ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Амурский государственный университет»
(ГОУВПО «АмГУ»)
Наконечный Ю.Г., Водянина Л.К.
ТЕХНОЛОГИЯ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ЖИВОПИСИ
Учебно-методическое пособие
Благовещенск
2010
1
Стр.1
Печатается по решению
редакционно-издательского Совета
факультета прикладных искусств
Амурского государственного университета
Наконечный Ю.Г., Водянина Л.К.
ТЕХНОЛОГИЯ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ЖИВОПИСИ: учебно-методическое
пособие /Амурский гос.ун-т – Благовещенск, 2009. –
64 с.
Одна из главных задач при подготовке специалистов-дизайнеров –
обучение их профессиональным навыкам работы в таких видах живописи,
как акварель, гуашь, темпера, акрил. Важное значение, при этом, имеет
знание свойств сопутствующих материалов: краски, бумаги, кистей и т.д.,
способов и приемов работы живописью различными красками. Будущий
художник-дизайнер должен овладеть определенной суммой необходимых
знаний, чтобы позднее реализовать их в работе.
В этом методическом пособии обобщен опыт технологии живописи для
дизайнеров по акварели, гуаши, темпере и акрилу больших мастеров кисти, а
также опыт данного направления, который рассчитан на то, чтобы с
наибольшей полнотой помочь студентам в учебном процессе в рамках
дисциплин:«Живопись» и «Летняя практика – пленэр», по специальностям:
070601 – «Дизайн костюма», «Дизайн среды», «Графический дизайн», 070603
– «Искусство интерьера», 070801 – «Декоративно-прикладное искусство».
Рецензент
Председатель Амурской организации
Союза художников Кондратьев В.В.
©Наконечный Ю.Г., Водянина Л.К.,2009
©Амурский государственный университет, 2009.
2
Стр.2
КРАСЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА
Краски состоят из пигментов (красящего вещества), наполнительных и
вяжущих веществ.
Основной задачей краски является создание на окрашенной поверхности
прозрачного или непрозрачного цветного слоя.
Краски отличаются по составу вяжущих веществ и подразделяются
соответственно на водные и неводные.
Водными красками являются клеевые, известковые, казеиновые и
силикатные.
Неводными красками являются масляные, нитро- и перхлорвиниловые
эмалевые и др.
Красящие вещества – это цветные пигменты, способные окрашивать
различные материалы. Пигменты могут быть минерального и органического
происхождения, природные или синтетические. По внешнему виду это тонко
измельченные (дисперсные) порошки различных цветов. Каждый пигмент
имеет свой предел измельчения, т.е. оптимальную величину зерна,
возрастание или уменьшение которой ведет к изменению качества краски. На
качество краски влияют физико-химические свойства пигментов.
К основным свойствам пигментов относятся следующие:
1) цвет и обуславливающий его химический состав и структура;
2) укрывистость или кроющая способность – способность закрывать
бумагу (грунт) так, чтобы она не просвечивала через слой краски; в
3) интенсивность (красящая сила) – свойство влиять на цвет смеси при
смешивании с другими пигментами;
4) дисперсность – степень измельчения, определяемая размерами частиц,
выраженными в микрометрах;
5) светостойкость – способность при воздействии света не менять цвета (
не темнеть, не выгорать т.п.);
3
Стр.3
1.1. Естественные земляные пигменты
Природные пигменты – это земли, окрашенные, в основном,
соединениями железа и марганца. Их добывают преимущественно в
открытых карьерах и подвергают мокрому обогащению – отмучиванию.
После обогащения некоторые земляные пигменты проходят еще
термическую обработку – прокаливание при различных температурах.
Например, охра светлая при прокаливании превращается в охру красную,
сиена натуральная – в сиену жженую.
Приводим характеристики естественных земляных пигментов.
Охра светлая представляет собой дисперсную глину, окрашенную водной
окисью железа с примесью марганца, кальция, магния. Устойчива к свету,
влаге и атмосфере; при температуре более +60 градусов меняет свойства;
укрывистость – 65-7- г/кв.м. Применяется для всех видов художественных
красок.
