Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Образование осужденных к лишению свободы: уголовно- исполнительный аспект: монография (220,00 руб.)

0   0
Первый авторБутенко Татьяна Павловна
Издательство[Б.и.]
Страниц169
ID13841
АннотацияМонография посвящена анализу проблем правового регулирования образования осужденных к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы; выявлению недостатков действующего законодательства по этому вопросу; формулированию выводов и предложений по его совершенствованию. Выводы и рекомендации, содержащиеся в монографии, могут быть использованы в учебном процессе, научно-исследовательской работе, а также в деятельности органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Адресована студентам юридических вузов, аспирантам, преподавателям, практическим работникам, а также всем остальным, интересующимся вопросами исполнения наказания в виде лишения свободы и реализацией отдельных прав осужденных.
ISBN978-5-93493-148-4
УДК343.8
ББК67.409
Бутенко, Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно- исполнительный аспект: монография / Т.П. Бутенко .— : [Б.и.], 2010 .— 169 с. — ISBN 978-5-93493-148-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/13841 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Т.П. Бутенко Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект Монография Благовещенск – 2010 Печатается по решению ББК 67.409 редакционно-издательского совета УДК 343.8 Амурского государственного университета Б93 Бутенко Т.П. <...> Издание посвящено анализу проблем правового регулирования образования осужденных к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы; выявлению недостатков действующего законодательства по этому вопросу; формулированию выводов и предложений по его совершенствованию. <...> Образование осужденных к лишению свободы, его роль и место в системе основных средств исправления………………………………….... <...> ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ)…………………………………………. <...> В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных (речь в данном случае идет об общем образовании). <...> Осужденные являются гражданами Российской Федерации и не теряют данного статуса в процессе отбывания наказания. <...> Реализация этих прав особенно злободневна в местах лишения свободы, где предусмотрен значительный среди всех наказаний объем правоограничений граждан. <...> Вместе с тем, правоприменительная практика показывает, что для более полного воплощения законодательных положений, относящихся к реализации прав и законных интересов осужденных в процессе отбывания наказания, требуется совершенствование механизмов их реализации. <...> Учитывая сказанное, актуальность исследования состоит в рассмотрении проблем правового регулирования и организации получения образования осужденными к лишению свободы в условиях реформирования уголовноисполнительной <...>
Образование_осужденных_к_лишению_свободы_уголовно-_исполнительный_аспект_монография.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Стр.18
Стр.19
Стр.20
Стр.21
Стр.22
Стр.23
Стр.24
Стр.25
Стр.26
Стр.27
Стр.28
Стр.29
Стр.30
Стр.31
Стр.32
Стр.33
Стр.34
Стр.35
Стр.36
Стр.37
Стр.38
Стр.39
Стр.40
Образование_осужденных_к_лишению_свободы_уголовно-_исполнительный_аспект_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Амурский государственный университет Т.П. Бутенко Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект Монография Благовещенск – 2010
Стр.1
Печатается по решению ББК 67.409 УДК 343.8 Б93 редакционно-издательского совета Амурского государственного университета Бутенко Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовноисполнительный аспект: монография. – Благовещенск, Изд-во Амурского гос. ун-та, 2010. – 169 с. Издание посвящено анализу проблем правового регулирования образования осужденных к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы; выявлению недостатков действующего законодательства по этому вопросу; формулированию выводов и предложений по его совершенствованию. Выводы и рекомендации, содержащиеся в монографии, могут быть использованы в учебном процессе, научно-исследовательской работе, а также в деятельности органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Данная монография адресована студентам юридических вузов, аспирантам, преподавателям, практическим работникам, а также всем остальным, интересующимся вопросами исполнения наказания в виде лишения свободы и реализацией отдельных прав осужденных. Рецензенты: Курганов С.И., профессор кафедры уголовного права Российской академии правосудия, доктор юридических наук Яковлева Л.В., главный научный сотрудник НИЦ №8 ВНИИ МВД России, доктор юридических наук ISBN 978-5-93493-148-4 © Амурский государственный университет, 2010 © Бутенко Т.П., 2010 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………….. 4 ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ…………. 10 §1. Понятие, виды и формы образования по российскому законодательству…………………………………………………………………10 §2. Образование осужденных к лишению свободы, его роль и место в системе основных средств исправления………………………………….... 35 ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ…………. 53 §1. Правовое регулирование образования осужденных к лишению свободы в истории российского законодательства…………………………. 53 §2. Международное право и российское законодательство об образовании лиц, осужденных к лишению свободы…………………….….. 73 §3. Зарубежный опыт организации образования осужденных к лишению свободы……………………………………………….…………..... 89 ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ)………………………………………….…………... 111 §1. Состояние и перспективы общего образования осужденных к лишению свободы………………………………………..…………………. 111 §2. Состояние и перспективы профессионального образования осужденных к лишению свободы……………………………………………. 125 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 146 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 151 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………. 167 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных (речь в данном случае идет об общем образовании). Осужденные являются гражданами Российской Федерации и не теряют данного статуса в процессе отбывания наказания. В свое время еще К. Маркс заметил: «Государство должно видеть в преступнике человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которой священно, и, наконец, самое главное - гражданина государства...»1. В последние годы в российском обществе возросло значение социальноправовых ценностей, среди которых на первое место ставятся права и свободы человека и гражданина. Среди них особое место занимают социальноэкономические права и свободы. Реализация этих прав особенно злободневна в местах лишения свободы, где предусмотрен значительный среди всех наказаний объем правоограничений граждан. Право на образование является конституционным социальноэкономическим правом гражданина России (ст. 43 Конституции РФ), однако в отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности. В представленном монографическом исследовании предпринята попытка изучения проблем реализации этого весьма важного в условиях рыночных отношений социально-экономического права осужденных к лишению свободы. Образование является не только средством повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, но и необходимым 1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. T. I. С. 132. 4
Стр.4
фактором формирования личности. Действующее уголовно-исполнительное законодательство построено на качественно новой идеологии – уважении и охране прав, свобод и законных интересов осужденных (ст. 10 УИК РФ). Одним из важнейших направлений реформирования уголовно-исполнительной системы является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами. Вместе с тем, правоприменительная практика показывает, что для более полного воплощения законодательных положений, относящихся к реализации прав и законных интересов осужденных в процессе отбывания наказания, требуется совершенствование механизмов их реализации. Учитывая сказанное, актуальность исследования состоит в рассмотрении проблем правового регулирования и организации получения образования осужденными к лишению свободы в условиях реформирования уголовноисполнительной системы и применения новых образовательных технологий. Необходимость исследования данной темы определяется также тем, что ранее в юридической литературе этому вопросу уделялось явно недостаточное внимание. Следует констатировать, что диссертационных и монографических работ, посвященных организационно-правовым проблемам образования в местах лишения свободы до настоящего времени не было. Данная работа призвана в определенной степени восполнить этот пробел. Монография подготовлена на основе анализа практики применения действующего российского законодательства в сфере образования лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В процессе исследования особое внимание уделялось анализу работ ученых-пенитенциаристов, разрабатывающих проблемы правового положения осужденных, реализации и гарантированности их прав и свобод, в том числе и такого социально-экономического конституционного права как право на образование. Вопросы правового положения осужденных к лишению свободы были предметом научной разработки в ряде диссертаций, монографий, других трудов 5
