Московский государственный
университет
имени М. В. Ломоносова
Центр международного образования
Вестник ЦМО МГУ
Филология. <...> Методика
№ 4’ 2010
Вестник ЦМО МГУ. <...> Индекс в Объединенном каталоге "Пресса России" –– 29417
ISSN 2074-8361
© Центр международного образования МГУ, 2010
Вестник ЦМО МГУ, 2010, № 4. <...> О соответствии предложений с модальным
словом должен в русском и персидском языках……………………………………31
Методика
Антонова И.А. <...> Функциональная модель выпускника подготовительного
факультета для иностранных граждан……………………………………………… 39
Мосунова Н.М. <...> «Фрейм» как понятие коммуникативно-когнитивного
направления в преподавании русского языка как иностранного. <...> От описания к представлению (изменение принципов
языкового конструирования образа ученого-филолога
русской прозе рубежа ХХ–ХХI вв.) <...> Методическое
использование иллюстративного материала
в преподавании физики………………………………………………………………... <...> Традиционная вербальная культура как основа иллюстративного…
7
Лингвистика
ТРАДИЦИОННАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА
ИЛЛЮСТРАТИВНОГО КОРПУСА «СЛОВАРЯ ГОВОРОВ
РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ» <...> Г.В. Афанасьева-Медведева
Восточно-Сибирская государственная академия образования
Данная публикация посвящена проблеме современного состояния вербальной народной культуры русских старожилов, проживающих на территории Иркутской, Читинской областей, Красноярского края, Республик Бурятии, Саха (Якутия), в частности, проблеме возможного использования устного народного рассказа в качестве связного текста, иллюстрирующего значение
диалектного слова, фразеологизма. <...> Тридцатитомный «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири» –
словарь дифференциального типа. <...> Лексикография универсальных смыслов в контексте лексикологии <...>
Вестник_ЦМО_МГУ_№4_2010.pdf
Московский государственный
университет
имени М. В. Ломоносова
Центр международного образования
Вестник ЦМО МГУ
Филология. Культурология.
Педагогика. Методика
№ 4’ 2010
Стр.1
Вестник ЦМО МГУ.
Филология. Культурология. Педагогика. Методика.
2010. № 4. – М.: ЦМО МГУ, 2010.
Научный журнал
Главный редактор:
Колосницына Г.В. доктор педагогических наук, профессор
Ответственный редактор:
Кольовска Е.Г.
Редакционная коллегия:
Азарина Л.Е. кандидат филологических наук
Бабалова Л.Л. кандидат филологических наук
Богомолов А.Н. доктор педагогических наук, кандидат культурологии
Владимирова Т.Е. доктор филологических наук
Елистратов В.С. доктор культурологии, кандидат филологических наук
Забровский А.П. кандидат филологических наук
Кузнецова Т.И. доктор педагогических наук
Кульгавчук М.В. кандидат филологических наук
Нахабина М.М. кандидат педагогических наук
Степаненко В.А. доктор педагогических наук, заместитель главного редактора
Выпускающий редактор: Голдобин А.И.
Технический редактор: Гончарова С.М.
Индекс в Объединенном каталоге "Пресса России" –– 29417
ISSN 2074-8361
© Центр международного образования МГУ, 2010
Стр.2
Вестник ЦМО МГУ, 2010, № 4. Содержание
3
СОДЕРЖАНИЕ
Лингвистика
Афанасьева-Медведева Г.В. Традиционная вербальная культура
как основа иллюстративного корпуса «Словаря говоров русских
старожилов байкальской Сибири» ………………………………………………….. 7
Гагарин С.Н. Лексикография универсальных смыслов в контексте
лексикологии…………………………………………………………………………….. 13
Куличенко Ю.Д. Перцептивное восприятие образов власти
в билингвальном обществе…………………………………………………………… 19
Усачева О.Ю. Опыт жанрового описания коммуникации, осуществляемой
в формате русскоязычного интернет-форума……………………………………... 25
Шейхи Джоландан Нахид. О соответствии предложений с модальным
словом должен в русском и персидском языках…………………………………… 31
Методика
Антонова И.А. Средства выражения эмоций в аспекте преподавания
русского языка как иностранного
(на материале парадигмы простых предложений) ……………………………….. 35
Кузнецова Т.И. Функциональная модель выпускника подготовительного
факультета для иностранных граждан……………………………………………… 39
Мосунова Н.М. К вопросу об английских эквивалентах конструкций
с союзом чтобы в связи с обучением англофонов……………………………….. 49
Одинцова И.В. «Фрейм» как понятие коммуникативно-когнитивного
направления в преподавании русского языка как иностранного.