Охра золотистая аналогична охре светлой, но с более высоким
содержанием соединений железа; уквывистость – 43-50 г/кв.м.
Охра красная красящим веществом имеет безводную окись железа с
примесью окисей алюминия и кремния, производится прокаливанием охры
светлой; укрывистость – 35 г/кв.м. Применяется, как и охра светлая.
Сиена натуральная используется как охра с древних времен, добывается
и обогащается подобно охре. Раньше добывалась в Италии около города
Сиены, в настоящее время – на Карельском перешейке. Сиена натуральная
представляет собой смесь водной окиси железа (50-60 процентов) с
кремнеземом в присутствии окислов марганца и магния, при полном
отсутствии глинистых веществ. Укрывистость – 40-50 г/кв.м. Сиена
натуральная – полулессировочный пигмент, со связующим перетирается
трудно; применима для всех видов художественных работ.
Сиена жженая – дисперсный порошок темно-коричневого цвета с
красноватым оттенком, состоит в основном из безводной окиси железа.
4
Стр.4
Получают ее прокаливанием сиены натуральной при температуре 450-700
градусов. Укрывистость – 12-16 г/кв.м. Пигмент устойчив к атмосфере,
щелочам, влаге, свету, сохраняет устойчивость в смесях с другими
пигментами; со связующими перетираются трудно. Сиена жженая
применяется во всех видах художественных красок, энкаустике, фреске.
Марс коричневый светлый по составу близок к сиенам натуральным,
имеет светло-коричневый цвет, который обусловлен содержанием
соединений железа, алюминия и марганца. Варьируя этими ингредиентами, а
также температурой обжига, получают марсы разных оттенков – от темных
до светлых. Пигмент стоек к свету, влаге, атмосфере; растворим в
минеральных кислотах, не растворим в воде, маслах и органических
растворителях; укрывистость – 25-30 г/ кв.м.,; со связующими перетирается
трудно. Применяют его в художественных красках всех видов, фреске,
энкаустике.
Марс коричневый – дисперсный порошок коричневого цвета. По
ингредиентам и свойствам – разновидность натуральных умбр, но с меньшим
содержанием соединений марганца. Прочен и светостоек. Достаточно стоек в
смесях с другим пигментами; укрывистость – 30-40 г/кв.м. Входит в состав
всех видов художественных красок, фрески, энкаустики.
Архангельская коричневая – дисперсный порошок коричневого цвета.
Его ингредиенты – соединения железа и марганца. Добывается в районе ст.
Коноша Архангельской области. Пигмент устойчив к действию света и
атмосферы; укрывистость – 18-22г/кв.м.; используется во всех видах
художественных красок.
Умбра натуральная – дисперсный порошок табачно-коричневого цвета с
зеленоватым оттенком. Название от провинции Умбрии в Италии. Для
изготовления умбры натуральной используется коричневая земля около
г.Феодосии в Крыму; в Ленинградской области, в Туркестане, на Карельском
перешейке. Ингредиентом пигмента является глина, окрашенная окислом
железа и марганца. Встречающаяся в природе умбра по оттенку не всегда
5
Стр.5
соответствует эталону, в этом случае в пигмент вводят немного
волконскоита, что придает краске зеленоватый оттенок и лессировочные
свойства. Укрывистость – 60-60 г/кв.м. Стоек к атмосфере и свету, не
разлагается минеральными солями и щелочами. Марганец, входящий в его
состав, оказывает сиккативное воздействие. В смесях пигмент устойчив,
применим во всех видах красок. Но в акварели ложится на бумагу несколько
неровно.
Умбра жженая – дисперсный порошок глубокого коричневого цвета с
красным оттенком, красящее начало – безводная окись железа, в состав
которой входят также марганец и кремнезем. Порошок умбры жженой
получают обработкой природной земли и прокаливанием умбры
натуральной. Укрывистость – 11-17 г/кв.м. Свойства пигмента определяются
соединением марганца, который способствует быстрому высыханию
масляных красок. Умбра жженая, как натуральная, проявляет устойчивость к
свету, атмосфере, щелочам; минеральными кислотами разлагается.