Стр.5
советских и российских ученых – Ю.М. Антоняна, А.А. Беляева, М.Г. Деткова, А.И. Зубкова, С.И. Кузьмина, Г.Л. Минакова, А.С. Михлина, Т.Ф. Минязевой, А.Е. Наташева, А.Л. Ременсона, В.И. Селиверстова, Ф.Р. Сундурова, Ю.М. Ткачевского, И.В. Упорова, И.В. Шмарова и других ученых. Труды вышеназванных специалистов, безусловно, имеют огромное теоретическое и практическое значение, являются базой для дальнейших исследований. Однако большинство работ подготовлено на основе прежнего исправительно-трудового законодательства, а, значит, не вполне соответствуют действующему законодательству и современным реалиям. В последние годы ученые часто обращаются к исследованию прав осужденных. В ряде диссертационных работ, написанных после принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ (Л.В.Бакулина, Н.В.Губарев, Г.Д.Долженкова, Д.И.Ивашин, В.В.Кашоида, Ю.А.Кашуба, Т.Ф.Минязева и др.), освещаются проблемы правового статуса осужденных, однако представленная тема исследования затронута в некоторых из названных выше работах лишь фрагментарно. Исследованием вопросов получения образования осужденными к лишению свободы в период их изоляции от общества занимались Н.А.Тюгаева и Е.А.Зеленова. Однако образование осужденных рассматривалось ими только с точки зрения психологии и педагогики, а также как экономическая категория. С точки зрения уголовно-исполнительного права до настоящего момента исследования вопросов получения образования осужденными не проводилось. Настоящая монография является первым комплексным исследованием проблем реализации права осужденных к лишению свободы на получение образования в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. Сложность возникающих при организации образовательного процесса в местах лишения свободы проблем вызывает необходимость их всестороннего изучения на основе исторического и зарубежного опыта, а также с учетом сложившейся в настоящее время практики. Цель исследования заключается в разработке с учетом исторического и 6
Стр.6
современного опыта, международного и российского законодательства соответствующих предложений по совершенствованию Уголовноисполнительного кодекса РФ и иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы получения образования осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях. Для достижения указанной цели были поставлены следующие исследовательские задачи: - определить, какое место занимает образование среди иных средств исправления осужденных к лишению свободы; - изучить исторический аспект развития норм, закрепляющих возможность получения образования осужденными к лишению свободы, на разных этапах формирования уголовно-исполнительной системы; - проанализировать нормы уголовно-исполнительного права, а также актов, международно-правовых регламентирующих реализацию конституционного права на получение образования осужденными к лишению свободы; - изучить зарубежный опыт организации образования осужденных; - изучить практическую деятельность исправительных учреждений в сфере организации образовательного процесса осужденных и предоставлении возможностей для реализации права на получение образования; - разработать рекомендации по совершенствованию деятельности исправительных учреждений по реализации права осужденных на образование; - выработать предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования образования осужденных к лишению свободы. Основой для анализа теоретических аспектов конституционного права осужденных к лишению свободы на образование и его реализации послужили работы Ю.А.Алферова, А.А.Беляева, Л.А.Дольниковой, Т.Ф.Минязевой, С.В.Познышева, Т.С.Румянцевой, М.С.Рыбака, Н.А.Тюгаевой и др. Методологической 7 основой исследования является В.И.Селиверстова, доктрина
Стр.7
современного уголовно-исполнительного права, в основе которой заложен приоритет общечеловеческих ценностей. В ходе исследования автор руководствовался теоретическими разработками в области философии, психологии, педагогики, общей теории права, фундаментальными исследованиями специалистов в области уголовного и уголовноисполнительного права. В работе использованы общенаучные и частнонаучные методы научного познания: исторический, логический, лингвистический, догматический, конкретно-социологический, статистический, сравнительно-правовой и др. Положения и выводы, содержащиеся в монографии, основаны на изучении источников конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и других отраслей российского права, а также основных международно-правовых документов в области защиты прав лиц, отбывающих наказание. Эмпирическая база создавалась посредством опроса и интервьюирования осужденных, сотрудников в колонии-поселении, колониях общего, строгого режима в Амурской области (всего опрошено было 500 осужденных и 80 работников исправительных учреждений – начальников отрядов, педагогов, психологов). В работе использовались также эмпирические данные, полученные исследованиями Ю.М. Антоняна, А.С. Михлина, В.И. Селиверстова, Ф.Р. Сундурова, И.В. Шмарова и других ученых. Нормативную базу исследования составили международно-правовые документы по правам человека, Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», другие федеральные законы, подзаконные акты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы реализации и гарантированности конституционных прав и свобод осужденных, а 8
Стр.8
также проблемы соотношения средств исправления при исполнении разных видов наказания. Практическая значимость монографии заключается в возможности использования выводов и предложений, содержащихся в ней, в процессе совершенствования законодательства, регулирующего вопросы получения образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы; в правоприменительной и организационной деятельности персонала уголовноисполнительной системы; в учебном процессе в юридических вузах при преподавании уголовно-исполнительного права; в проведении правового обучения осужденных к лишению свободы. 9
Стр.9
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ § 1. Понятие, виды и формы образования по российскому законодательству Образование является одним из факторов получения человеком систематизированных знаний, представляя собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности. Оно выступает необходимым условием формирования и становления как личности отдельно, так и всего общества в целом. Получая знания, человек познает мир, меняет свое отношение к окружающей среде. Образование является стимулятором развития личности. В настоящее время в литературе категорию «образование» принято воспринимать в различных значениях. Данная ситуация связана с тем обстоятельством, что различные сферы образования соприкасаются с целым рядом наук - экономикой, педагогикой, психологией, юриспруденцией и др. Под образованием в Советском энциклопедическом словаре понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Это необходимое условие подготовки человека к жизни и труду2. Вместе с тем, целесообразно уточнить данное выше определение. Так, в преамбуле Закона от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании», под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Наиболее полно, на наш взгляд, категорию «образование» обозначил Д.И. Ивашин, который считает, что под образованием следует понимать именно юридическое обеспечение и регуляцию процесса приобретения системы См.: Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров. - М.: «Советская энциклопедия», 1981. С.920. 2 10
Стр.10
знаний, умений и навыков, а также его конечный результат в виде получения соответствующего документа об образовании3. «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам»4, - сказано в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. Ст. 43 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на образование»5. Т.С. Румянцева в свое время системно проанализировала нормы внутреннего законодательства и пришла к выводу, что «право на образование - это реально существующая и гарантированная государством возможность каждого гражданина пользоваться всеми отраженными в законе благами в сфере образования»6. Также, в период действия Исправительно-трудового кодекса РСФСР (далее – ИТК РСФСР), представлялась довольно аргументированной позиция Л.А. Дольниковой, согласно которой право на образование предлагалось рассматривать в двух аспектах: 1) объективном (широком), как некоторую систему норм, регулирующих общественные отношения в сфере образования; 2) субъективном, выраженном в правомочиях конкретного лица в этой сфере7. В свою очередь, мы полагаем, что право на образование - это право гражданина на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых жизнедеятельности в условиях современного общества. Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2003. С. 5. 4 декабря 1998 г. 5 3 См.: Ивашин Д.И. Правовое положение осужденных к лишению свободы в Российской См.: Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от 10 См.: Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237. 6 См.: Румянцева Т.С. Конституционное право на образование в социалистических странах. - М: Наука, 1987. С. 12. 7 См.: Дольникова Л.А. Конституционное право на образование советских граждан. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов: Сарат. юрид. ин-т, 1984. С.6. 11 для нормальной
