Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Художественное собрание А.В. и Е.Л. Румановых как источник музейных поступлений // Художественные коллекции музеев и традиции собирательства: Материалы шестых Боголюбовских чтений, посвященных 175-летию со дня рождения А.П. Боголюбова. 28 – 31 марта 1999 года. Саратов: Слово, 1999. С. 57 – 70 (80,00 руб.)

0   0
Первый авторЯковлева Елена Пантелеевна
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID14056
АннотацияКак известно, после Октябрьской революции 1917 года многочисленные частные художественные собрания России были расформированы и в большинстве своем национализированы Советской властью. Часть экспонатов этих собраний попала в государственные хранилища, часть бесследно разошлась. В Русском музее осталась половина коллекции живописи, рисунка, акварели и печатной графики собрания Румановых. Это примерно 150 произведений. До недавнего времени ни эта коллекция, ни собрание Румановых в целом не являлись предметом исследования. В результате не было ясности, что же представляло собой это собрание, кому оно принадлежало, когда и от кого поступило в музей. Автору удалось установить состав собрания Румановых благодаря архивным документам, литературным источникам и выявленным в художественных музеях бывшего СССР произведениям. Изучение описей произведений, составленных до расформирования собрания Румановых, а также списков произведений, поступивших в Русский музей, книг поступления и инвентарных книг, актов выдачи на постоянное хранение, каталогов выставок 1900-1910-х годов, переписка с научными сотрудниками музеев бывшего СССР - все это позволило Е.П. Яковлевой составить каталог произведений живописи и графики дореволюционного собрания Румановых с указанием их современного местонахождения.В статье также приведен список разыскиваемых произведений из собрания Румановых.
Кому рекомендованоискусствоведам, коллекционерам
Яковлева, Е.П. Художественное собрание А.В. и Е.Л. Румановых как источник музейных поступлений // Художественные коллекции музеев и традиции собирательства: Материалы шестых Боголюбовских чтений, посвященных 175-летию со дня рождения А.П. Боголюбова. 28 – 31 марта 1999 года. Саратов: Слово, 1999. С. 57 – 70 / Е.П. Яковлева .— : [Б.и.], 1999 .— 10 с. — URL: https://rucont.ru/efd/14056 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

http://www.sgu.ru/ogis/bogo/mat6/mat6-21.html Материалы VI Боголюбовских чтений Художественное собрание А. <...> Художественные коллекции музеев и традиции собирательства: Материалы VI Боголюбовских чтений, посвященных 175летию со дня рождения А.П. Боголюбова. <...> Так, в 1920 году прекратило свое существование собрание известного петербургского журналиста, мецената и коллекционера Аркадия Вениаминовича Руманова (1878-1960) и его жены - пианистки Евгении Львовны (или иначе: Женни Лазаревны) (1883-1939)*. <...> Оно включало в свой состав коллекцию живописи, рисунка, акварели и печатной графики отечественных и западноевропейских художников; коллекцию портретных миниатюр работы немецких художников XVIII века; коллекцию старинных монет; предметы декоративноприкладного искусства: фарфор, слоновую кость, бронзу (скульптуру и мелкую пластику); мебель (резную, инкрустированную, гарнитуры красного дерева Николаевской и Павловской эпох); художественные предметы быта и культа. <...> Художественное собрание размещалось в петербургской квартире Румановых на Большой Морской улице, 35, в известном доме страхового общества "Россия". <...> Там же находилась библиотека, состоящая из художественной литературы, книг по истории, искусству, юриспруденции - всего свыше трех (по другим сведениям - пяти) тысяч экземпляров. <...> Представляющая "большой археологический интерес (по словам владельца)" коллекция старинных монет хранилась в Сибирском банке. <...> В конце 1918 - начале 1919 года Румановы эмигрировали за границу, оставив доверенность по ведению дел на имя матери жены - Фанни Григорьевны Штембер, которая, согласно предписанию отдела по охране, в 1920 году и передала большую часть собрания в Русский музей. <...> Меньшую часть румановского собрания - произведения искусства и художественные предметы быта и культа - музей не принял. <...> Поскольку квартиру на Большой Морской, 35 необходимо было освободить, то все отвергнутое музеем имущество было отправлено на квартиру Ф.Г. Штембер в Новый переулок <...>
Художественное_собрание_А.В._и_Е.Л._Румановых_как_источник_музейных_поступлений__Художественные_коллекции_музеев_и_традиции_собирательства_Материалы_шестых_Боголюбовских_чтений,_посвященных_175-летию_со_дня_рождения_А.П._Боголюбова._28_–_31_марта_1999_года._Саратов_Слово,_1999._С._57_–_70.pdf
http://www.sgu.ru/ogis/bogo/mat6/mat6-21.html Материалы VI Боголюбовских чтений Художественное собрание А.В. и Е.Л. Румановых как источник музейных поступлений // Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Художественные коллекции музеев и традиции собирательства: Материалы VI Боголюбовских чтений, посвященных 175летию со дня рождения А.П. Боголюбова. 28 - 31 марта 1999 года. Саратов: Слово, 1999. С. 57 – 70: Е.П. Яковлева Государственный Русский музей ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ А.В. и Е.Л. РУМАНОВЫХ КАК ИСТОЧНИК МУЗЕЙНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ Как известно, после Октябрьской революции 1917 года многочисленные частные художественные собрания России были расформированы и в большинстве своем национализированы Советской властью. Так, в 1920 году прекратило свое существование собрание известного петербургского журналиста, мецената и коллекционера Аркадия Вениаминовича Руманова (1878-1960) и его жены - пианистки Евгении Львовны (или иначе: Женни Лазаревны) (1883-1939)*. Собрание Румановых сформировалось в 1910-е годы. Оно включало в свой состав коллекцию живописи, рисунка, акварели и печатной графики отечественных и западноевропейских художников; коллекцию портретных миниатюр работы немецких художников XVIII века; коллекцию старинных монет; предметы декоративноприкладного искусства: фарфор, слоновую кость, бронзу (скульптуру и мелкую пластику); мебель (резную, инкрустированную, гарнитуры красного дерева Николаевской и Павловской эпох); художественные предметы быта и культа. Художественное собрание размещалось в петербургской квартире Румановых на Большой Морской улице, 35, в известном доме страхового общества "Россия". Там же находилась библиотека, состоящая из художественной литературы, книг по истории, искусству, юриспруденции - всего свыше трех (по другим сведениям - пяти) тысяч экземпляров. Представляющая "большой археологический интерес (по словам владельца)" коллекция старинных монет хранилась в Сибирском банке. В 1918 году, согласно декрету Совнаркома "О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений", собрание Румановых было описано представителями новой власти. Искусствовед С.Р. Эрнст письменно подтвердил его "художественноисторическое значение". В конце 1918 - начале 1919 года Румановы эмигрировали за границу, оставив доверенность по ведению дел на имя матери жены - Фанни Григорьевны Штембер, которая, согласно предписанию отдела по охране, в 1920 году и передала большую часть собрания в Русский музей. Меньшую часть румановского собрания - произведения искусства и художественные предметы быта и культа - музей не принял. Поскольку квартиру на Большой Морской, 35 необходимо было освободить, то все отвергнутое музеем имущество было отправлено на квартиру Ф.Г. Штембер в Новый переулок, дом 5. Дальнейшая история бытования этой части собрания нам не известна. Правда, недавно был обнаружен след одного из одиннадцати произведений, не
Стр.1