Применяется во всех видах красок.
Феодосийская коричневая похожа на умбру натуральную, но с более
теплым оттенком. Получила название по месту добычи в районе г. Феодосии
в Крыму. Укрывистость – 10-12 г/кв.м., устойчива к воздействию света и
атмосферы.
Ван-дик коричневый дисперсный порошок темно-коричневого цвета.
Получают его из сильно разложившихся торфов, отличающихся высоким
содержание органики. Устойчивость к свету и атмосфере такая же. Как и у
других земляных пигментов.
Искусственные минеральные пигменты
Искусственными или синтетическими минеральными пигментами
называют красящие вещества, получаемые в результате химического
воздействия нескольких ингредиентов в ходе осаждения нерастворимых
6
Стр.6
веществ из растворов солей металлов или прокаливания исходных
веществ.
Искусственные минеральные пигменты в большинстве – прокаленные
продукты, обладающие наивысшей стойкостью к действию света, влаги,
атмосферы, кислот и щелочей. Они нерастворимы в воде, маслах и
органических растворителях. По сравнению с земляными
искусственных пигментов более постоянный химический состав и
структура, яркие оттенки и высокие пигментные свойства.
Белила цинковые – дисперсный порошок бело цвета (окись цинка),
который получают из электролитного
металлического цинка
накаливанием при температуре свыше 1100 градусов и дальнейшим
окислением воздуха при высокой температуре. Цинковые белила
безвредны в производстве, не темнеют под воздействием сернистых
соединений, устойчивы к свету и в смесях, растворяются в кислотах и
щелочах, но по отношению к другим пигментам инертны и в смесях с
ними устойчивы. Стертые на масле цинковые белила очень медленно
сохнут, что неудобно в работе, а также загрязняют живопись и ослабляют
прочность красочного слоя. В пламени газовой или спиртовой горелки
сухие цинковые белила приобретают светло-желтый цвет, но после
охлаждения белый цвет восстанавливается. Пигмент применяется при
приготовлении грунтов для живописи, а также для всех видов
художественных красок, кроме поливинилацетатных эмульсий, имеющих
кислую реакцию.
Белила свинцовые были известны уже две тысячи лет назад.
Ингредиентами их являются углекислый свинец и водная окись свинца.
Это одна из самых тяжелых красок с удельным весом около 6,5.
Производство свинцовых белил очень вредно для здоровья. Получаются
они в результате действия углекислого газа и уксусной кислоты на
металлический свинец и его окись или уксусную соль.
7
у
Стр.7
Положительные качества масляных свинцовых белил – большая
красящая и кроющая сила, устойчивость к свету и атмосфере; слой краски
эластичен, не склонен к растрескиванию, плотно соединяется с
поверхностью. Свинцовые белила играли важную роль в сохранении
старых картин.
К отрицательным качествам относятся потемнение от сернистых
соединений, присущее всем свинцовым краскам; потемнение или
высветление в смесях с некоторыми красками; способность к пожелтению
белил с маслом. Свинцовые масляные белила высыхают в течение двухтрех
суток. Распознать их можно при прокаливании, во время которого
они желтеют, причем желтый цвет белил свинцовых в отличие от
цинковых сохраняется.
Белила свинцово-цинковые состоят из одной - двух весовых частей
цинковых белил и одной части свинцовых. Такой состав, стертый в масле,
высыхает сравнительно быстро, хорошо укрывает грунт, меньше темнее и
желтеет, имеет крепкое сцепление с грунтом.
Стронциановая желтая – тонко измельченный порошок лимонножелтого
цвета с небольшой зеленоватостью в оттенке. Он представляет
группу пигментов, которую называют кронами или хромами и которые
состоят из солей металлов хромовой кислоты. Стронциановая желтая – это
хромокислый стронций с удельным весом около 3,8.