Стр.11
Исходя из признанной большинством правоведов классификации8, право на образование является социально-экономическим правом. Наряду с образованием к социально-экономическим можно отнести право на труд, на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на жилище, право на охрану здоровья и право на свободу экономической деятельности. М.В. Смирнова говорит о триединой сущности конституционного права на получение образования. По ее мнению, данное право по своему комплексному характеру может быть отнесено и к социальным, и к культурным правам, а также содержит экономическую составляющую. Тем не менее, современные правовые реалии дают основание выделить социальную составляющую права на образование в качестве приоритетной9. Особого внимания в рамках проводимого исследования заслуживает вопрос о видах образовательных программ и формах получения образования, что впоследствии поможет расставить акценты на приемлемых и доступных в местах лишения свободы способах получения образования. Законодательство РФ различает несколько уровней образования. Конституция РФ, в свою очередь, гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях всем, кто пожелает его получить. Это право принадлежит каждому человеку независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости и других 8 См., например: Бакунина Л.В. Правовой статус и обеспечение личных и социальноэкономических прав осужденных к лишению свободы. Автореф. дис. … канд.юрид. наук. Казань, 2000. С. 11.; Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий / Под общ. ред. А.С. Михлина и В.И. Селиверстова. - М., 2004 г. и др. 9 См.: Смирнова М.В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2006. С. 14. 12
Стр.12
обстоятельств. Право на образование, кроме Конституции РФ, реализуется на основании Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 № 148-ФЗ, далее – Закона РФ «Об образовании»), Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. Федерального закона от 02 августа 2009 г. № 217-ФЗ, далее – ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), иных нормативных правовых актов. Действующее законодательство России предусматривает единую систему получения образования, которая состоит из двух элементов: 1) общеобразовательных программ и 2) профессиональных образовательных программ. Первая подсистема включает в себя дошкольное, начальное, основное и среднее (полное) общее образование. Вторая состоит из начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Относительно первой подсистемы следует уточнить, что согласно действующего законодательства, выделяются 3 ступени образования: I ступень (начальное общее образование) - 4 года; II ступень (основное общее образование) - 5-6 лет; III ступень (среднее (полное) общее образование) - 2 года)10. Несмотря на то, что право осужденных к лишению свободы на образование определенным образом ограничивается, оговоримся, что эти ограничения не распространяются на получение основного общего образования. Получение основного общего образования для граждан Российской Федерации является их конституционной обязанностью. Основное общее образование в настоящее время - это девять классов общеобразовательной 10 См.: Постановление Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 224 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49) «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» // Российская газета от 29 марта 2001 г. № 62, Собрание законодательства РФ - 14.02.2005. 13
Стр.13
школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. По завершении такого образования обучающийся проходит обязательную государственную аттестацию. В случае положительной аттестации ему выдается аттестат государственного образца, что дает право продолжить обучение для получения среднего (полного) образования. Данное положение правомерно, т.к. в соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование является обязательным. Далее, закрепленное в Конституции РФ положение находит развитие в ст. 112 УИК РФ, где указывается, что обязанность получить общее образование распространяется на осужденных, не достигших 30 лет. Вместе с тем, государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки. Данное положение касается, прежде всего, тех осужденных, которые достигли указанного выше возраста, но в силу различных причин не желают получать общее образование. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Однако не стоит забывать, что профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. К сожалению, следует констатировать, что в последнее время лица, направляемые по приговору суда в места лишения свободы, не умеют элементарно считать и писать, в связи с чем остро стоит вопрос относительно получения последними не основного общего образования (что в данном случае является слишком высокой «планкой» для осужденных), а, сначала – начального общего образования. Бывший директор Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Ю.И. Калинин в одном из интервью заметил: «Мы имеем систему школьного образования и буквально недавно вернулись опять к начальному, хотя был период, когда мы отказывались от начального образования в связи с тем, что в этом не было необходимости. Сейчас приходят 14
Стр.14
люди, к сожалению, не умеющие читать, писать, которых мы начинаем обучать с самых азов»11. В Амурской области имеется только три школы на шесть действующих исправительных учреждений (далее – ИУ), на основе чего можно сделать вывод, что не все осужденные могут получать общее образование и, тем самым, реализовывать свое конституционное право в этой области. Остановимся более подробно на второй подсистеме. Как упоминалось выше, она состоит из начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. В ст. 108 УИК РФ закреплено, что осужденные к лишению свободы, не имеющие профессии (специальности), по которой они смогут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, обязаны получить начальное профессиональное образование или профессиональную подготовку. Профессиональная подготовка наравне с получением общего образования отнесена к основным средствам исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. В связи с этим законом установлена обязательность получения начального профессионального образования или профессиональной подготовки для всех трудоспособных осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой они могли бы работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Остальные осужденные могут приобретать дополнительные профессии (специальности) по их желанию, что поощряется администрацией исправительных учреждений. Ограничение осужденных в праве на получение профессии выражается в его обязательном характере и возможности выбора профессии в пределах, имеющихся в данном исправительном учреждении. Лица, лишенные свободы, 11 Цит. по: Интернет-конференция директора Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Ю.И. Калинина «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в период реформирования уголовно-исполнительной системы» // Справочная система «Гарант». 15
Стр.15
являющиеся инвалидами первой или второй группы, мужчины в возрасте старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут получить соответствующую профессиональную подготовку по их желанию. На стимулирование осужденных к приобретению ими новых профессий направлено положение, в соответствии с которым отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления. В ст. 22 Закона «Об образовании» прописано, что начальное профессиональное образование организуется на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Также данный уровень образования может быть получен в образовательных учреждениях начального профессионального образования и в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий. В 1997 году постановлением Правительства РФ была одобрена системы начального профессионального Концепция реформирования образования12. Согласно Концепции, в образовательных учреждениях начального профессионального образования предполагалось реализовывать единую образовательную программу среднего (полного) общего и начального профессионального образования на базе основного общего образования (9 классов) со сроком обучения 3 года. Заслуживающим внимания, по мнению автора, является Список государственных образовательных стандартов начального профессионального образования, утвержденных и введенных с действие в 2001 году, в который включены 45 профессий13. Аналогичный список стандартов, утвержденных к 12 См.: Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 908 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.05.1998 № 473) «О Концепции реформирования системы начального профессионального образования» // Российская газета от 21 июля 1997 г., Собрание законодательства РФ - 25.05.1998. 13 См.: Письмо Минобразования РФ от 18 декабря 2001 г. № 541/19-12 «О введении в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального образования» // «ОвД. Межведомственный информационный бюллетень», июнь 2002 г., № 6. 16
