Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Метатекст о звуке в творчестве О. Мандельштама как посылка к самоинтерпретации (110,00 руб.)

0   0
Первый авторЕжова Елена Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц25
ID137187
АннотацияМетатекстовые данные в творчестве О. Мандельштама выявляются в самих поэтических и в прозаических текстах поэта. Иннективный метатекст содержится, по мнению автора, в стихотворениях, тематизирующих поэтическое творчество, язык, слово («Sielentium» (1912), «Раковина» (1911), «Сеновал» (1922), «Восьмистишья» (1933–1935) и др.) и др. В качестве сепаративных метатекстов автор рассматривает культурологические тексты О.Мандельштама «Утро акмеизма» (1913), «Скрябин и христианство» (1915), «Слово и культура» (1921), «О природе слова» (1921– 1922), «Vulgata» (1923) и прежде всего «Разговор о Данте» (1923).
Кому рекомендованоДля научных работников, литературоведов, филологов, преподавателей и студентов филологических факультетов.
УДК821.161.1.0
ББК84(2Рос=Рус)
Ежова, Е.Н. Метатекст о звуке в творчестве О. Мандельштама как посылка к самоинтерпретации : статья / Е.Н. Ежова .— : [Б.и.], 1999 .— 25 с. — библиогр.: с. 24-25 (24 назв.) .— URL: https://rucont.ru/efd/137187 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

является саморефлективным; в ав- токомментариях поэта содержится авторский код, анализ которого позволяет определить объективные данные о творческих принципах художника. <...> выявляются в самих поэтических текстах как вертикальная цепь высказываний о самом высказывании [3. <...> В первом случае можно говорить об иннекгивном (лат. innecto – вплетаю) метатексте, во-втором – о сепаративном (лат. separates – отделенный) метатексте [22. <...> Иннективный метатекст содержится как в стихотворениях О.Мандельштама <...> , тематизирующих поэтическое творчество, язык, слово («Sielentium» (1912), «Раковина» (1911), «Сеновал» (1922), «Восьмистишья» (1933–1935) и др.), так и в других стихотворениях, в которых метатекстовые данные обнаруживаются в системе тропов, фигур, символов и интертекстуальных показателей, отсылающих исследователя к определенным поэтическим традициям. <...> В качестве сепаративных метатекстов нами рассматриваются культурологические тексты О.Мандельштама <...> складываются в целостную стройную метатеорию поэзии, которая характеризуется, с одной стороны, системностью идей, формирующих целостное представление о закономерностях и существенных связях в организации поэтического текста, с другой – синтезом двух противоположных, но взаимодополняющих начал – науки и искусства. <...> , создавая метатеорию творчества с позиций исследователя и художника, использует термины, аккумулирующие культурную традицию (по вертикали) и результаты исследований в параллельных областях знания (по горизонтали), однако он наполняет их новым, ярким метафорическим содержанием. <...> Другими словами, стереотипная семантика термина наполняется нестандгртным, творческим содержанием; происходит как бы смещение семантического центра» термина-основы и «возникновение еще одного символического центра» [1. <...> 36], через который устанавливается связь с другими терминами метатеории поэта. <...> структурируется на специальные термины и термины универсальные (общенаучные, общеэстетические <...>
Метатекст_о_звуке_в_творчестве_О._Мандельштама_как_посылка_к_самоинтерпретации.pdf
Е.Н. Ежова МЕТАТЕКСТ О ЗВУКЕ В ТВОРЧЕСТВЕ О. МАНДЕЛЬШТАМА КАК ПОСЫЛКА К САМОИНТЕРПРЕТАЦИИ Творчество О.Мандельштама является саморефлективным; в автокомментариях поэта содержится авторский код, анализ которого позволяет определить объективные данные о творческих принципах художника. Метатекстовые данные в творчестве О.Мандельштама выявляются в самих поэтических текстах как вертикальная цепь высказываний о самом высказывании [3. С. 404] и в прозаических текстах поэта, планом содержания которых служат язык, слово, поэзия. В первом случае можно говорить об иннекгивном (лат. innecto – вплетаю) метатексте, во-втором – о сепаративном (лат. separates – отделенный) метатексте [22. С.82– 85]. Иннективный метатекст содержится как в стихотворениях О.Мандельштама, тематизирующих поэтическое творчество, язык, слово («Sielentium» (1912), «Раковина» (1911), «Сеновал» (1922), «Восьмистишья» (1933–1935) и др.), так и в других стихотворениях, в которых метатекстовые данные обнаруживаются в системе тропов, фигур, символов и интертекстуальных показателей, отсылающих исследователя к определенным поэтическим традициям. В качестве сепаративных метатекстов нами рассматриваются культурологические тексты О.Мандельштама «Утро акмеизма» (1913), «Скрябин и христианство» (1915), «Слово и культура» (1921), «О природе слова» (1921– 1922), «Vulgata» (1923) и прежде всего «Разговор о Данте» (1923). И сепаративные, и иннективные метатексты О.Мандельштама складываются в целостную стройную метатеорию поэзии, которая характеризуется, с одной стороны, системностью идей, формирующих целостное представление о закономерностях и существенных связях в организации поэтического текста, с другой – синтезом двух противоположных, но взаимодополняющих начал – науки
Стр.1
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Алексеева Л.М. Терминопорождение и творчество в науке // Текст: Стереотип и творчество: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1998. 2. Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки / Опыт феноменологического исследования. М., 1992. 3. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. 4. Городецкий СМ. Некоторые течения в современной русской поэзии // Русская литература XX века: Хрестоматия. М., 1987. 5. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры: Избранные труды по языкознанию. М., 1985. 6. Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика А. Ахматовой и О.Мандельштама: Автореф. дис... д-ра филол. наук. М., 1997. 7. Кулаков В. Просто искусство //Гуманитарный фонд. 1992. № 23 (126). 8. Ланн Ж.-К. Мандельштам и футуризм. Вопрос о зауми в поэтической системе Мандельштама // Столетие Мандельштама: Материалы симпозиума. Tenqfly, 1994. 9. Мандельштам О.Э. Собрание сочинений: В 4 т. Стихотворения. Проза. М., 1993–1994. 10. Мандельштам О.Э. Сочинения: В 2 т. М., 1990. 11. Музыкальная энциклопедия: В 6 т./Гл. ред. Ю.В.Келдыш, М., 1973– 1982. 12. Осип Мандельштам и его время. М., 1995. 13. Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке: Семантика нарратива. М., 1996. 14. Паперно И. О природе поэтического слова. Богословские источники спора Мандельштама с символизмом // Литературное обозрение. 1991. №1. 15. ПотебняАА. Эстетика и поэтика. М., 1976. 16. Ронен О. Заумь за пределами авангарда//Литературное обозрение. 1991.
Стр.24
№12. 17. Ронен О. Осип Мандельштам //Литературное обозрение. 1991. №1. 18. Теория метафоры: Сборник М., 1990. 19. Топоров В.Н. О «психофизиологическом» компоненте поэзии Мандельштама II Топоров В. Н. Миф, ритуал, символ, образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. 20. Флоренский П. У водоразделов мысли // Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. М., 1990. 21. Чернейко Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени. М., 1997. 22. Шаймиев В.А. Композиционно-синтаксичекие аспекты функционирования метатекста в тексте //'Русский текст. 1996. №4. 23. Штайн К.Э. Поэтический текст в научном контексте: Учебное пособие. Ставрополь, 1996. 24. Штайн К.Э. Принципы анализа поэтического текста: Учебное пособие. СПб.; Ставрополь, 1993.
Стр.25

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