БИБЛИОТЕЧНЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
Дидактическое пособие
МОСКВА
2 0 0 1
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Серия "Современная библиотека"
БИБЛИОТЕЧНЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
Дидактическое пособие
для вузов и колледжей культуры и искусств
по специальности 05.27.00
“Библиотековедение и библиография”,
а также системы переподготовки и повышения
квалификации библиотечно-информационных
кадров
Под общей редакцией проф. В. К. КЛЮЕВА (отв. за выпуск)
и проф. И.М.СУСЛОВОЙ
Москва
2001
Стр.2
Программа и дидактические материалы утверждены и рекомендованы
к изданию кафедрой библиотековедения
Московского государственного университета культуры и искусств
Авт оры — с о с т авит ели :
профессора В.К.КЛЮЕВ, А.И.ПАШИН, И.М.СУСЛОВА;
доценты Н.Ю. ДЕМЕНТЬЕВА, И.И. МАКАРОВА;
при участии директора Белгородской ОГУНБ
Н.Т. ЧУПРИНОЙ
Р е ц ен з ен ты:
Т.Я. Кузнецова — заведующая кафедрой библиотековедения и информатики Академии
переподготовки работников искусства, культуры и туризма, профессор;
И.Б. Михнова — директор ЦБС "Киевская" (Москва), Президент Межрегиональной
ассоциации деловых библиотек, кандидат педагогических наук;
Т.В. Разенкова — заведующая кафедрой менеджмента Московского государственного
университета культуры и искусств, профессор
Библиотечный менеджмент: Дидактическое пособие / М-во культуры РФ; Моск. гос.
ун-т культуры и искусств; Под общ. ред. В.К. Клюева (отв. за выпуск) и И.М. Сусловой.
— М., 2001. — 208 с.
В пособие включены детализированная эксклюзивная программа базового учебного
курса, а также методически апробированные планы семинарских занятий ("круглых
столов"), задания проблемного практикума, ситуационные задачи и деловые игры,
тематические и комплексные тесты, вопросы для самоконтроля, перечень возможных
учебно-прикладных исследований, рекомендательный библиографический список. В
приложении помещены справочные материалы, а также учебно-инновационные
разработки практической Школы библиотечного менеджера (Белгородская ОГУНБ).
Книга дидактически интерпретирует и дополняет ряд выпущенных в 1999—2000 гг. ИПО
"Профиздат" в серии "Современная библиотека" учебных пособий, в частности:
"Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности", "Менеджер
библиотеки", "Управленческий учет в библиотеке" и др.
Издание ориентировано на разноуровневую систему профессионального образования
библиотечно-информационных кадров. Изучение и поэтапное освоение представленных
учебных блоков обеспечивает успешное овладение необходимыми современным
специалистам знаниями и навыками для уверенного принятия ситуационно правильных
решений на различных участках библиотечной работы.
© Коллектив авторов, 2001
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА . . . . . . . . . . .
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА . . . . . . . . . . . . . . .
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ . . . . . . . . . . . . . . . .
I. Планы семинарских занятий («круглых столов») . . . . . . . . .
II. Практические задания (практикум) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
III. Ситуационные задачи и деловые игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
IV. Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
V. Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
VI. Тестовые вопросы для выборочного контроля знаний . . . .
VII. Примерная тематика курсовых и дипломных работ
(учебных исследований) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
VIII. Рекомендательный список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Справочные материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
II. Руководитель библиотеки: проблемно- ситуационный подход
(из практики директора Белгородской ОГУНБ) . . . . . . . . . . . .
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебная дисциплина “Библиотечный менеджмент” сформировалась в начале 1990-х
гг. и отразила новые подходы в понимании и интерпретации важнейших положений
теории управления и практики руководства отечественными библиотеками различных
типов и видов.