Стр.16
введению в 2002 году включает в себя уже 55 профессий14, и, что является бесспорным «плюсом» - появляются наиболее востребованные профессии, такие, например, как контролер сберегательного банка и оператор электро - вычислительных машин. Список государственных образовательных стандартов начального профессионального образования, утвержденных к введению в 2003 году еще более увеличил перечень профессий и составил уже 61 профессию15. В настоящее время действуют Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 142. Законодатель не ограничивает осужденных к лишению свободы в освоении теми или иными профессиями, в связи с чем, можно заключить, что юридически находящиеся в местах лишения свободы лица могут получить любую профессию, закрепленную в Списках. С другой стороны, фактически они ограничены в выборе профессии, что обусловлено их временным пребыванием в местах изоляции и предоставлении определенного перечня профессий в профессиональных училищах (далее – ПУ) исправительных учреждений. Для обеспечения эффективной реализации вышеназванной Концепции закон «О начальном было предложено принять федеральный профессиональном образовании». Считаем, что вряд ли это необходимо и целесообразно. С другой стороны принятие ведомственных и иных уточняющих и регулирующих отдельные вопросы в данной сфере локальных актов, вызвано необходимостью более эффективного функционирования данного элемента вышеназванной подсистемы. Так, например, в некоторой степени недостаток правовой регламентации этого вопроса компенсировало Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 521 «Об утверждении См.: Письмо Минобразования РФ от 27 декабря 2002 г. № 695/19-12 «О введении в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального 14 образования» // «ОвД. Межведомственный информационный бюллетень», март 2003 г., № 7. 15 См.: Письмо Минобразования РФ от 21 января 2004 г. № 22-12/29 «О введении в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального образования» // «ОвД. Межведомственный информационный бюллетень», март 2004 г., № 8. 17
Стр.17
Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования». Обратимся к неутешительным цифрам, которые помогут представить истинное положение дел в ИУ Амурской области. Так, в уголовноисполнительной системе (далее – УИС) области в настоящее время действуют два профессиональных училища (ИК №5, ИК №8) и два филиала профессиональных училищ (ИК №2, ИК №3), в которых ежегодно около 700 осужденных получают профессии по различным специальностям. На основе этих цифр можно предположить, что с открытием в остальных ИУ области аналогичных училищ процент осужденных, получающих начальное профессиональное образование, будет значительно выше, что, в свою очередь положительно отразится на их исправлении и подготовке к жизни на свободе. Сама возможность обучения раскрывает потенциал человека, и это одна из гарантий того, чтобы человек на свободе мог закрепиться и не вернуться к преступной жизни. В соответствии с предложениями Федеральной службы исполнения наказаний России (далее – ФСИН России) распоряжением Правительства РФ от 5 октября 2004 года профессиональные училища, находящиеся в учреждениях УИС, переданы из ведения Министерства образования и науки во ФСИН России, что позволило улучшить материально-техническую базу этих учреждений, и, что немаловажно, открывать новые профессиональные училища в исправительных учреждениях, где они отсутствуют. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Законодательно закреплено, что граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам (ст. 23 Закона «Об образовании»). Немаловажным является то, что среднее профессиональное 18
Стр.18
образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. Организуется профессиональное обучение осужденных непосредственно на производстве исправительного учреждения, а также в школах при нем. Основными формами профессионального обучения являются: индивидуальное, бригадное и курсовое обучение. Для изучения обязательных курсов специальных, общетехнических и других дисциплин одной или родственных специальностей осужденные, обучаемые бригадным или индивидуальным методом, объединяются в учебные группы. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве колонии (ч. 5 ст. 108 УИК РФ). Принимая во внимание необходимость охраны здоровья осужденных, в исправительных учреждениях созданы специальные службы, ведущие отбор и учет осужденных, которым предстоит профессиональное обучение, и производящие их медицинский осмотр на предмет соответствия их физиологии занятиям соответствующей профессией16. Отношение осужденных к получению профессионального образования и профессиональной подготовке учитывается при определении степени их исправления (ч. 3 ст. 108 УИК РФ). Представляется целесообразным, по мнению профессора Т.Ф. Минязевой, «решать вопрос о профессиональном обучении осужденного строго дифференцированно и индивидуально, с учетом его желания и еще до его направления в соответствующее исправительное учреждение, за исключением лиц, которым назначено отбывание лишения свободы в тюрьме. Это позволило бы в большей степени учитывать имеющуюся у осужденного профессию или его желание получить какую-либо профессию, естественно исходя из лимита уголовно-исполнительной системы. Такой подход стимулировал бы и 16 См.: Минязева Т.Ф. Проблемы правового статуса личности осужденных в Российской Федерации. Дисс. … докт. юрид. наук. М., 2001 г. С. 93. 19
Стр.19
стремление виновного к исправлению, освобождению и нормальной жизни в обществе»17. Интересны для изучения вопросы получения образования лицами, находящимися в местах лишения свободы, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Заметим, что УИК РФ в первоначальной его редакции не регламентировал получение осужденными к лишению свободы высшего и среднего профессионального образования. Таким образом, по мнению М.С. Рыбака, игнорировался принцип прямого действия ч. 3 ст. 43 Конституции РФ о праве каждого на конкурсной основе бесплатно получать высшее образование в государственном, муниципальном образовательном учреждении и на предприятиях18. Федеральным законом от 9 марта 2001 года № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» на администрацию исправительных учреждений была возложена обязанность оказывать содействие осужденным к лишению свободы в получении среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования19. О.Г. Зенина говорит о том, что предоставление осужденным права на получение высшего образования является еще одним шагом в направлении гуманизации уголовно-исполнительной системы20. Т.Ф. Минязева считает, что за этой идеей будущее исправительных учреждений страны21. Содействие в получении высшего профессионального образования, 17 См.: Минязева Т.Ф. Указ. соч. С. 101. 18 См.: Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - Саратов: СГАП, 2001. С. 156. 19 См.: Федеральный закон от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета от 14 марта 2001 г. № 52. 20 См.: Зенина О.Г. Гуманизация правового положения осужденных к лишению свободы на современном этапе. Дисс. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2000. С. 74. 21 См.: Минязева Т.Ф. Правовое положение осужденных. М., 2000. С. 77. 20
Стр.20
согласно ч. 4 ст. 108 УИК РФ, должно осуществляться при наличии в учреждениях соответствующих возможностей, которые во многом определяются видом исправительного учреждения и имеющейся в нем материальной базой. В настоящее время центральное место среди всей правовой базы в области получения гражданами РФ высшего и послевузовского образования занимают не раз уже упоминавшийся закон «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Кроме этого, многие положения закреплены в УИК РФ, а также в иных нормативных актах. Итак, высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях – университетах, академиях, институтах). Заметим, что в настоящее время существенно расширены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования. Так, с 1 января 2006 года органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений22. Представляется вполне логичным данное дополнение действующего законодательства. Думается, что это расширит возможности предоставления населению (в том числе и осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы) услуг в образовательной сфере, что, в конечном итоге положительно отразится на количестве желающих повысить свой образовательный уровень. 22 См.: Ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» // Российская газета от 31 декабря 2005 г. № 297. 21
