, Г.В. БУКАЛОВА, А.В. МАВЛЮБЕРДИНОВА
РАСШИРЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРСОНАЛА
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Авторы раскрывают комплексную проблему обеспечения эффективности персонала автообспуживающего предприятия в результате оптимизации профессиональной компе
тентности. <...> Представлен новый подход рассмотрения такого социально-профессионального
феномена как компетентность работника. <...> Основным ресурсом современного автообслуживающего производства становится че
ловеческий капитал. <...> Профессиональная компетентность персонала возводится в ранг основ
ной ценности предприятия, обеспечивающей его конкурентное преимущество. <...> Компетент
ность персонала, являясь функцией капитала и труда, во много определяет эффективность
использования материальных ресурсов предприятия. <...> Социально-профессиональный феномен
- компетентность работника понимается как его способность к разрешению разнообразных
социально-профессиональных проблем [1]. <...> На основании этого компетентность персонала трактуется как сложное понятие, состоя
щее из совокупности компетенций, производственного опыта и должностных полномочий. <...> При этом компетенции понимаются как обобщенные способы действий, обеспечи
вающие продуктивное выполнение работником производственной деятельности. <...> Совокуп
ность компетенций, входящая в состав компетентности работника, может быть представлена
в виде двух основных групп: универсальных компетенций и компетенций профессиональ
ных. <...> Дру
гими словами, одни и те же универсальные компетенции могут обеспечивать продуктив
ность в различных областях деятельности. <...> К универсальным компетенциям относится и оп
ределенное профессиональное поведение, которое должен демонстрировать работник при
выполнении своих должностных обязанностей. <...> Объем и уровень сформированное™ компетенций определяют спо
собность специалиста к реализации на практике своей компетентности. <...> Структурным эле
ментом компетентности <...>
Расширение_компетентности_персонала_как_средство_повышения_его_эффективности_.pdf
№2(29)2010 (апрель-июнь) Образование и кадры
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
УДК 74.584.31
\.Н. НОВИКОВ, Г.В. БУКАЛОВА, А.В. МАВЛЮБЕРДИНОВА
РАСШИРЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРСОНАЛА
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Авторы раскрывают комплексную проблему обеспечения эффективности персонала автообспуживающего
предприятия в результате оптимизации профессиональной компетентности.
Представлен новый подход рассмотрения такого социально-профессионального
феномена как компетентность работника.
Ключевые слова: компетентность, компетенции, продуктивность ресурсов, компетентностный
подход.
The authors reveal a complex problem in the effectiveness support of motor car service center
personnel through professional competence optimization. A new approach to the consideration of
such a social-professional phenomenon as worker *s competence is presented.
Key words: competence, resource productivity, competent approach.
Основным ресурсом современного автообслуживающего производства становится человеческий
капитал. Профессиональная компетентность персонала возводится в ранг основной
ценности предприятия, обеспечивающей его конкурентное преимущество. Компетентность
персонала, являясь функцией капитала и труда, во много определяет эффективность
использования материальных ресурсов предприятия. Социально-профессиональный феномен
- компетентность работника понимается как его способность к разрешению разнообразных
социально-профессиональных проблем [1]. Терминологически же понятие «компетентность»
раскрывается латинским значением слова «competentia», означающим согласованность частей.
На основании этого компетентность персонала трактуется как сложное понятие, состоящее
из совокупности компетенций, производственного опыта и должностных полномочий.
При этом компетенции понимаются как обобщенные способы действий, обеспечивающие
продуктивное выполнение работником производственной деятельности. Совокупность
компетенций, входящая в состав компетентности работника, может быть представлена
в виде двух основных групп: универсальных компетенций и компетенций профессиональных.
Универсальные компетенции отличаются широким спектром использования. Они имеют
социально-личностный метапрофессиональный (надпрофессиональный) характер. Другими
словами, одни и те же универсальные компетенции могут обеспечивать продуктивность
в различных областях деятельности. К универсальным компетенциям относится и определенное
профессиональное поведение, которое должен демонстрировать работник при
выполнении своих должностных обязанностей. Профессиональные компетенции имеют операционально-деятельностный
характер и могут быть разделены на следующие группы: организационно-управленческие;
экономические; общепрофессиональные и профессиональноспециализированные
[2]. Объем и уровень сформированное™ компетенций определяют способность
специалиста к реализации на практике своей компетентности. Структурным элементом
компетентности признается и производственный опыт, отражающий интеграцию усвоенных
видов и способов производственной деятельности. Полномочия как элемент компетентности
представляют собой объем прав работника на выполнение определенных произ94
Мир
транспорта и технологических машин
Стр.1