Составленная в 1993 г. первая учебная программа по библиотечному менеджменту
основывалась на принципиально иной концепции управления, однако во многом
сохраняла прежние представления о структуре и содержании курса. Данные программнометодические
материалы базируются на концепции курса "Библиотечный менеджмент",
разработанной и успешно опробованной одноименной предметно-методической
комиссией кафедры библиотековедения МГУКИ, а затем впервые развернуто
представленной в авторском варианте программы (1998 г.)*. Курс обогатился
отсутствовавшими ранее разделами и темами, отразил ряд дискуссионных позиций, обрел
большую четкость и содержательность, что было позитивно воспринято студентами,
коллегами из других учебных заведений**, а также заинтересованными практиками.
Отметим, что эволюция вузовского библиотековедческого курса, рассматривающего
управленческие аспекты профильной деятельности, показывает, что объект его изучения
трансформировался постепенно. Первоначально дисциплина называлась “Организация
библиотечного дела в СССР” (1930—1950-е гг.), потом получила более конкретное
наименование —”Организация работы советской библиотеки” (1960-е гг.). В программе
курса, как и в учебнике основоположника этого раздела библиотековедения проф. И. М.
Фрумина (“Организация работы советской библиотеки”.— М.: Книга, 1969), отразились
два превалирующих принципа. Первый, официальный, согласно которому для освоения
частных проблем необходимо изучение глобальных вопросов, поэтому главным в курсе
было управление библиотечным делом. Второй —преувеличение организационного фактора,
когда вся управленческая деятельность рассматривалась через призму организации.
В 1970 — 1980-е гг. в программах комплексного курса “Организация и управление
библиотечным делом” (с последующей модификацией “Организация, экономика и
управление библиотечным делом”), позже — учебной дисциплины “Управление
библиотечным делом”, а также во втором издании классического учебника И.М. Фрумина
“Библиотечное дело: организация и управление” (М.: Книга, 1980) опять доминировали
оба принципа, а управление библиотечным делом стало центральным и самодовлеющим
объектом изучения. Такой подход вполне закономерен, поскольку отражал идеологию
библиотечной политики того времени.
После устранения иерархических централизованных структур командноадминистративной
системы (приоритетной задачи периода “перестройки” конца 1980-х
гг.) на первый план выдвинулась задача созидательная: обретение библиотекой статуса
самостоятельного субъекта управления.
Становление конструктивной современной концепции управления связывается
многими российскими библиотековедами с б и б ли о т е чным ме н е джмен т ом,
* Библиотечный менеджмент: Программа курса для вузов и колледжей культуры и искусства / М-во культуры РФ;
Моск. гос. ун-т культуры; Под общ. ред. В.К. Клюева и И.М. Сусловой. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1998.
— 24 с.
** Авторы благодарны проф. А.Н. Ванееву (СПбГУКИ) и доц. Ю.Б. Авраевой (ВСГАКИ) за ценные советы и
конструктивные замечания по структуре и содержанию курса, высказанные после публикации этой программы.
Стр.5
который характеризуется как интернациональная область знаний и опыта, требующая
вдумчивого освоения общих для всех стран принципов и закономерностей эффективного
управления библиотечной деятельностью при одновременном сохранении своеобразия не
только национального стиля и организации, но и каждого субъекта управления.
Важнейшая задача библиотечного менеджмента в нашей стране состоит в том, чтобы
включить всю совокупность имеющихся средств в процесс реформ и использовать их.
Интеграция России с мировым сообществом предопределяет обогащение отечественной
теории управления концепцией менеджмента развитых стран. Например, краеугольный камень
зарубежного менеджмента — активизация человеческого фактора приобретает
исключительную актуальность в современных условиях развития библиотечного дела. Кроме
того, подготовка библиотечно-информационных кадров в России должна соответствовать
международным образовательным стандартам, предусматривающим, в частности, изучение
технологии менеджмента применительно к специфике профессиональной деятельности.
Основные задачи курса “Библиотечный менеджмент”: вооружить специальными
знаниями, умениями и навыками в области теории и практики профильного управления;
раскрыть возможности и перспективы менеджерской деятельности в библиотечноинформационных
учреждениях; обучить методам анализа, планирования и мотивации
библиотечного труда, управления материальными, финансовыми, технологическими и
кадровыми ресурсами библиотеки.