Стр.21
Также следует профессиональное или отметить, среднее что профессиональное лица, имеющие начальное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. В конце 80-х гг. А.И. Колташов писал, что права осужденных к лишению свободы на получение высшего образования полностью ограничены в силу факта изоляции последних от общества23. Однако, это было советское время, которому были присущи свои особенности и, не стоит забывать - период действия ИТК РСФСР. Сегодня ситуация изменилась и современные ученые уже говорят о том, что лица, содержащиеся в исправительных учреждениях, не лишены указанного права24. Д.И. Ивашин, аргументируя свою точку зрения, обращается к законодательству, согласно которому в высшие учебные заведения могут быть зачислены граждане, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование и прошедшие конкурсные вступительные испытания. Какие-либо иные требования или запреты в действующем законодательстве отсутствуют. Отсюда следует, что, в общем-то, и лица, содержащиеся в исправительных учреждениях, могут обучаться в высших учебных заведениях. Однако такое ощущение возникает только с первого взгляда, при более же детальном исследовании проблемы становится ясно, что реализация этого права осужденными к лишению свободы на практике весьма затруднена. Подобное положение вещей обусловлено нахождением лица в постоянном заключении и невозможностью выхода за пределы исправительного учреждения. Представляется бесспорным, что разночтения при решении данного вопроса должны быть исключены. Тем не менее, снова обратимся к статистике. По состоянию на 1 марта 2010 года 37 осужденных к лишению свободы, отбывающие наказание в ИК 23 См.: Колташов А.И. Конституционный принцип единства прав и обязанностей граждан СССР и участие в обеспечении его реализации ОВД. Автореф. дис....канд. юрид. наук. М.: Академия МВД РФ, 1985. 24 См.: Ивашин Д.И. Правовое положение осужденных к лишению свободы в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2003. С. 4. 22
Стр.22
№3 с. Среднебелая Ивановского района Амурской области (исправительная колония строгого режима) на платной и бюджетной основе дистанционно обучаются в Амурском государственном университете (далее - АмГУ). Обучение осуществляется пока по двум специальностям: 1) коммерция (торговое дело); 2) социальная работа. Однако в будущем предполагается расширить перечень специальностей, включив в него и наиболее престижные (например, юриспруденцию). Тем более, такой опыт уже имеется во многих регионах не только Дальнего Востока, но и Центральной части России. Отмечу, что в этой же колонии 21 человек уже обучается в Современной гуманитарной академии (далее – СГА) по специальности «Юриспруденция». Важно отметить, что АмГУ и СГА являются высшими учебными заведениями в Амурской области, которые в рамках программы «Развитие высшего образования в исправительных учреждениях Амурской области» осуществляют обучение осужденных к лишению свободы. К сожалению, на сегодняшний день из шести ИУ области лишь в одном осужденные имеют возможность получить высшее образование. Идея о предоставлении осужденным возможности получения высшего образования обсуждалась в 1998 г. в ЮНЕСКО, куда обратились преподаватели нескольких российских вузов с предложением о совместном создании программы «тюремных университетов». Сегодня в российских вузах имеется уже достаточно наработок в области дистанционного обучения25. Первым шагом в предоставлении осужденным возможности повышать свой уровень знаний явилось соглашение о развитии проекта «Дистанционное образование в пенитенциарной системе России», которое в 1999 г. заключили Главное управление исполнения наказаний и Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). В рамках данного соглашения в шести субъектах Российской Федерации (Красноярский край, Кемеровская, Пермская, Самарская, Тверская и Ярославская область) 25 См.: Минязева Т.Ф. Проблемы правового статуса личности осужденных в Российской Федерации. Дисс. … докт. юрид. наук. М., 2001 г. С. 103. 23
Стр.23
появились студенты-заочники МЭСИ за колючей проволокой26. Обучение студентов осуществлялось на платной основе, причем часть суммы вносили сами осужденные, а другую часть – администрация исправительного учреждения. Еще раньше, до проведения данного эксперимента, осужденных принимали в студенты два учебных заведения – Северо-Западный политехнический институт (г. Санкт-Петербург) и Московский индустриальный университет. Среди выпускников, окончивших эти вузы, был отмечен довольно низкий уровень рецидива по сравнению со средним показателем27. Позднее А.Г. Сломчинский предложил включить систему образования в арсенал средств борьбы с рецидивной преступностью28. Необходимость в получении высшего образования осужденными вызвана обстоятельствами времени. Сейчас подавляющее число работодателей к своим потенциальным работникам предъявляют основное требование – наличие высшего образования. Не секрет, что после освобождения из мест лишения свободы перед отбывшим наказание остро стоит проблема будущего трудоустройства. Соответственно, у дипломированного специалиста больше шансов получить достойно оплачиваемую работу. На сегодняшний день все больше регионов развивают систему дистанционного образования (наиболее удобную и оптимальную для заключенных). Так, Ю.И. Калинин высоко оценил работу преподавателей и, что немаловажно, отметил серьезное отношение к учебе самих «студентовузников». «В одной из Екатеринбургских колоний группа преподавателей из Москвы принимала выпускные экзамены. Сначала у всех было скептическое настроение, так как никто не рассчитывал, что осужденные могут показать прекрасные знания. Каково же было удивление, когда четыре человека 26 См.: Кулик В. Ликбез за решеткой // Российская газета, 2000. 12 мая. 27 См.: Россия: образование в тюрьмах // Бюллетень нормативных актов исполнительных органов федеральной власти, 1999. № 7. С. 2. 28 См.: Сломчинский А.Г. Педагогические средства изучения образовательных потребностей осужденных в исправительном учреждении строгого режима. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Оренбург, 2001. С. 5. 24
Стр.24
получили красные дипломы, два человека из этой группы показали такой уровень своей подготовки, что их выпускные и экзаменационные работы были рекомендованы к защите кандидатских диссертаций. Сама возможность обучения раскрывает потенциал человека, проявляет в нем большую заинтересованность, и думается, что это главная гарантия для того, чтобы человек на свободе мог закрепиться и не вернуться к преступной жизни. Мы видим в развитии этих вопросов главную задачу и главную гарантию человека», - заключил бывший директор ФСИН РФ29. О появившейся возможности получения в период отбывания наказания высшего образования, как уже говорилось выше, свидетельствует дополнение ч. 4 ст. 108 УИК РФ сначала в марте 2001 г., а потом и в июле 2007 года положением, согласно которому «с учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования». Анализируя данную новеллу, можно сделать вывод, что законодатель не до конца проработал формулировку данного дополнения. Сделав акцент на высшее профессиональное образование, автоматически выпало из поля зрения среднее профессиональное образование, что, по нашему мнению, является пробелом в праве. В связи с этим предлагаем в ч. 4 ст. 108 УИК РФ после слов «в получении» добавить «среднего профессионального образования и», а далее по тексту. Следующий уровень образования – это послевузовское профессиональное образование. Согласимся, что в своей основной массе высшим достижением в образовательной деятельности субъекта гражданскоправовых отношений является наличие у лица высшего образования. Поэтому сама перспектива получения звания кандидата или доктора наук у свободных граждан является «недосягаемой высотой», не говоря уже об отбывающих 29 Цит. по: Интернет-конференция директора Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Ю.И. Калинина «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в период реформирования уголовно-исполнительной системы» // Справочная система «Гарант». 25
Стр.25
