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы. <...> Информационная система «Классный журнал» – электронная версия журнала учета учителя. <...> При этом в качестве заранее заданных параметров выступают: а) общие параметры <...>
Информационные_технологии__в_управлении_учебным_процессом_(лабораторный_практикум).pdf
Л. Кюнбергер
Информационные технологии
в управлении учебным процессом
(Лабораторный практикум)
Стр.1
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра электроники телекоммуникаций и компьютерных технологий
Л. Кюнбергер
Информационные технологии в управлении учебным процессом
(Лабораторный практикум)
Липецк – 2005
1
Стр.2
УДК: 681.142.2
ББК: 32.973.26-018.2
К99
Рекомендовано к печати кафедрой
электроники телекоммуникаций и
компьютерных технологий Липецкого
государственного педагогического
университета
К 99 Кюнбергер Л.
Информационные технологии в управлении учебным процессом:
Лабораторный практикум. – Липецк: ЛГПУ, 2005. – 80 c.
Настоящее учебное пособие является руководством к практическим занятиям по курсу
«Информационные технологии в управлении учебным процессом». На конкретном примере
разработки информационной системы «Классный журнал» читатель овладевает всеми
умениями, необходимыми для проектирования и создания информационных систем,
применимых в управлении учебным процессом. Пособие предназначено для студентов,
обучающихся по специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная
техника и компьютерные технологии)». Оно также представляет интерес для лиц,
занимающихся внедрением информационных технологий в сфере образования.
ISBN
Рецензент: доцент кафедры прикладной математики и информационных
технологий ЛГПУ, кандидат технических наук Шуйкова И.А.
©
ISBN
учреждение
2
Государственное
высшего
образовательное
профессионального
образования «Липецкий государственный
педагогический университет», 2004
Стр.3
Содержание
Введение
4
Работа 1. Знакомство с информационной системой «Классный журнал» 7
Работа 2. Проектирование таблиц информационной системы
12
Работа 3. Создание файла базы данных и таблиц. Связывание таблиц 19
Работа 4. Создание простейших форм, не содержащих подчиненных
Работа 5. Создание сложных форм
Работа 6. Просмотр данных с помощью форм и отчетов
Работа 7. Сложные отчеты
Работа 8. Средства автоматизации информационной системы
Работа 9. Защита данных и объектов информационной системы
Работа 10. Система помощи информационной системы
Список литературы
Приложения
1. Макеты и образцы форм к лабораторной работе № 4
2. Макеты и образцы форм к лабораторной работе № 5
3. Макеты и образцы форм и отчетов к лабораторной работе № 6
4. Макеты и образцы форм и отчетов к лабораторной работе № 7
5. Страницы 1 и 2 справочной системы ИС «Классный журнал»
Сведения о выполнении работ практикума
23
29
37
43
49
54
57
62
65
67
70
71
75
77
3
Стр.4
Введение
Сбор, хранение, обработка информации, ее группировка и систематизация,
выдача ее по запросу потребителю – один из наиболее распространенных видов
профессиональной деятельности, встречающийся практически в любой
профессии. Век информационных технологий коренным образом преобразовал
эту область. Место списков, справочников, картотек и каталогов заняли
информационные системы. Умение обращаться с ними становится таким же
элементарным, как письмо и счет. И не только в профессиональной деятельности.
Например, в развитых странах во многих городах исчезли железнодорожные
кассы. Билеты выдаются автоматами, а дату, время и цель поездки, маршрут,
тариф и пр. необходимо задать, введя нужные параметры в информационную
систему. Заявка на книгу в библиотеке осуществляется с помощью
информационной системы. Получение денег через банкомат – эксплуатация
информационной системы. Примеров множество, и их становится все больше и
больше.
Информационные системы, конечно же, внедряются и в практику обучения,
в частности, в управление учебным процессом. Создаются банки данных
учащихся, позволяющие решить разнообразные задачи: от быстрого нахождения
личных данных ученика до получения сводного отчета о социальной структуре
контингента обучающихся в школе. Существует целый ряд информационных
систем, помогающих при распределении учебной нагрузки учителей, составлении
расписания занятия, учете и анализе успеваемости учащихся и т.д. И хотя многие
из них еще несовершенны, без них будущее управления учебным процессом
школы нельзя себе представить.
В связи с этим возникает задача ознакомления будущих педагогов
принципам эксплуатации и функционирования информационных систем. Данная
задача актуальна для будущих учителей любой специальности, однако способ и
глубина ее решения все же зависит от профиля подготовки. Настоящий
лабораторный практикум предназначен для студентов, обучающихся по
4
Стр.5