Отрицательное качество пигмента – способность зеленеть на свету в
результате процесса восстановления (отдачи части кислорода). Если
появление зеленоватости в работе не допустимо, пользоваться
стронциановой желтой не рекомендуется. Стронциановая желтая при
прокаливании сначала делается прочнее, но при дальнейшем увеличении
температуры зеленеет. Укрывистость – 55-70 г/кв.м. Стронциановая
желтая может применяться во всех видах красок, но с учетом
ограниченной стойкости к действию света.
8
Стр.8
Кадмий лимонный – дисперсный пигмент лимонно-желтого цвета,
ингредиентом которого
является сернистый кадмий с примесью
сернистого цинка и некоторого количества окиси цинка. Пигмент не
изменяется под воздействием света, влаги, атмосферы и температуры. А
также в смесях с другими пигментами. Укрывистость – 30-35 г/кв.м.,
удельный вес – 4,3-4,7 г/куб.см. Применяется во всех видах
художественных красок, фреске энкаустике.
Кадмий желтый выпускается трех оттенков – светлый, средний и
темный. Это очень интенсивные пигменты, с ярким цветом. Получают
кадмий желтый как и кадмий лимонный прокаливанием зашихтованных
всухую углекислого кадмия, серы и окиси цинка. Меняя соотношения
ингредиентов шихты и режим прокаливания, получают кадмий от
светлого до темного, причем светостойкость их возрастает от лимонного к
темно-желтому. Кадмий желтый стоек в смесях с другими пигментами, а
его высокая интенсивность позволяет вводить инертный наполнитель,
например, бланфикс. Применяется во всех видах художественных красок,
фреске, энкаустике.
Кадмий оранжевый – дисперсный порошок ярко-оранжевого цвета, по
составу ингредиентов аналогичен кадмию красному, но с меньшим
содержанием селена. Укрывистость – 18-20 г/кв.м.
Кадмий красный выпускается четырех оттенков – оранжево-красного,
красного светлого, красного темного и пурпурного. Поучают его
прокаливанием углекислого или щавельного кадмия. Серы и селена;
меняя соотношения ингредиентов и режим прокаливания, получают
необходимые цвета. По отношению к другим пигментам и всех видов
связующих красный кадмий инертен; в смесях устойчив; почти не
изменяется под действием света, влаги, атмосферы, сероводорода.
Уквывистость высокая. Меняется в зависимости от оттенка – 17-18 г/кв.м.
(оранжево-красный), 12-14 г/кв.м. (пурпурный).
9
Стр.9
В акварели кадмии проявляют свою укрывистость, корпусность.
Применимы для всех видов художественных красок, фрески, энкаустики.
Изумрудная зеленая появилась в середине прошлого века. Это
дисперсный порошок изумрудно-зеленого цвета
с
высокими
лессировочными свойствами. Изготавливается прокаливанием хромпика с
борной кислотой. По химическому составу – гидрат окиси хрома.
Изумрудная зеленая как в чистом виде, так и в смесях является одним из
самых светостойких и прочных пигментов, благодаря чему применяется
во всех видах художественных красок, фреске, энкаустике. В акварели,
где связующим веществом служит гуммиарабик, часто затвердевает в
тюбиках и кюветках, не всегда хорошо ложится на бумагу, но необходима
из-за лессировочных качеств. Укрывистость – 45-5- г/кв.м.
Окись хрома – дисперсный порошок оливково-зеленого цвета. Его
получают прокаливанием калиевого хромпика с серой. Это один из самых
прочных
и
светостойких
пигментов,
обладающий
большой
укрывистостью и силой цвета; высыхает довольно быстро. Укрывистость
пигмента – 9-12 г/кв.м. Применяется во всех видах художественных
красок, фреске, энкаустике.
Кобальт зеленый выпускается трех оттенков: светлый, светлый с
«холодным» оттенком и темный. Это дисперсные порошки с удельным
весом 5,4-5,8 г/куб.см. По химическому составу кобальт зеленый
представляет собой соединение закиси кобальта и окиси цинка. От
состава ингредиентов зависят его тона - от светлого до темного, а
добавление алюминиевых квасцов придает пигменту холодный,
голубоватый оттенок. Стертый на масле, он высыхает довольно быстро.
