Е. Н. Ежова,
Ставропольский государственный университет
Трансформация артефактов культуры
в медийно-рекламном пространстве
Реклама прочно заняла в современной культуре место одного из
главных смыслообразующих оснований. <...> В современном мире роль, которую
прежде играли идеология и искусство, в определенном смысле играет
рекламный дискурс; посредством него осуществляется манипулирование
массовым
сознанием
этноса
в
коммерческих
целях,
внедряются
и
формируются новые культурные приоритеты и пристрастия, создаётся
«идеальный»
виртуальный
мир,
к
которому,
как
утверждается
в
соответствующих рекламных текстах, следует стремиться каждому. <...> Сегодня
реклама является наиболее выразительным примером сближения искусства,
идеологии и средств массовой информации с повседневностью и тем самым с
жизненным миром. <...> Она
аккумулирует чувства и опыт всего общества. <...> Получив наиболее интенсивное развитие в последней четверти ХХ
века, реклама впитала в себя черты той эпистемологической реальности,
которая была сформирована в результате развития новых возможностей
телекоммуникации, глобализации масс-медиа и коррелирующего с этими
процессами становления постмодернизма, ставшего точкой пересечения
структуры идей научно-технологической и социокультурной парадигм. <...> По выражению Т. А. Дьяковой, «в постмодернистской картине мира нет
места искусству вообще, нет потребности преобразовать окружающее
человека в художественный универсум, нет целостного мироощущения. <...> В последней четверти ХХ века, ознаменованной и бурным развитием в
России рекламы, постмодернизм приобрел эпистемологические черты, став
точкой
пересечения
структуры
идей
научно-технологической
и
социокультурной парадигм. <...> По выражению одного из ведущих российских
исследователей постмодернизма И. Ильина <...> Сформировавший в
последние десятилетия XX-го века «особый, специфический менталитет» и
ставший
«новым
цементом
массового
сознания»,
постмодернизм <...>
Трансформация_артефактов_культуры_в_медийно-рекламном_пространстве.pdf
Е. Н. Ежова,
Ставропольский государственный университет
Трансформация артефактов культуры
в медийно-рекламном пространстве
Реклама прочно заняла в современной культуре место одного из
главных смыслообразующих оснований. В современном мире роль, которую
прежде играли идеология и искусство, в определенном смысле играет
рекламный дискурс; посредством него осуществляется манипулирование
массовым сознанием этноса в коммерческих целях, внедряются и
формируются новые культурные приоритеты и пристрастия, создаётся
«идеальный» виртуальный мир, к которому, как утверждается в
соответствующих рекламных текстах, следует стремиться каждому. Сегодня
реклама является наиболее выразительным примером сближения искусства,
идеологии и средств массовой информации с повседневностью и тем самым с
жизненным миром. Рефлексия по поводу тенденций этого сближения
отчетливо просматривается в постмодернистских изысканиях. По мысли
М. Маклюэна, реклама – это спрессованный образ современности. Она
аккумулирует чувства и опыт всего общества. В идеале реклама стремится к
гармонии человеческих импульсов и желаний, к интеграции общества вокруг
общих целей.
Получив наиболее интенсивное развитие в последней четверти ХХ
века, реклама впитала в себя черты той эпистемологической реальности,
которая была сформирована в результате развития новых возможностей
телекоммуникации, глобализации масс-медиа и коррелирующего с этими
процессами становления постмодернизма, ставшего точкой пересечения
структуры идей научно-технологической и социокультурной парадигм.
Единство способов восприятия действительности в рекламе и СМИ как
Стр.1
Библиографический список:
1.
1989. – 615 с.
3.
Алефиренко, Н. Ф. Медиадискурс – modus vivendi на рубеже XX – XXI вв. /
Н. Ф. Алефиренко // Вестник Вятского государственного гуманитарного ун-та. – Киров,
2009. – № 4(2). – С. 30–32.
2.
Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. – М. : Прогресс,
Бодрийар, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийар ; пер. с фр. – М. : РУДОМИНО,
2001. – 223 с.
4. Бурстин, Д. Американцы: демократический опыт : монография / Д. Бурстин ; пер.
с англ. – М. : Издательская группа «Прогресс» – «Литера», 1993. – 832 с.
5.
Волошин, М. А. Аполлон и мышь (творчество Анри де Ренье) / М. А.
Волошин // Лики творчества / М. А. Волошин. – М. : Наука, 1988. – С. 165–191.
6. Галумов, Э. А. Имиджи российского консьюмеризма / Э. А. Галумов //
Аналитический центр Юрия Левады, 2004 – URL : http://levada-center.ru/interrelations.html.
– (Дата обращения : 12.12.2009).
7.
Грошев, И. В. Гендерные образы рекламы / И. В. Грошев // Вопросы
психологии. – 2000. – № 6. – С. 38–49.
8. Грошев, И. В. Полоролевые стереотипы в рекламе / И. В. Грошев //
Психологический журнал. – 1998. – № 3. – URL : http://www.psyfactor.org/recl5.htm. –
(Дата обращения : 10.11.2009).
9.
Демин, В. Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси / В. Н. Демин.
– М. : Вече, 1999. – 560 с.
10. Диттмар, Х. Экономические представления подростков / Х. Диттмар //
Иностранная психология. – 1997. – № 9. – С. 25–36
11.
Дьякова, Т. А. Онтологические контуры пейзажа: опыт смыслового
странствия : монография / Т. А. Дьякова. – Воронеж : Изд-во Воронежского
государственного ун-та, 2004. – 168 с.
12.
Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция
научного мифа / И. П. Ильин. – М. : Интрада, 1998. – 255 с.
13. Ковриженко, М. К. Креатив в рекламе / М. К. Ковриженко. – СПб. : Питер,
2004. – 256 c.
14. Мансурова, В. Д. Журналистская картина мира как тип социокультурной
реальности : дис. … д-ра филос. наук / В. Д. Мансурова. – Барнаул, 2003. – 275 с.
15. Утехин, И. В. На всякого мудреца найдется ключ к сердцу / И. Утехин //
Рекламные идеи. – 2007. – № 5. – URL : http://www.advi.ru /archive/article.php3?pid=391. –
(Дата обращения : 10.12.09).
16.
Гештальт и действительность / О. Шпенглер ; пер. с нем. – М. : Мысль, 1993. – 663 с.
18. Эко, У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна /
У. Эко // Философия эпохи постмодерна / под ред. А. Р. Усмановой. – Минск, 1996. – С.
48–73.
Фортунатов, А. Н. Взаимодействие субъектов социальной коммуникации в
медиареальности : автореф. дис. … д-ра филол. наук / А. Н. Фортунатов. – Нижний
Новгород, 2009. – 40 с.
17. Шпенглер, О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. – Т. 1.
Опубл.: Реклама и искусство: Сборник научных трудов - Вронеж: ВГУ, 2011. - С. 75-94.
Стр.21