наказание в местах лишения свободы. Тем не менее, в соответствии с нормами российского законодательства, граждане РФ (которыми не перестают быть заключенные) не лишены возможности получения послевузовского профессионального образования. В ст. 25 Закона «Об образовании» закреплено, что послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях30. Отсутствие законодательного запрета, по нашему мнению, дает возможность для получения осужденными к лишению свободы послевузовского образования в исправительных учреждениях. В соответствии с Федеральным законом от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (в ред. ФЗ от 26.06.2007 г. № 118-ФЗ)31 в числе ожидаемых результатов реализации программы развития образования - обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством РФ. Направлениями развития высшего и послевузовского профессионального образования в этой Программе названы «формирование и обеспечение социально-экономических механизмов» расширения доступа граждан к получению высшего и послевузовского профессионального образования (курсив наш. – Т.Б.) за счет средств федерального бюджета. 30 См.: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. ФЗ от 27.12.2009 г. № 374-ФЗ) // Справочная правовая система «Гарант». 31 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 16. Ст. 1639. 26
Стр.26
В последнее время наблюдается рост преступлений в экономической сфере и к уголовной ответственности все чаще привлекаются люди, являющиеся дипломированными специалистами. В связи с этим встает вопрос относительно тех, кто желает в местах лишения свободы повысить свой уровень знаний. Теоретически это возможно, но, практически, как правило, нет. Обратимся к анализу норм УИК РФ. В ч. 4 ст. 108 законодатель обязал администрацию исправительного учреждения с учетом имеющихся возможностей оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования. Вместе с тем, в УИК РФ нет ни слова о возможности получения осужденными послевузовского образования. Законодатель говорит о том, что обучение в аспирантуре может осуществляться в очной или в заочной формах. Обучение в заочной аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать четырех лет. В силу режимных требований осужденный может обучаться лишь в заочной аспирантуре. Причем само обучение и написание диссертационного исследования требует создания необходимых условий для этого. Прежде всего, это касается доступа к различным литературным источникам по направлению исследования. При исправительных учреждениях имеются библиотеки. Осужденным разрешается без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств, получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, необходимую литературу, приобретать их по безналичному расчету через торговую сеть исправительного учреждения. Они имеют право в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха, на прослушивание радиопередач, просмотр телепередач и на приобретение теле - и радиоприемников или получение их от родственников или иных лиц. Вместе с тем библиографический фонд ИУ включает в себя, как правило, не научную литературу. Причем обновляются и дополняются «запасы» библиотек очень редко. В век компьютерных технологий все больше возникает 27
Стр.27
зависимость от электронных машин. В связи с этим, целесообразно, на наш взгляд, открывать компьютерные классы в каждом исправительном учреждении. Те необходимые затраты, которые будут возникать в процессе поиска информации, можно будет возмещать за счет средств осужденных, находящихся на их лицевых счетах. Это, в какой-то мере поможет решить проблему поиска нужной информации. Вызывает, по меньшей мере, непонимание высказывание Ю.И. Калинина относительно занятия научной деятельностью в исправительных учреждениях. В одном из своих интервью относительно желания одного из самых известных осужденных на сегодняшний день – Михаила Ходорковского заниматься научной деятельностью, экс-глава ФСИН России заявил: «Это тюрьма, а не аспирантура»32. С другой стороны ни в УИК РФ, ни в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее – ПВР ИУ)33, ни в иных нормативных актах нет запрета на занятие научной деятельностью. С точки зрения норм уголовно-исполнительного законодательства возможности для некоторых категорий осужденных в ИУ для занятия научной деятельностью есть. Напомним, что согласно ч. 1 ст. 95 УИК РФ, осужденным к лишению свободы разрешается приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств. Причем посылки и бандероли с литературой, приобретаемой через торговую сеть, не включаются в количество посылок и бандеролей, которое вправе получать осужденный. Ограничения касаются лишь количества книг и журналов (в соответствии с ч. 4 ст. 95 УИК РФ, осужденному разрешается иметь при себе не более 10 экземпляров книг и журналов34) и характера приобретаемой литературы (запрещается получение, См.: Правила внутреннего распорядка ИУ утверждены приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных 32 Цит. по: Интервью Ю.И. Калинина РИА Новости // http://ad.autobaza.ru/news. 33 учреждений» // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, 2005 г., № 12. 34 В их число не входят учебники, необходимые для обучения осужденных в школе или по специальности. См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под. ред. А.И. Зубкова. - М.: Норма, 2005 г. 28
Стр.28
приобретение, хранение и распространение изданий, пропагандирующих войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, изданий порнографического характера). Основные результаты работы возможно публиковать в различных научных изданиях путем отправления данных материалов через администрацию ИУ за счет средств осужденных, имеющихся на их лицевых счетах. Экс-глава «Юкоса» Михаил Ходорковский, отбывающий наказание в колонии в Читинской области, подал заявление на имя начальника колонии с просьбой разрешить ему заниматься научной деятельностью. У Ходорковского, имеющего два высших образования, заключен контракт с журналом «Химия и жизнь» о подготовке статей по научной теме. «По логике, государству выгодно, чтобы Ходорковский занимался не политикой, а научной деятельностью и тем самым зарабатывал больше денег», - отметила Н. Терехова. Адвокат считает, что, не предоставляя Ходорковскому возможности заниматься научной или преподавательской деятельностью, администрация колонии не позволяет ему реализовать конституционное право на выбор рода занятий. При этом она отмечала, что хотя для заключенных имеется ряд ограничений на выбор рода занятий, однако преподавание и научная деятельность не входят в их число35. На наш взгляд, вполне логично рассматривать занятие научной деятельностью в ИУ как альтернативу труду. Ведь если сравнивать результат от занятия трудовой деятельностью и научной деятельностью, то он будет примерно одинаков. Так почему бы законодательно не предусмотреть для осужденных, имеющих определенный уровень образования (в данном случае речь идет о наличии высшего образования) возможность занятия научной деятельностью как альтернативу труду. Это весьма актуально в настоящее время, когда во многих исправительных колониях отсутствуют рабочие места и осужденные реально ни чем не занимаются. По результатам проведенного нами интервьюирования из 54 осужденных к лишению свободы (все осужденные имеют высшее образование), отбывающих наказания в ИУ Амурской области, 7 35 Цит. по: Интервью с адвокатом М. Ходорковского Н. Тереховой, http://www.newsru.com. 29
Стр.29
человек не только хотят заниматься научной деятельностью, но и имеют для этого необходимые материальные возможности. В связи с этим предлагаем внести соответствующие изменения в УИК РФ и некоторые иные акты, а именно: 1) ч. 4 ст. 108 УИК РФ изложить в новой редакции: «Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении среднего профессионального профессионального образования, образования, послевузовского высшего профессионального образования»; 2) ч. 4 ст. 104 УИК РФ после слов «работающие осужденные» дополнить словами «и осужденные, занимающиеся научной деятельностью». 3) Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, в которых закреплены права осужденных, дополнить п. 12.1 следующего содержания: «Осужденным гарантируется создание условий для получения профессионального образования и профессиональной подготовки. Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уголовно-исполнительным кодексом РФ, иными нормативными актами с учетом требований режима отбывания наказания». Кроме послевузовского образования, в ст. 26 Закона «Об образовании» законодатель предусмотрел возможность получения дополнительного образования, основной задачей которого является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным 30
Стр.30
