О.Е. Коханая,
профессор, доктор культурологии
МАГИСТРОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ… <...> Образован он был по личной инициативе Н.К.
Крупской как первое в мире учебное заведение, готовящее специалистов высшей
квалификации в области библиотечного дела. <...> Затем, следуя политике молодого
советского государства по культурному строительству, в вузе были открыты
новые
специализации
Библиотечный
в
сфере
институт
культурно-просветительной
превратился
в
Московский
работы,
а
государственный
институт культуры (МГИК). <...> В конце 90-х, отвечая на вызовы времени, институт был переименован в
Московский государственный университет культуры и искусств. <...> Сегодня это
один из крупнейших вузов Москвы, в котором по 35 специальностям в сфере
культуры и искусств обучается более 11 тыс. студентов из 32 стран мира. <...> Не смотря на свой солидный возраст, вуз активно включился в новые
инновационные процессы в сфере образования. <...> С 2007 года по инициативе
МГУКИ в различных странах мира (Россия, Вьетнам, Южная Корея, Франция)
проходят ежегодные Международные Форумы «Вузы культуры и искусств в
едином мировом образовательном пространстве», в которых участвуют
видные политики, выдающиеся деятели в сфере культуры и искусств, известные
ученые, ректоры университетов из более 50 государств мира. <...> В этом году в стенах университета по инициативе ректора МГУКИ,
видного политического и общественного деятеля, доктора философских наук,
профессора Р.Г. Абдулатипова прошѐл первый Международный форум
культуры. <...> Последняя инициатива университета - проведение Дней сенаторов,
на которых известные политики, члены Совета Федерации РФ обсуждают
1
самые животрепещущие вопросы образования и культуры со студентами,
аспирантами и профессорами вуза. <...> Университет активно включился в формирование нового образовательного
пространства, инициированного Болонскими соглашениями. <...> Чисто технически Болонский процесс – это <...>
Магистром_можешь_ты_не_быть…_.pdf
Ю.А. Головин,
профессор, кандидат филологических наук
О.Е. Коханая,
профессор, доктор культурологии
МАГИСТРОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ…
В этом году Московскому государственному университету культуры и
искусств исполняется 80 лет. Образован он был по личной инициативе Н.К.
Крупской как первое в мире учебное заведение, готовящее специалистов высшей
квалификации в области библиотечного дела. Первое название вуза –
Московский библиотечный институт. Затем, следуя политике молодого
советского государства по культурному строительству, в вузе были открыты
новые специализации в сфере культурно-просветительной работы, а
Библиотечный институт превратился в Московский государственный
институт культуры (МГИК).
В конце 90-х, отвечая на вызовы времени, институт был переименован в
Московский государственный университет культуры и искусств. Сегодня это
один из крупнейших вузов Москвы, в котором по 35 специальностям в сфере
культуры и искусств обучается более 11 тыс. студентов из 32 стран мира.
Не смотря на свой солидный возраст, вуз активно включился в новые
инновационные процессы в сфере образования. С 2007 года по инициативе
МГУКИ в различных странах мира (Россия, Вьетнам, Южная Корея, Франция)
проходят ежегодные Международные Форумы «Вузы культуры и искусств в
едином мировом образовательном пространстве», в которых участвуют
видные политики, выдающиеся деятели в сфере культуры и искусств, известные
ученые, ректоры университетов из более 50 государств мира.
В этом году в стенах университета по инициативе ректора МГУКИ,
видного политического и общественного деятеля, доктора философских наук,
профессора Р.Г. Абдулатипова прошѐл первый Международный форум
культуры. Последняя инициатива университета - проведение Дней сенаторов,
на которых известные политики, члены Совета Федерации РФ обсуждают
1
Стр.1
самые животрепещущие вопросы образования и культуры со студентами,
аспирантами и профессорами вуза.
Университет активно включился в формирование нового образовательного
пространства, инициированного Болонскими соглашениями.
Что такое Болонский процесс?
Чисто технически Болонский процесс – это, прежде всего, переход на
двухступенчатую систему высшего образования: бакалавриат (4 года) плюс
магистратура (2 года) вместо привычного для нас специалиста (5 лет обучения).
Предполагается, что бакалавр уже может, как ныне специалист, успешно
работать в своей профессиональной среде, а магистр - это практически учѐный,
занимающийся уже научной и исследовательской работой, готовящейся стать
доктором.
Если рассматривать шире, Болонский процесс – это адаптация российского
образования, в целом, к мировому образовательному процессу, прежде всего,
европейскому, то есть, перейдя на новые образовательные стандарты, мы тем
самым, конвертируем российские дипломы и признаѐм западно-европейские.
Вроде здравая мысль, но здесь, особенно для вузов культуры и искусств,
возникает целый ряд проблем. Во-первых, в европейской системе образования
таких универсальных структур, как наш университет, нет, а значит, и нет ни
соответствующих образовательных программ, ни аналогичных специальностей.
Попросту говоря, в Европе нет образования в сфере культуры. И если слепо идти
по пути интеграции в европейское образовательное пространство, то нашему
университету в нѐм просто не найдѐтся места. Хотя очевидно, и это никто в
Европе не отрицает, наше образование в сфере культуры уникально. На
Международных симпозиумах неоднократно возникал вопрос о том, что как раз
подобного образования явно не хватает парижам и лондонам.
Сегодня, столкнувшись с серьезными проблемами «образованщины», как
любил говорить А.И. Солженицын, то есть с недостаточным культурным
образованием масс, особенно среди молодежи, и особенно в эмигрантской среде,
в которой по сути происходит отторжение культуры страны проживания, - какие
2
Стр.2