МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
На правах рукописи
ГОЛОВИН Юрий Алексеевич
РОССИЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ЖУРНАЛЫ
В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ:
СОДЕЙСТВИЕ, КОМПРОМИСС, ПРОТИВОСТОЯНИЕ
24. 00.01 – теория и история культуры
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени
доктора культурологии
Научный консультант –
доктор философских наук,
профессор А.Я. ФЛИЕР
Москва 2010
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………….………………………………...3
Глава 1. ТОЛСТЫЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ЖУРНАЛЫ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ
ИДЕОЛОГИИ…………………………………………………………….…….28
1.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
РОЛИ
ПРЕДПОСЫЛКИ
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛОВ:
ЭВОЛЮЦИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ……………………………………….28
1.2. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ЖУРНАЛОВ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД …………………………………………..87
ГЛАВА 2.
ИСТОРИЯ
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ЖУРНАЛОВ В РОССИИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ИХ ОБЩЕСТВЕННОНОРМАТИВНОЙ
ФУНКЦИИ ……………..…………………………….126
2.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО РОССИЙСКОГО
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЖУРНАЛА ………………………………...126
2.2. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ СОВЕТСКОГО И
ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДОВ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ …………………………189
ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ЖУРНАЛЫ И ИХ ОСОБЫЕ ФУНКЦИИ……………………………….231
3.1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУРНОХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ЖУРНАЛОВ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД…………………….231
3.2. СОВРЕМЕННЫЕ
КУЛЬТУРНЫЕ
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛОВ…………………………………250
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………....280
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….......………289
КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Осмысление сущности и специфики
российского литературно-художественного журнала как уникального,
единственного в своем роде культурного явления, в рамках теории культуры
представляется важным в связи с тем, что социальная ответственность
средств массовой информации и книгоиздания в условиях глобальной
трансформации социальной среды является одной из актуальных проблем
научной рефлексии, а в эпоху массовой культуры, глобализации и мирового
кризиса вопрос о человеке как субъекте культурного творчества является
одним из важнейших в проблематике современной культуры. События
последнего времени подтвердили, что экономическая и cоциальная
дифференциация российского общества, девальвация духовных ценностей,
размытость ценностных ориентиров и общественных идеалов, развенчание
традиционных культурных ценностей оказали негативное влияние на
общественное сознание, на состояние культуры общества в целом. В
результате, в частности, резко снизилось воздействие литературнохудожественных
журналов на формирование общественного сознания, на
позитивное моделирование картины мира гражданина, его становление в
мире ценностей культуры, формирование целостного потенциала личности.
Изменения в социальной структуре общества, трансформация постсоветских
национальных систем и процессы глобализации обострили проблему
культурной идентификации человека. Но ведь во все эпохи идентичность
личности являлась необходимым условием консолидации общества.
Между тем, практика выявляет наличие существенного разрыва
между потенциальными возможностями литературно-художественных
журналов как инструмента осуществления государственной культурной
политики, межпоколенной трансляции социального опыта, механизма,
способствующего формированию общественного мнения, выстраиванию
социальной адекватности и идентичности личности, достигнутого в свое
время уровня эффективного функционирования литературно3
Стр.3
художественных журналов - и проблемным положением данного сегмента
журнальной периодики на современном этапе. Современные тенденции в
глобальной экономике и политике напрямую повлияли на функционирование
литературно-художественных журналов. Одновременно они привели и к
существенным социальным изменениям, свидетельствующим о появлении у
современного общества новых качеств. К примеру, изменения характера
способов общения, стимулированные цифровой революцией, способствовали
усилению индивидуализации социальных практик, изменению соотношения
между сферами общественной и частной жизни, прежде всего в пользу
последней. Возросшая сложность социальной жизни, сопровождающаяся
интенсификацией процессов обмена информацией и повышением
потребности людей в ней, привела к появлению у современного человека
различных, иногда конфликтующих, идентичностей и новых статусов. Всѐ
это потребовало от него новых коммуникативных навыков, необходимых не
только для успеха и функционирования, но и просто для выживания в
современном обществе. И здесь трудно переоценить традиционную роль
литературно-художественных журналов. Особенно в регионах, где толстый
русский журнал и сегодня продолжает быть центром межкультурного
общения людей, охранителем единого культурного пространства и
национальных традиций (ростовский «Дон», краснодарская «Кубань»,
крымский «Брега Тавриды» и т.д.). Использование литературнохудожественных
журналов как средства воздействия на массовое сознание и
формирование общественного мнения, на индивидуальную позитивную
мотивацию, на явления современной жизни в условиях социализации
личности может представлять не только теоретический, но и практический
интерес. Толстые литературно-художественные журналы в настоящее время
продолжают оставаться важной составляющей частью отечественной
культуры – понимание их роли в формировании единого культурного
пространства постсоветской России особенно важно в условиях открытого
общества, возросших возможностей для межкультурных взаимодействий.
4
Стр.4
Выявление основных закономерностей функционирования системы
литературно-художественных журналов в целом, ее типологических
характеристик, изучение структуры конкретных изданий, круга авторов и
читательской аудитории представляется важным в современных культурных
условиях. С одной стороны, толстые литературные журналы ныне являются
культурными институтами, объединяющими российскую интеллигенцию,
тем самым определяя еѐ роль в культурной политике, в создании
положительного имиджа государственных культурных и социальных
проектов. С другой стороны, это трибуна, с которой гражданское общество
высказывает и определяет ценностные приоритеты, результаты своих
духовно-нравственных исканий, тем самым определяя перспективы развития
демократических преобразований в России, вырабатывает систему
взаимоотношений между правящей элитой и народом, т.е. осуществляет
процесс социокультурной регуляции. Многообразие и совокупность мнений
российской интеллигенции (от крайнего славянофильства до либеральных
устремлений), их борьба, компромиссы, в конечном итоге, выражают и все
оттенки идеологии российского общества. Это позволяет на уровне
литературно-художественных журналов, на уровне литературной и
общественно-политической борьбы определять направление устремлений
передовых умов России, органам власти соответственно их корректировать
путем создания редакций соответствующих идейных направлений, их
государственного финансирования, а также поддержки определенных
творческих коллективов. Актуальными представляются идеи формирования
единого культурного пространства России, идеи необходимости
функционального, структурного, организационного, технологического,
творческого обновления современных СМИ, пересмотра сложившихся
представлений в этой области в соответствии с новыми реалиями
современного общества.
Очевидно, существует потребность в системном культурологическом
исследовании феномена российских литературно-художественных журналов,
5
Стр.5