совершенствованием образовательных стандартов в пределах каждого уровня профессионального образования. Одной из общих задач структурных подразделений дополнительного профессионального образования (в образовательных учреждениях высшего профессионального образования: факультеты (центры на правах факультетов) повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов: курсы повышения квалификации специалистов; в образовательных учреждениях среднего профессионального образования: отделения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов и курсы повышения квалификации специалистов) является проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, высвобождаемых работников незанятого населения и безработных граждан, подготовка их к выполнению новых трудовых функций36, что особо актуально в местах лишения свободы. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов осуществляется с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Представляется, что наиболее оптимальной для рассматриваемой категории граждан является последняя форма обучения. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в различных формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната37. Существенным уточнением является положение, согласно которому допускается сочетание различных 36 См.: П. 3 Примерного положения о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования специалистов, организуемых в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования (утв. приказом Минобразования РФ от 25 сентября 2000 г. № 2749) // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации, 2001 г., № 1. 37 См.: Ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. ФЗ от 27.12.2009 г. № 354-ФЗ) // Справочная система «Гарант». 31
Стр.31
форм получения образования. Самой оптимальной формой для осужденных, находящихся в изоляции от общества, на наш взгляд, является заочная. Кроме этого, конечно, большое значение имеет и самообразование. Фактически профессиональное обучение осужденных осуществляется именно таким образом. Вместе с тем, в последнее время достаточно востребованным и часто применяемым признается и дистанционное обучение. В настоящее время, однако, в действующем законодательстве не раскрыто понятие «дистанционное обучение», в связи с чем, многие практические работники и представители научного сообщества трактуют данный термин по-своему, имея лишь образное представление о таком способе (курсив наш – Т.Б.) обучения. «Многие считают, что получение образования таким способом представляет собой некое подобие заочной формы обучения. На самом деле это совершенно разные вещи. Дистанционная технология позволяет учиться очно, заочно и экстерном», - уточняет проректор СГА Н.С. Сельская38. Действительно, как в законе «Об образовании», так и в утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 Порядке использования дистанционных образовательных технологий говорится лишь о дистанционных образовательных технологиях (далее – ДОТ). Не раскрыт названный термин и в Инструктивном письме Минобразования РФ от 3 июля 1998 г. № 41 «О дистанционном обучении (курсив наш – Т.Б.) в среднем и высшем профессиональном образовании»39. Однако, в последнем сказано, что для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм обучения: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную и экстернат. образовательном процессе осужденных // Преступление и наказание, 2006. № 10. С. 23. 39 «Гарант». 32 38 Цит. по: Интервью с Сельской Н.С. / Телекоммуникационные технологии в Текст письма официально опубликован не был. См.: Справочная правовая система
Стр.32
получения Тем самым дистанционное обучение нельзя рассматривать как форму образования40. Представляется логичным рассматривать дистанционное обучение как способ получения образования, соответственно закрепив его в отдельной статье Закона «Об образовании». Итак, предлагаем дистанционное обучение рассматривать как способ реализации права на получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий (курсив наш – Т.Б.), ведь дистанционно получать образование можно по любой из названных в законе форм. Использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий относится к компетенции образовательного учреждения. Дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием. Система дистанционного образования интегрируется в существующие образовательные системы, дополняя и развивая их; способствует созданию мобильной образовательной среды; является наиболее перспективной формой образования широких слоев населения России в XXI веке, а также содействует непрерывному образованию граждан. Принимая по внимание, что целью использования дистанционных образовательных технологий образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту его временного пребывания (нахождения), 40 Исчерпывающий перечень форм получения образования закреплен в ст. 10 Закона «Об образовании» и продублирован в ряде ведомственных актов. 33
Стр.33
считаем, что в местах лишения свободы именно дистанционное обучение должно считаться основным и наиболее приемлемым. Для этого администрацией исправительного учреждения должны быть созданы необходимые условия для получения образования осужденными таким способом. Дистанционное обучение в учреждениях УИС с использованием телекоммуникационных технологий дает осужденным возможность получить высшее образование практически в любой географической точке без посещения вуза и непосредственного контакта с преподавателями. По данным ФСИН России, в настоящее время с органами и учреждениями УИС сотрудничают более 30 вузов России. Ведущее место среди них занимает Современная гуманитарная академия (СГА), которая совместно с ФСИН России создала систему, на практике реализующую полный цикл обучения осужденных по программам высшей школы непосредственно в исправительных учреждениях и после выхода на свободу41. Итак, на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы: 1. Образование – это, с одной стороны, право граждан на получение систематизированных знаний и умений, а с другой стороны – это их конституционная обязанность (получение основного общего образования, согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, является обязательным). 2. В действующем законодательстве говорится лишь о видах и формах получения образования. Однако отсутствует указание на способ получения образования, хотя, по смыслу закона дистанционное обучение и является способом реализации права на получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий (курсив наш. – Т.Б.). 3. Полагаем, что в настоящее время многие нормы федеральных законов не соотносятся друг с другом. Есть неточности и в формулировках некоторых ведомственных актов. Поэтому, следует внести соответствующие 41 См.: Васильева А. Телекоммуникационные технологии в образовательном процессе осужденных // Преступление и наказание, 2006. № 10. С. 22. 34
Стр.34
изменения и дополнения как в Уголовно-исполнительный кодекс РФ (ст. 104, 108), так и в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (п. 12). § 2. Образование осужденных к лишению свободы, его роль и место в системе основных средств исправления Процесс реформирования уголовно-исполнительной системы предусматривает создание условий для перехода к принципиально новому качеству деятельности пенитенциарной системы. Социально-экономические изменения, происходящие в России, обусловили внимание юридической науки к обеспечению прав человека и гражданина. Особое место в этом процессе занимает обеспечение прав человека в местах лишения свободы. Вопрос соблюдения законности прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы приобретает все большую значимость по мере демократизации нашего общества, интеграции его в международное сообщество, расширения международных связей. Обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, в соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний РФ42, является одной из основных задач указанной службы, создание которой также явилось следствием реформирования уголовно-исполнительной системы. Нельзя не сказать о том, что основная цель реформирования уголовноисполнительной системы состоит в приведении ее в соответствие с нормами действующих уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, международными стандартами, а также с обязательствами, принятыми на себя Россией при вступлении в Совет Европы, рекомендациями Комитета министров Совета Европы о единых европейских 42 Данное положение утверждено указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 (в ред. Указов Президента РФ от 02.12.2005 г. № 1396, от 30.04.2008 г. № 656, от 23.10.2008 г. № 1517, от 17.11.2008 г. № 1625, от 18.01.2010 г. № 80) // Справочная правовая система «Гарант». 35
Стр.35