Своеобразие условий формирования отечественного библиотечного менеджмента
предопределило некоторые особенности курса. Материал структурно соотнесен с
основными управленческими функциями (планированием, контролем, организацией и
мотивацией) на базе которых образованы тематические комплексы, раскрывающие
инновационные подходы и современные достижения в теории и практике управления
библиотекой.
Дисциплина “Библиотечный менеджмент” изучается всеми студентами
библиотечно-информационных факультетов вузов в течение трех семестров (по
пятилетнему плану МГУКИ — на VI—VIII сем.) по единой программе. Общий объем
курса — 86 академических часов (в том числе лекции — 36 час., семинары — 36 час.,
практические занятия —14 час.). Важное место отводится самостоятельной работе с
документальными и литературными источниками, знакомству с практикой управления
конкретными библиотеками.
В качестве форм контроля знаний предусмотрены промежуточные зачет и экзамен, а
также итоговый экзамен. Широко используются тестирование, деловые игры, решение
управленческих ситуаций и другие активные методы.
По проблематике учебного предмета выполняются две контрольные работы,
проводится производственная практика; возможна подготовка курсовых и выпускной
дипломной работ.
Слушателями системы переподготовки и повышения профессиональной
квалификации курс "Библиотечный менеджмент" осваивается в соответствии с
реализуемыми учебными планами.
Настоящее п о с о би е вк люча е т тематический план и базовую программу
учебного курса, адаптированные с учетом современного уровня развития дисциплины
"Библиотечный менеджмент", последних библиотековедческих концепций и достижений
библиотечно-информационной практики. Авторами использован блочно-модульный
принцип построения материала, что позволило акцентировать дидактическую
Стр.6
составляющую, интенсифицировать образовательный процесс, придать профильной
подготовке опережающий импульс (в частности за счет предоставляемой возможности
выбора альтернативных форм взаимодействия педагога с обучающимися). Помещенные в
книге методические разработки семинарских занятий ("круглых столов") и практических
заданий, ситуационных задач и деловых игр, а также тестов в русле проблематики курса
имеют перспективную направленность, активизируют творческий потенциал и помогают
максимально индивидуализировать обучение. Предполагается вариативный подход к их
освоению, исходя из поставленных учебных целей, профессиональной подготовки
аудитории, тематического плана курса для конкретной специализации и формы обучения,
лимита академических часов, учебной базы.
В помощь внеаудиторной работе обучающихся в пособии приводятся селективные
вопросы для самоконтроля, тематика возможных курсовых и дипломных исследований,
рекомендательный список основной и дополнительной литературы.
В качестве приложения включены справочные материалы, а также учебноинновационные
разработки практической Школы библиотечного менеджера. Наряду с
фундаментальным библиотековедческим курсом "Библиотечный менеджмент", овладение
организационно-управленческими, правовыми и экономическими профессиональными
знаниями, навыками маркетингового мышления, технологиями фандрейзинга
осуществляется в рамках дисциплин специализации и мобильных курсов по выбору. В
этой связи некоторые частные вопросы управления библиотечно-информационной
деятельностью не получили в нашем пособии детального отражения, чтобы избежать
неоправданного дублирования.
Материал данной книги позволяет дидактически интерпретировать ряд специальных
учебных изданий: Суслова И.М. "Основы библиотечного менеджмента" (М.: Либерея,
2000); Клюев В.К., Ястребова Е.М., "Маркетинговая ориентация библиотечноинформационной
деятельности" (М.: Профиздат, 1999); Суслова И.М. "Менеджер
библиотеки: требования к профессии и личности" (М.: Профиздат, 2000); Суслова И.М.,
Манилова Т.Л. "Управленческий учет в библиотеке" (М.: Профиздат, 2000); Клюев В.К.
"Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки" (М.: Изд-во МГУК;
Либерея, 1998).
Примерный тематический план курса
В том числе:
Наименование разделов и тем
I
Вв е д е н и е
Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ
БИБЛИОТЕЧНОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
Тема 1. Эволюция
менеджмента
и формирование концепции
библиотечного менеджмента
Всего
часов
II
1
лекций
III
1
семинаров
IV
—
практических
занятий
V
—
6
2
4
—
Стр.7