Она включает важнейшие разделы курса: свойства и
структура ландшафтов, эстетика
ландшафтов, краткий исторический обзор садовопаркового искусства, эстетические факторы и основы ландшафтной композиции, элементы
ландшафтной композиции, основные объекты ландшафтного проектирования, основные
понятия и методы ландшафтного проектирования, состав и содержание работ по
проектированию объектов ландшафтной архитектуры. <...> Эстетические факторы и основы ландшафтной композиции …… 113 <...> Он многослоен и вмещает в себя некие поверхности - формы рельефа (часть
равнины, холмы, долины), сложенные теми или иными горными породами
(песками, глинами, известняками и т.п.), перекрытые почвенным покровом
(бурые
лесные,
лугово-черноземовидные,
буротаёжные
почвы),
образовавшимся за многие столетия под определенным видом растительности
(хвойные и широколиственные леса, луга, болота). <...> Она включает в себя морфологически хорошо выраженные на
местности природные и хозяйственные элементы (формы рельефа, поля,
лесные массивы и острова, водоемы, лесополосы, строения, дороги, заводы,
17
поселения, карьеры и т.д.), определяющие пейзажное (внешнее, визуально
ограниченное) своеобразие территории (Казаков, 2007). <...> Гармонически организованный пейзажный облик ландшафта – объект
эстетического восприятия и главный «учитель» понимания прекрасного
(Николаев, 2005). <...> По границам
ландшафтов проходят рубежи разных по литологии (состав и структура горных
пород) и возрасту горных пород: в Корсаковском ландшафте – скальные горные
породы (гранитоиды, андезиты, риолиты и их туфы) мезозой-палеозойского
возраста; в Амуро-Зейском и пойменном нижнезейском – рыхлые осадочные
породы (галечники, пески, глины, супеси) кайнозойского возраста. <...> По рельефу
ландшафты различаются следующим образом: Корсаковский и Амуро-Зейский
ландшафты имеют расчлененный рельеф на абсолютных высотах 135-230 м;
пойменный нижнезейский ландшафт представляет собой низкую и плоскую <...>
Ландшафтное_проектирование__учебное_пособие.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
АМУРСКИЙ ФИЛИАЛ БОТАНИЧЕСКОГО САДА-ИНСТИТУТА
И. Г. БОРИСОВА
ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
I.G.BORISOVA
LANDSCAPE PROJECTING
Учебное пособие
Благовещенск
Издательство АмГУ
2011
7
Стр.1
Сколько я видел прекрасных мест! И при всем том смотрю на новые с самым
живейшим удовольствием».
Выбор видовых точек и видовых маршрутов - одна из ответственных
операций при эстетическом обустройстве (дизайне) курортных зон, районов
познавательного и спортивного туризма, городов и др. Ландшафтное
планирование национальных парков обязательно включает эстетически
осмысленное проложение и закрепление троп и площадок пейзажного обзора.
Взаимосвязанные в единой системе, они формируют каркас эстетического
восприятия ландшафта.
Рис. 25. Пример смены пейзажных картин по маршруту (Боговая, Фурсова, 1988).
Видовые точки и видовые маршруты оцениваются не только с
эстетических позиций. Их необходимо анализировать и в экологическом
отношении. Они должны быть сравнительно доступны для массового
посетителя и достаточно комфортны для его пребывания в течение
определенного времени. Можно лишь вообразить, какая величественная
картина Гималаев открывается с вершины Эвереста. Но ледяной пик
покоряется лишь самым отважным и опытным альпинистам, а
201
Стр.78
которые могут нарушить или отвлечь внимание от главного. Для получения
полного и свежего восприятия картины кроме правила не дробить впечатления
отвлекающими моментами необходимо учитывать закон новизны, т. е. не
вносить элементов, повторяющих впечатление, ибо оно никогда в полной мере
не будет равно первоначальному. Новизна обостряет восприятие и возбуждает
эмоции.
Для парков характерна многоплановость построения пейзажа и
периодическая смена картин, раскрывающихся перед посетителем при
прогулке. Примерами многоплановых композиций могут служить, например,
пейзажи в Павловском парке. Красота этих парков обусловлена, прежде всего,
великолепными экземплярами отдельно стоящих деревьев на обширных
газонах.
Движение дает возможность рассматривать постепенно
разворачивающиеся парковые пейзажи с различных точек обзора. Решению
этой задачи отвечает, в частности, так называемый сценарный метод
построения пейзажа, предусматривающий периодическую смену
композиционных акцентов эмоциональными паузами, т. е. сравнительно
маловыразительными участками протяженностью примерно 100- 150 м.
Очень важно обеспечить сохранение задуманных форм пространства
парка в течение достаточно длительного периода времени, исчисляемого как
минимум десятилетиями. В этой связи роль ландшафтных проектировщиков
является незаменимой не только в процессе строительства, но и в дальнейшей
жизни парка. Полностью учесть всю динамику изменения посадок (быстрое
развитие одних пород, постепенная их смена другими медленно растущими, но
более долговечными, неизбежный отпад отдельных экземпляров и т. п.) в
процессе проектирования практически невозможно.
2.3.4. Малые архитектурные формы
Малые архитектурные формы создаются для комфортного и
целесообразного пребывания людей и эстетически оформленного ландшафта.
303
Стр.180