О.Е. Коханая,
кандидат философских наук, доцент МГУКИ
Аксиологическая функция театра для детей и молодежи
Многогранность и полифункциональность театра для детей и
молодежи
как
специфического
элемента
культурной
среды,
несомненно, обусловливает целесообразность его анализа в сфере
теории
культуры. <...> С
одной
стороны,
самоценность культурных
феноменов, прежде всего, основных духовных ценностей проявляется в
их
переживаемой
людьми
содержательной
неутилитарности,
«бесцельной целесообразности, субъективной самодостаточности, в их
видимой, для сознания – самоочевидной бытийной автономии и
способности овладевать сознанием и волей людей». <...> Диалектика
социокультурного
назначения
и
ценностного
самоутверждения искусства // Искусство в системе культуры. <...> ) С другой стороны, искусство существует там,
где есть функциональная потребность его появления и бытия, где
существует его социальная необходимость. <...> С учетом данной диалектики
функционирования искусства,
вероятно, и нужно анализировать существование театра для детей и
молодежи как специфического социокультурного института, при этом
обращая особое внимание и на его самоценность (самоцельность), и на
статус театра для детей и молодежи в системе видов искусств, на
объективное место детского театра в иерархии культурных ценностей –
его отношение к культурным идеалам, соотношение с другими
ценностями: эстетическими, моральными, религиозными и др. <...> На данном этапе практика выявляет наличие существенного
разрыва между потенциальными возможностями
театра для детей и
молодежи в развитии гармоничной личности, становления молодого
человека в мире ценностей культуры, достигнутым в свое время уровнем
функционирования
театра
юного
зрителя
и
очень
тревожным
положением дела. <...> Затяжной кризис в обществе, социальные проблемы, утрата
ценностных ориентиров, крушение общественных идеалов, низвержение <...>
Аксиологическая_функция_театра_для_детей_и_молодёжи.pdf
О.Е. Коханая,
кандидат философских наук, доцент МГУКИ
Аксиологическая функция театра для детей и молодежи
Многогранность и полифункциональность театра для детей и
молодежи как специфического элемента культурной среды,
несомненно, обусловливает целесообразность его анализа в сфере
теории культуры. С одной стороны, самоценность культурных
феноменов, прежде всего, основных духовных ценностей проявляется в
их переживаемой людьми содержательной неутилитарности,
«бесцельной целесообразности, субъективной самодостаточности, в их
видимой, для сознания – самоочевидной бытийной автономии и
способности овладевать сознанием и волей людей». (Закс Л.А.
Диалектика социокультурного назначения и ценностного
самоутверждения искусства // Искусство в системе культуры. –
Л.:Наука, 1987. – С.64-65.) С другой стороны, искусство существует там,
где есть функциональная потребность его появления и бытия, где
существует его социальная необходимость.
С учетом данной диалектики функционирования искусства,
вероятно, и нужно анализировать существование театра для детей и
молодежи как специфического социокультурного института, при этом
обращая особое внимание и на его самоценность (самоцельность), и на
статус театра для детей и молодежи в системе видов искусств, на
объективное место детского театра в иерархии культурных ценностей –
его отношение к культурным идеалам, соотношение с другими
ценностями: эстетическими, моральными, религиозными и др.
На данном этапе практика выявляет наличие существенного
разрыва между потенциальными возможностями театра для детей и
Стр.1
молодежи в развитии гармоничной личности, становления молодого
человека в мире ценностей культуры, достигнутым в свое время уровнем
функционирования театра юного зрителя и очень тревожным
положением дела.
Затяжной кризис в обществе, социальные проблемы, утрата
ценностных ориентиров, крушение общественных идеалов, низвержение
многовековых культурных традиций послеоктябрьского периода
отразились самым серьезным образом на детском театре как детище
периода Советской власти в России. Он более 20 лет находится в
состоянии глубокого кризиса и интуитивно ищет пути выхода из него.
Театр юного зрителя, возникший на заре Советской власти, в целом
был уникальным явлением мирового масштаба.
Обязательная сеть детских театров в каждом регионе, богатейший
опыт работы с юными зрителями педагогов театра, начиная с
педагогической части под руководством А.А. Брянцева, уникальные в
своем роде кукольный театр Сергея Образцова, Детский музыкальный
театр Натальи Сац, Театр Зверей – это серьезные достижения в области
детского театра. Положительные идеалы, высокие нравственные
ценности, возможность увидеть «благородные» поступки
«благородных» героев в сложных жизненных ситуациях, возвышенные
мысли и чувства – все это было непременным содержательным
атрибутом театра юного зрителя. Как говорил А.С. Пушкин, «тьмы
низких истин нам дороже нас возвышающий обман», потому-то театр
юного зрителя, взывавший к сфере высших ценностей, как правило,
находил отклик в сердцах широкого круга зрителей, целые поколения
вырастали, веря в созидательную силу Добра, торжество Истины и
восхищение Красотой. Детский театр давал мощный энергетический
Стр.2