Характеристика сильных и слабых фреймов………………………………………. 53
Культурология
Егорова А.В., Путятин И.Е. Визуализация представлений о времени,
лежащих в основе онтологической метафоры
«Время – неживой объект»……………………………………………………………. 61
Мирианашвили М.М. Типология средств общения в зеркале национальной
культуры………………………………………………………………………………...... 66
Потапова Е.Н. Концепции художественного синтеза у символистов
и мирискусников…………………………………………………………………………. 71
Чубур Т.А. Внешняя и внутренняя культура человека……………………………………. 76
Литературоведение. Анализ художественного текста
Ан А.В. От описания к представлению (изменение принципов
языкового конструирования образа ученого-филолога
русской прозе рубежа ХХ–ХХI вв.)…………………………………………………… 81
Лоскутникова М.Б. «Вечный» образ Дон Жуана: европейские традиции
и вклад А.П. Чехова в их разработку………………………………………………… 86
Cуровцева М.Е. «Вечные вопросы» в творчестве Льва Толстого
и Генрика Ибсена……………………………………………………………………….. 92
Стр.3
4
Вестник ЦМО МГУ, 2010, № 4. Содержание
Проблемы современного образования
Болычевская Н.А. О подготовке филологов-русистов в государственном
университете республики Молдова………………………………………………….. 99
Муслимов Н.А., Уразова М.Б. Реализация контекстного подхода при
подготовке будущего педагога к профессиональной деятельности…………… 102
Русский язык в мире
Дубичинский В.В. Языковая ситуация на территории Украины:
de facto и de jure..................................................................................................... 106
Титаренко Е.Я. Двуязычие и билингвальное образование на Украине………………. 110
Практикум
Курлова И.В. Можно ли научить русскому языку по радио?.......................................... 114
Мещерякова Е.В., Миронова Г.В., Мурсенкова И.В. Методическое
использование иллюстративного материала
в преподавании физики………………………………………………………………... 121
Новости ЦМО МГУ
Рублёва Е.В. Международный педагогический форум
«Билингвизм в СНГ: русский плюс»…………………………………………………. 133
Наши авторы…………………………………………………………………………….............. 135
Стр.4
Вестник ЦМО МГУ, 2010, № 4. Содержание
CONTENTS
Russian philology
Afanasyeva-Medvedeva G.V. Traditional verbal culture as the basis for illustrative
corps of «Dictionary of Russian old-timers’ dialects of Baikal Siberia»…………….... 7
Gagarin S.N. Lexicography of textually transcendental cognitive concepts
in the context of lexicology………………………………………………………………... 13
Kulichenko Yu.D. Perceptual image of the power in the bilingual society……………………. 19
Usacheva O.Yu. The internet-forum communication: an attempt
of genre description………………………………………………………………………... 25
Sheikhi Jolandan Nahid.To the question of correspondence between
Russian sentences with modal word должен
and Persian equivalent sentences……………………………………………………….. 31
Methods of teaching
Antonova I.A. Means of expressing emotions as the aspect of teaching Russian
as a foreign language (based on studying simple sentences) ……………………….. 35
Kuznetsova T.I. Functional model of the graduate of preparatory faculty
for foreign students………………………………………………………………………… 39
Моsunova N.М. About the problem of English syntactic structures
that are equivalents of the structures with чтобы in connection
with teaching English speakers…………………………………………………………... 49
Odintsova I.V. Notion of “Frame” as the communicative-cognitive trend
in teaching Russian as a foreign language. Specification of strong
and weak frames…………………………………………………………………………… 53
Culturology
Egorova A.V., Poutiatin I.E. Visualization of an ontological metaphor “Time is
an Inanimate Object” based on time notions……………………………………………. 61
Mirianashvili M.M. Typology of Means of Communication in
the Mirror of National Culture……………………………………………………………... 66
Potapova E.N. The conceptions of artistic synthesis by simbolists
and miriskusniki……………………………………………………………………………. 71
Chubur T.A. External and inner culture of a person…………………………………………….. 76
Study of literature
An A.V. From describing to presentation (the development
of language design principles of scientist-philologist’s image
in Russian prose at the turn of the XX-XXI centuries)…………………………………. 81
Loskutnikova M.B. “Eternal” Image of Don Juan: European Traditions
and Contribution of A.P. Chekhov to Their Development……………………………… 86
Surovtseva M.E. The Eternal Questions in works by Leo Tolstoy
and Henrik Ibsen…………………………………………………………………………… 92
Problems of modern education
Bolicevskaya N.A. On preparation of specialists in Russian philology
in the state university of republic of Moldova…………………………………………… 99
5
Стр.5
6
Вестник ЦМО МГУ, 2010, № 4. Содержание
Muslimov N.A., Urazova M.B. The implementation of contextual approach
during the training of future teacher for professional activity………………………….. 102
Russian in the world
Dubichinsky V.V. The linguistic situation in Ukraine: de facto and de jure………………….. 106
Tytarenko E.Ya. Bilingualism and two-language education in Ukraine………………………. 110
Practicum
Kurlova I.V. Is it possible to teach Russian by radio?............................................................ 114
Mescheriakova E.V., Mironova G.V., Mursenkova I.V. Methodical use
of illustrative material in physics teaching……………………………………………….. 121
News from CIE MSU
Rubleva E.V. International pedagogical forum “Bilingualism
In the CIS: Russian plus”………………………………………………………………..... 133
Our authors ……………………………………………………………………………................... 135
Стр.6