пенитенциарных правилах43. Следует акцентировать внимание на федеральных целевых программах, касающихся непосредственно реформирования уголовно-исполнительной системы: «Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы» и «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)». За четыре года, на которые была рассчитана первая программа, решить планировалось системы, такие проблемы как усовершенствование законодательной и нормативно-правовой базы деятельности уголовноисполнительной профессионального обучения совершенствование форм и осужденных социально значимым специальностям и другие44. Одним из основных мероприятий было определено совершенствование системы профессионального обучения осужденных. Относительно оценки результатов реализации первой программы следует отметить, что к началу 2007 года был принят такой важный акт как Положение об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы. Кроме этого, в связи с принятием Федерального закона от 3 апреля 2006 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» в статью 141 УИК РФ были внесены изменения, которыми были сняты возрастные ограничения для несовершеннолетних осужденных в области образования. Следует сказать о качественно ином подходе законодателя при регулировании вопросов отбывания наказания. После передачи уголовно-исполнительной системы из ведения МВД РФ в 43 См.: Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 19992000 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270) (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.1999 № 1406, от 09.02.2000 № 112, от 09.02.2000 № 113, от 20.04.2000 № 361, от 24.07.2000 № 550, от 28.07.2000 № 574, от 30.12.2000 № 1043) // Справочная правовая система «Гарант». 44 См. более подробно: Постановление Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 636 «О Федеральной целевой программе «Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы» (с изменениями от 9 июня 2005 г.) // Справочная правовая система «Гарант». 36 методов
Стр.36
ведение Минюста России (с чего и началось реформирование уголовноисполнительной системы) наблюдается тенденция по улучшению условий отбывания наказания и обеспечения гарантированности конституционных прав данной категории граждан. Так, например, впервые в истории уголовноисполнительного законодательства администрации исправительного учреждения прямо предписано оказывать содействие осужденным в получении среднего (полного) общего и высшего профессионального образования. Еще одним важным решением явилась передача профессиональных образовательных учреждений в исправительных учреждениях в ведение ФСИН России, что позволило улучшить материально-техническую базу этих учреждений. В целях дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы, соблюдения прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, приведения условий их содержания в соответствие с законодательством Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)». Присоединение Российской Федерации к Уставу Совета Европы и к Конвенции о защите прав человека и основных свобод актуализировало задачу приведения уголовно-исполнительной системы в соответствие с правовыми стандартами Совета Европы, которые в последние годы претерпели значительные изменения относительно содержания тюремного управления и обращения с заключенными (подследственными, осужденными). В январе 2006 г. в новой редакции были приняты Европейские пенитенциарные правила. Их положения базируется на решениях Европейского Суда по правам человека, применяющего Европейскую конвенцию по защите прав человека для защиты основных прав заключенных и использования международных стандартов обращения с заключенными, которые содержатся в рекомендациях Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. 37
Стр.37
Подписание Российской Федерацией ряда международных договоров, касающихся обеспечения прав и законных интересов заключенных, диктует необходимость неуклонного внедрения международных стандартов обращения с заключенными в практику исполнения наказаний. Важнейшей тенденцией развития уголовно-исполнительного законодательства является расширение прав и свобод осужденных граждан Российской Федерации. В связи с этим необходимо рассмотреть некоторые положения, касающиеся правового положения осужденных к лишению свободы. Уголовное наказание в виде лишения свободы представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающую большое влияние на правовой статус граждан Российской Федерации. Поэтому в уголовно-исполнительном законодательстве устанавливаются основы правового положения осужденных, согласно которым осужденные не теряют гражданства Российской Федерации и, соответственно, правового статуса гражданина, гарантированного Конституцией Российской Федерации. Сохранение за осужденными правового статуса гражданина РФ имеет большое социальное, воспитательное и политическое значение. Такой подход российского законодательства, базирующийся на конституционном положении о том, что «общество и государство утверждает права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность»45, основывается на международно-правовых актах. Так, например, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными прямо предлагается считать осужденных к лишению свободы не исключенными из общества, а остающимися его членами46. Сохранение за осужденными к лишению свободы общего правового статуса граждан Российской Федерации имеет большое значение, так как 45 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237. 46 См.: Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 См.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция, 1992 г. № 2. С. 19. 38
Стр.38
исходной позицией российского законодательства, проникнутого гуманизмом, является сохранение за лицами, лишенными свободы, гражданской правосубъектности47. Признание осужденного гражданином государства, как справедливо отмечал А.И. Бойцов, является необходимой предпосылкой отношения к нему как к субъекту гражданских прав и обязанностей, а не бесправной личности, заслуживающей любого обращения48. В отличие от ранее действовавшего ИТК РСФСР 1970 г., где приводилось лишь общее определение правового положения осужденных, действующий УИК РФ уделил этому вопросу целую главу, которая называется «Правовое положение осужденных». Такой подход свидетельствует об изменении политики России относительно исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными и приближении данной сферы государственной деятельности к мировым стандартам. В настоящее время правовой статус осужденных, их основные права и обязанности закреплены законом, а не на уровне преимущественно ведомственных нормативных правовых актов. Это обстоятельство имеет исключительно важное значение, в том числе и в аспекте неукоснительного соблюдения законности49. В ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве правовое положение осужденных определялось с учетом ограничений, предусмотренных законодательством для осужденных, а также вытекающих из приговора суда и режима отбывания конкретного вида наказания. Из УИК РФ два последних вида ограничений исключены, поскольку они допускают произвольное и весьма расширительное их толкование, что и происходило ранее, когда ведомственные нормативные акты устанавливали различные 47 См.: Долженкова Г.Д. Правовое регулирование и организация социального обеспечения осужденных к лишению свободы. Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 22. 48 См.: Советское исправительно-трудовое право. Под ред. Н.А. Беляева, B.C. Прохорова. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989. С. 193. 49 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. д.ю.н., проф. А.И. Зубкова. - 2-е изд., перераб. - М.: ООО «Издательство НОРМА», 2005 г. 39
Стр.39
правоограничения, объясняя это необходимостью укрепления режима отбывания наказания. Теперь подобное исключено в принципе. Достижение целей исполнения любых видов наказания, как в России, так и в других странах обеспечивается тем, что осужденные остаются гражданами своего государства. В этом заключается сущность их правового положения. Как уже отмечалось, во многих международных актах, в том числе и в ст. 6 Всеобщей декларации прав человека провозглашено положение о том, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Вместе с тем, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственных правил общежития, здоровья, законных прав и интересов других людей». Кроме норм международного законодательства, данные положения закреплены и в Конституции РФ (ч. 3 ст. 55). Более того, в ч. 2 ст. 55 Основного закона России предусматривается, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Особенности правового положения осужденных выражаются в ограничении их прав и обязанностей как граждан государства и наделении их специфическими правами и обязанностями, свойственными назначенной им мере уголовно-правового характера на период ее исполнения. Наибольшим ограничениям подвергаются лица, приговоренные к лишению свободы. Эти ограничения содержатся в уголовных, уголовнопроцессуальных, уголовно-исполнительных и других нормативных актах, например, в Конституции РФ, законах о гражданской, воинской обязанности и военной службе, образовании и др. Но в любом случае лишение или временное ограничение виновного в одном или нескольких правах изменяет правовой статус его личности. Поскольку правовой 40 статус личности представляет собой самостоятельную социально-политическую ценность, постольку ответ на
Стр.40

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.