Личность как объект социологии безопасности …………
Модуль 3. <...> Одним из наиболее актуальных направлений в современной
социологии является социология безопасности. <...> В последние годы все чаще и настоятельнее ученые заявляют о поисках
предмета социологической теории риска, о необходимости исследований
отношения населения к различным видам опасностей. <...> Социология
безопасности позволяет устанавливать закономерности формирования,
воспроизводства и проявления отношений личности и социальных общностей к
вопросам безопасности. <...> Для освоения дисциплины «Социология безопасности» студенты
используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения
дисциплин «Философия», «Безопасность жизнедеятельности». <...> В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
предмет и объект социологии безопасности;
современные социологические теории безопасности;
социально опасные группы и общности;
социальные движения, характерные для современного общества;
сущность конфликтов и их причины;
теории поведения личности в конфликтах;
технологии управления конфликтом;
особенности взаимодействия экономики, социальных отношений и
культуры в системе обеспечения общественной безопасности;
основные компоненты культуры безопасности как фактора социальных
изменений;
6
способы организации социологического мониторинга различных видов
опасностей и подготовленности населения к защите;
уметь:
охарактеризовать современные социологические теории безопасности;
выделять качества личности как деятельного субъекта общественной
безопасности;
анализировать в комплексе экономику, социальные отношения и уровень
культуры в системе безопасности;
предвидеть и предупреждать социально опасные движения;
распознавать социально опасные группы и общности;
выявлять учащихся и лиц с асоциальным поведением;
составлять социологические прогнозы и рекомендации по усилению <...>
Социология_безопасности.pdf
УДК 614.8
ББК 68.69
Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО
«Шуйский государственный педагогический университет»
А в т о р ы : канд. пед. наук П.А. Кисляков;
канд. культурологии И.В. Самсонова
Р е ц е н з е н т ы : д-р ист. наук, профессор Ю.А. Иванов
канд. пед. наук, доцент Перевозчикова Е.В.
Социология безопасности: Учебно-методические материалы. –
Шуя: ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 189 с.
Издание предназначено для студентов педагогических вузов, обучающихся по профилю
«Образование в области безопасности жизнедеятельности» направления подготовки 050100
Педагогическое образование.
В УМК представлены рабочая программа учебной дисциплины, методические
рекомендации для преподавателей и студентов, учебно-методические материалы к лекциям,
практическим занятиям и самостоятельной работе студентов, материалы для контроля
знаний.
Также может быть рекомендовано слушателям курсов переподготовки и повышения
квалификации работников образования.
Подготовлено в рамках выполнения проекта по государственному контракту на
проведение поисковых научно-исследовательских работ для государственных нужд по
Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной
России» на 2009-2013 годы
© П.А. Кисляков, И.В. Самсонова, 2011
© ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………… 4
Учебная программа…………………………………………………………. 6
Методические рекомендации для преподавателей………………………... 11
Методические рекомендации для студентов……………………………....
12
Учебно-методические материалы к лекциям, практическим занятиям и
самостоятельной работе студентов:
Модуль 1. Предмет социологии безопасности ………………………. 13
Модуль 2. Личность как объект социологии безопасности ………… 25
Модуль 3. Социальные конфликты……………………………………. 63
Модуль 4. Уровни обеспечения общественной безопасности……… 96
Модуль 5. Социально опасные группы и общности. Факторы
асоциального поведения…………………………………… 139
Модуль 6. Социальные технологии безопасности ………………… 160
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…… 172
Примерные темы контрольных работ……………………………………...
173
Материалы для контроля знаний:
а) вопросы к коллоквиуму……………………………………………………
б) вопросы к экзамену…………………………………………………………
173
173
в) аттестационные педагогические измерительные материалы…………… 175
Краткий словарь терминов…………………………………………………. 181
3
Стр.3