Зеленые кобальтовые пигменты отличаются высокой устойчивостью по
отношению к свету. Атмосфере и высокой температуре, укрывисты, а
также устойчивы в смесях. Часто кобальт зеленый неровно ложится на
бумагу.
10
Стр.10
Кобальт синий – соединение закиси кобальта и окиси алюминия, его
удельный вес – 4,3. Прочен и светостоек, но склонен к растрескиванию
сохнет сравнительно быстро. При освещении лампами накаливания
пигмент кажется несколько сероватым. Укрывистость его – 90-105 г/кв.м.
Обладает сиккативными свойствами. Желателен для всех видов
художественных красок, фрески, энкаустики.
Кобальт фиолетовый светлый – безводный фосфорнокислый
кобальт, высокодисперсный порошок сиреневого цвета, отличается очень
высокими лессирующими свойствами. Что ценится в акварельных
красках. Его укрывистость – 200 г/кв.м. Применяется для производства
художественных красок.
Кобальт фиолетовый темный – безводный фосфорнокислый кобальт,
получаемый прокаливанием его восьмиводной соли. Укрывистость – 6570
г/кв.м., применяется для всех видов художественных красок, фрески,
энкаустики.
Ультрамарин – серосодержащий алюмосиликат натрия. В масляных
красках приобретает серовато-мутный цвет, что объясняется большим
содержанием глинозема, который поглощает влагу из воздуха, нарушая
однородность и прозрачность масляной краски. Однако в акварели, гуаши,
темперы, а также в смесях с другими красками этого не наблюдается.
Ультрамарин применяется во всех видах художественных красок, фреске,
энкаустике.
Английская красная – окись железа. Впервые появилась в живописи в
XV в. Обладает большой интенсивностью, кроющей способностью (7-10
г/кв.м.), хорошей устойчивостью к действию света, влаги и атмосферы.
применима во всех видах художественных красок, энкаустике, фреске.
Капут-мортум – порошок красно-фиолетового цвета. По химическому
составу - безводная окись железа; его получают прокаливанием
обезвоженного железного купороса. Имеет свойства английской красной.
Укрывистость – 13-18 г/кв.м. используется во всех видах художественных
11
Стр.11
красок, фреске, энкаустике. В акварели почти не применяется из-за
большой укрывистости.
Черные пигменты
Черные пигменты представляют собой соединения углерода и по виду
почти не отличаются друг от друга. Только при разбеле замечают, что одни
из них более теплых тонов, другие – более холодных, с синевой. Черные
пигменты светостойки, с большой красящей силой, с малым удельным весом.
Кость жженая получается при обжиге обезжиренных костей животных;
по химическому составу является смесью фосфата кальция, фосфата магния,
аморфного углевода и карбоната кальция. Укрывистость – 8-11 г/кв.м.
применяется во всех видах живописи.
Виноградная черная – порошок голубого холодного черного цвета,
получаемый прокаливанием молодых побегов виноградной лозы или
виноградного отжима (гребни, шкурки и косточки ягод) при ограниченном
доступе воздуха. Пигмент обладает очень высокой интенсивностью,
укрывистостью – 7-1- г/кв.м. Виноградная черная применяется во всех видах
красок и ценится за «холодный» оттенок. В смесях с белилами почти
равноценна персиковой черной.
Персиковая черная аналогична виноградной черной, получают ее
прокаливанием персиковых косточек. Ингредиенты пигмента аналогичны
древесному углю, но с примесью продуктов неполного сгорания косточек.
Персиковая черная имеет еще более «холодный» оттенок, чем виноградная
черная. Укрывистость – 6-8 г/кв.м.; со связующим перетирается довольно
трудно. Применяется без ограничений во всех видах красок.
Сажа газовая имеет глубокий черный цвет и получается путем сжигания
природного газа, нефти, керосина при отсутствии воздуха. Применять ее в
масляной живописи не рекомендуется из-за длительного высыхания – более
трех недель и легкого веса, в результате чего сажа всплывет на поверхность,
загрязняя живописный слой.
12
Стр.12