Ю.А. Головин, кандидат философских наук,
доцент, директор Института МАСС МЕДИА,
заведующий кафедрой журналистики Московского
государственного университета культуры и искусств
Современные условия бытования литературнохудожественных журналов как типа изданий
Для
выявления
системы
функционирования
литературно-
художественных журналов нам представляется необходимым выделить
следующие параметры: характер аудитории – предмет или отражаемая
сфера действительности - целевое назначение журнала - родовая
принадлежность
предназначена
издания
-
характер
удовлетворить
всю
изложения. <...> Эта
структура
интересов
личности,
краеугольным
фактором
полноту
общества, государства. <...> Характер
функционирования
аудитории
журналов.
является
Необходимо
иметь
в
виду,
что
читательская аудитория – не отдельный читатель, а категория читателей,
но при этом, не только категория читателей, но и отдельный читатель. <...> В
соответствии с этим, аудиторию можно разделить на массовую,
специализированную (то есть любительскую, имеющую некоторую
подготовку, но и профессионально не занимающуюся данной сферой),
профессионально-производственную, научную. <...> В принципе, возможно
существование такого количества журналов, сколько можно выделить в
обществе социальных групп, руководствуясь уже сложившимися
социологическими критериями. <...> Журнал может обращаться к человеку и
как к гражданину, и как к специалисту, и как к семьянину, и как к жителю
села, и как к личности определенного возраста или пола. <...> Соответственно,
один человек может быть потенциальной аудиторией нескольких
изданий. <...> Единственное условие: эта категория читателей должна быть
достаточно значительной, чтобы выпуск журнала в прямой или косвенной
форме
(общественная
необходимость,
привлечение
потенциальных
специалистов) окупал расходы на его издание. <...> Рекреативная периодика,
современная
журнальная
«пресса
развлечений <...>
Современные_условия_бытования_литературно-художественных_журналов_как_типа_изданий_.pdf
Ю.А. Головин, кандидат философских наук,
доцент, директор Института МАСС МЕДИА,
заведующий кафедрой журналистики Московского
государственного университета культуры и искусств
Современные условия бытования литературнохудожественных
журналов как типа изданий
Для выявления
системы функционирования литературнохудожественных
журналов нам представляется необходимым выделить
следующие параметры: характер аудитории – предмет или отражаемая
сфера действительности - целевое назначение журнала - родовая
принадлежность издания - характер изложения. Эта структура
предназначена удовлетворить всю полноту интересов личности,
общества, государства.
1. Характер аудитории является краеугольным фактором
функционирования журналов. Необходимо иметь в виду, что
читательская аудитория – не отдельный читатель, а категория читателей,
но при этом, не только категория читателей, но и отдельный читатель. В
соответствии с этим, аудиторию можно разделить на массовую,
специализированную (то есть любительскую, имеющую некоторую
подготовку, но и профессионально не занимающуюся данной сферой),
профессионально-производственную, научную. В принципе, возможно
существование такого количества журналов, сколько можно выделить в
обществе социальных групп, руководствуясь уже сложившимися
социологическими критериями. Журнал может обращаться к человеку и
как к гражданину, и как к специалисту, и как к семьянину, и как к жителю
села, и как к личности определенного возраста или пола. Соответственно,
один человек может быть потенциальной аудиторией нескольких
изданий. Единственное условие: эта категория читателей должна быть
достаточно значительной, чтобы выпуск журнала в прямой или косвенной
Стр.1
форме (общественная необходимость, привлечение потенциальных
специалистов) окупал расходы на его издание.
Наиболее значительную группу составляют журналы массовые, чье
воздействие распространено на многие социально-профессиональные,
возрастные, образовательные и прочие группы. Рекреативная периодика,
современная журнальная «пресса развлечений» (пласт массовой
культуры) дополняет картину «человека в социуме», дает еще один ее
срез. Досуг возможен разный, и требования разной аудитории могут
подразумевать, помимо грубой «развлекаловки» и жадного внимания к
сплетням и скандалам, - и возможность самообразования, духовного
самовоспитания, потребность в эстетических,
«логических»
удовольствиях, связанных с наслаждением словом и мыслью при
неспешном чтении. Тут - одна из причин, почему журнальная
периодика, с ее особой периодичностью, увеличенным по сравнению с
газетами объемом, особыми условиями восприятия информации (как
правило, в относительно спокойной обстановке), столь ветвиста и
многовариантна в сочетаниях «пользы» и «развлечения», чем и
объясняется существование своеобразных «парных» (а то и
«трехступенчатых») изданий почти во всех сферах. В области культуры
это «Театральная жизнь» - «Театр». В области литературоведения и
критики: «Литературное обозрение» - «Вопросы литературы» - «Новое
литературное обозрение». Не только опыт мировой прессы, но и наш
собственный - корректирует задачи развлечения, направляя их в русло
аудиторно ориентированных и хобби-журналов, сочетая с рекламнорекомендательными
вариантами. Причем, тон развлекательных
выступлений вовсе не обязательно вульгарно-примитивен, многие
журналы (в отличие от аналогичных газет) демонстрируют явно неплохой
вкус.
Расшифровывая понятие
характер аудитории, различные
исследователи выделяют по социологическим параметрам ту или иную
Стр.2