Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

"О драме г. Писемского ""Горькая судьбина"""

0   0
Первый авторАксаков Константин Сергеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID1411
Кому рекомендованоКритика
Аксаков, К.С. "О драме г. Писемского ""Горькая судьбина""" : Статья / К.С. Аксаков .— : [Б.и.], 1860 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/1411 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Константин Сергеевич Аксаков О драме г. Писемского "Горькая судьбина" Аксаков К. С., Аксаков И. С. <...> mai1to:bmn@1ib.ru ТРУдно себе представить более неприятное и даже оскорбительное впечатление, какое овладевает при чтении этой драмы. <...> В драме выведено весьма нравственное лицо, крестьянин Ананий... <...> Кажется бы, — напротив1 Но противоречие заключается в самом художественном изображении этого лица, в той полной неискренности, с какою это нравственное лицо представлено, в том глубоком отсутствии внутреннего сочувствия, в том совершенно внешнем отношении, в какое стал к нему художник. <...> В этой драме г. Писемский _показывает_ публике русского крестьянина высокой нравственности. <...> Нам невольно вспоминаются и поводильщики медведей, и показывальщики райков, и содержатели великанов и альбиносов {1}. <...> Как будто сльшишь такую речь: "Вот, господа, дикий человек, русский крестьянин, мужик Ананий, — сел не в свои сани. <...> В Питере купцом быть захотел, в столичном просвещении понаторел, а все ухватки мужицкие имел. <...> А и хотел бы не мстить—простить, да люди добрые не дали. <...> А и тот Ананий сердца не сдержал, вконец осерчал, жену избил и в сердцах ребенка убил. <...> ) — А все же он, дикий человек, русский крестьянин, — все же он христианин. <...> Укрываючись от людей, душою измаялся, в грехе своем покаялся. <...> Видите, господа, как он врагов прощает: рукой машет и на лице чувствие. <...> Вот какого рода впечатление произвела на нас "Горькая судьбина" г. Писемского. <...> Да, горькая судьбина русского крестьянина быть так выводимому напоказ, С ТЭКОЮ ПОЛНОЮ НЕПРЭВЕДНОСТЬЮ ИЗООРЭЖЕНИЯ. <...> ОН, ВПрОЧЕМ‚ И НЕ ПОДДЭЕТСЯ ТЭКОГО сорта авторам; В pyKaX ИХ НЕ КрЕСТЬЯНИН‚ а ОДИН ТОЛЬКО ВИГО: кафтан, борода, ПОГОВОрКИ; НО КРЕСТЬЯНИНЭ СЭМОГО ‘ ЗДЕСЬ НЕТ. <...> ‘ ЧТО ЖЕ, разве не прощает врагов своих русский крестьянин? <...> Прощает, как мы не смеем простить; но зато мы часто доставляем ему к тому случай, мы упражняем в нем эту высокую добродетель. <...> — Отчего же мы говорим, что его здесь (в "Горькой судьбине" г <...>
О_драме_г._Писемского_Горькая_судьбина.pdf
Константин Сергеевич Аксаков О драме г. Писемского "Горькая судьбина" ---------------------------------------------------------------------------Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям российской словесности"). OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru ---------------------------------------------------------------------------Трудно себе представить более неприятное и даже оскорбительное впечатление, какое овладевает при чтении этой драмы. В драме выведено весьма нравственное лицо, крестьянин Ананий... Отчего же бы, кажется, возмущаться? Кажется бы, - напротив! Но противоречие заключается в самом художественном изображении этого лица, в той полной неискренности, с какою это нравственное лицо представлено, в том глубоком отсутствии внутреннего сочувствия, в том совершенно внешнем отношении, в какое стал к нему художник. В этой драме г. Писемский _показывает_ публике русского крестьянина высокой нравственности. Неправда, отсюда проистекающая на каждом шагу, - мутит душу. Нам невольно вспоминаются и поводильщики медведей, и показывальщики райков, и содержатели великанов и альбиносов {1}. Как будто слышишь такую речь: "Вот, господа, дикий человек, русский крестьянин, мужик Ананий, - сел не в свои сани. В Питере купцом быть захотел, в столичном просвещении понаторел, а все ухватки мужицкие имел. А как есть, он мужик торговый, бык здоровый, нрав суровый. (Повернись-ка, Ананий! Видите, господа, какой плотный, а смотрит как дико; борода рыжая.) - А все же он мужик честный, всем известный. И в Питере был, да бога не забыл. (Покажи-ка, Ананий, как ты крестишься. Видите, господа: как и все православные крестятся.) - А и приехав в деревню свою далекую, нашел он себе обиду жестокую. А и хотел бы не мстить-простить, да люди добрые не дали. А и тот Ананий сердца не сдержал, вконец осерчал, жену избил и в сердцах ребенка убил. (Покажи-ка, Ананий, как ты серчаешь. Видите, господа, как он серчает, и зенки выворачивает.) - А все же он, дикий человек, русский крестьянин, - все же он христианин. Укрываючись от людей, душою измаялся, в грехе своем покаялся. Сам людям объявился, в суд пришел - повинился. Себя одного виноватым поставил, всех лютых злодеев своих оправил. Никому боле не мстил, врагов своих простил. (Ну, покажи, Ананий, как ты врагов своих прощаешь. Видите, господа, как он врагов прощает: рукой машет и на лице чувствие.) - Будет, господа! Штука кончена ". Вот какого рода впечатление произвела на нас "Горькая судьбина" г. Писемского. Да, горькая судьбина русского крестьянина быть так выводимому напоказ, с такою полною неправедностью изображения. Он, впрочем, и не поддается такого сорта авторам; в руках их не крестьянин, а один только вид его: кафтан, борода, поговорки; но крестьянина самого - здесь нет. - Что же, разве не прощает врагов своих русский крестьянин? Прощает, как мы не смеем простить; но зато мы часто доставляем ему к тому случай, мы упражняем в нем эту высокую добродетель. - Разве русский крестьянин - не нравственное лицо? Самое нравственное во всем мире. - Отчего же мы говорим, что его здесь (в "Горькой судьбине" г. Писемского) нет? Оттого, что нет правды в изображении. Сказать-то нравственное слово немудрено, как скоро язык произносит членораздельные звуки. Но этого еще мало: надо, чтоб была душа слова, чтоб была художественная правда. Здесь этого нет, и Ананий есть натянутая, безучастная фраза, которая тем неприятнее, что сказана о нравственности русского крестьянина. - Мы не вдаемся в подробности, в разбор того, что ни одно лицо в этой "Горькой судьбине" даже непохоже на лицо естественное. Вероятно, иные читатели сами это увидят. Нет, кажется, лица с нравственным элементом не удаются г. Писемскому. Калиновичи - другое дело. Калинович - это Дон Карлос г. Писемского {2}. Но зато, при таком Дон Карлосе, нет сил изобразить сколько-нибудь нравственное лицо, и всего менее - русского крестьянина. ПРИМЕЧАНИЯ "Русская беседа", 1860, т. 7, кн. 19, Смесь, с. 117-118. 1 Раёк - театр последовательно передвигавшихся, нарисованных на бумажной ленте картинок с соответствующим, часто стихотворным, текстом, преимущественно сатирического характера. Содержатели великанов - так К.
Стр.1