МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ <...> О.Е. Коханая
ИСКУССТВО ХХ ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Лекция
Москва
2003
1
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом
Московского государственного университета культуры и искусств. <...> В лекции проанализированы основные тенденции в искусстве
двадцатого века, определены главные особенности эстетики авангардизма,
постмодернизма, рассмотрен сложный и неоднозначный феномен массовой
культуры. <...> Уделено особое внимание наиболее влиятельным направлениям в
искусстве, таким, как экспрессионизм, фовизм, абстракционизм,
сюрреализм, футуризм и др. <...> Лекция предназначена для студентов Московского государственного
университета культуры и искусств, изучающих курс «Проблемы искусства
ХХ века в западноевропейской эстетике». <...> ДИАЛЕКТИКА СООТНОШЕНИЯ ДВУХ ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫХ
ПРИОРИТЕТОВ
В
ИСКУССТВЕ
ХХ
ВЕКА:
ПРИОРИТЕТ
ЧУВСТВЕННОГО
ОТРАЖЕНИЯ
НАД
СПОСОБНОСТЬЮ
РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ И ПРИОРИТЕТ РАЦИОНАЛЬНОГО
НАЧАЛА НАД ЧУВСТВЕННЫМ
-
Абстракционизм: «нечеловеческая сила краски» ……………………5
Супрематизм: отречение от человека ………………………………. <...> МАССОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ТОРЖЕСТВО
ПРИМИТИВНОГО,
ГЕДОНИСТИЧЕСКОГО, УТИЛИТАРНОГО
- Подмена ценностей …………………………………………………….. <...> 30
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………… 32
3
ВВЕДЕНИЕ
На рубеже веков естественно возникает желание проанализировать ход
культурного развития общества в прошедшем столетии. <...> Пессимистические настроения деятелей философии и искусства 80-90-х
годов Х1Х века определили художественную атмосферу зарождения
искусства ХХ века, появление художественного авангардизма. <...> Так же, как и последнее десятилетие ХХ века, это, по сути,
в плане развития искусства исток ХХ1 века. <...> Вот почему мы торопимся выделить <...>
Искусство_ХХ_века_основные_тенденции.pdf
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
О.Е. Коханая
ИСКУССТВО ХХ ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Л е к ц и я
Москва
2003
1
Стр.1
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом
Московского государственного университета культуры и искусств.
Рецензенты:
Доктор философских наук, профессор М.М. Шибаева.
Кандидат филологических наук, доцент О.А. Мазнева.
Коханая О.Е. Искусство ХХ века: основные тенденции. Лекция. – М.,
2002.
В лекции проанализированы основные тенденции в искусстве
двадцатого века, определены главные особенности эстетики авангардизма,
постмодернизма, рассмотрен сложный и неоднозначный феномен массовой
культуры. Уделено особое внимание наиболее влиятельным направлениям в
искусстве, таким, как экспрессионизм, фовизм, абстракционизм,
сюрреализм, футуризм и др.
Лекция предназначена для студентов Московского государственного
университета культуры и искусств, изучающих курс «Проблемы искусства
ХХ века в западноевропейской эстетике».
© Коханая О.Е., 2003
2
Стр.2
.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….... 4
1. ДИАЛЕКТИКА СООТНОШЕНИЯ ДВУХ ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫХ
ПРИОРИТЕТОВ В ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА: ПРИОРИТЕТ
ЧУВСТВЕННОГО ОТРАЖЕНИЯ НАД СПОСОБНОСТЬЮ
РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ И ПРИОРИТЕТ РАЦИОНАЛЬНОГО
НАЧАЛА НАД ЧУВСТВЕННЫМ
- Абстракционизм: «нечеловеческая сила краски» ……………………5
- Супрематизм: отречение от человека ……………………………….7
- Феномен «разорванного сознания» ………………………………….. 8
- Сюрреализм: искусство экзистенции или повод для протеста…9
- Интеллектуализация художественного творчества …………… 12
2. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ТОРЖЕСТВО ПРИМИТИВНОГО,
ГЕДОНИСТИЧЕСКОГО, УТИЛИТАРНОГО
- Подмена ценностей …………………………………………………….. 12
- Китч как сказка для взрослых ………………………………………. 14
- Основные элементы китча …………………………………………… 14
- Сказка для детей как элемент массовой культуры …………….. 15
- Компенсаторная функция массовой культуры …………………. 16
- «Деэстетизация» искусства в постреволюционной России …. 18
- Культура «мирового стандарта» ………………………………… 22
- Феномен «массового человека» …………………………………. 23
3. ЭПОХА ПОСТМОДЕРНИЗМА
- Этико-философские установки постмодернизма ……….. . . . . .. 25
- Вторичность искусства постмодернизма ……………………….. 26
- Массовое и высокое искусство ……………………………………. . . 27
- Девальвация литературного творчества ………. . …………….. 28
- Пути решения проблем …………………………………………………. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………. 30
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………… 32
3
Стр.3