является
саморефлективным;
в
ав-
токомментариях поэта содержится авторский код, анализ которого позволяет
определить объективные данные о творческих принципах художника. <...> выявляются в самих
поэтических текстах как вертикальная цепь высказываний о самом высказывании
[3. <...> В первом случае можно говорить об иннекгивном (лат. innecto –
вплетаю) метатексте, во-втором – о сепаративном (лат. separates – отделенный)
метатексте [22. <...> Иннективный метатекст содержится как в стихотворениях О.Мандельштама <...> ,
тематизирующих поэтическое творчество, язык, слово («Sielentium» (1912),
«Раковина» (1911), «Сеновал» (1922), «Восьмистишья» (1933–1935) и др.), так и в
других стихотворениях, в которых метатекстовые данные обнаруживаются в
системе тропов, фигур, символов и интертекстуальных показателей, отсылающих
исследователя к определенным поэтическим традициям. <...> В качестве сепаративных метатекстов нами рассматриваются культурологические тексты О.Мандельштама <...> складываются в
целостную стройную метатеорию поэзии, которая характеризуется, с одной
стороны, системностью идей, формирующих целостное представление о
закономерностях и существенных связях в организации поэтического текста, с
другой – синтезом двух противоположных, но взаимодополняющих начал – науки
и искусства. <...> , создавая метатеорию творчества с позиций исследователя и
художника, использует термины, аккумулирующие культурную традицию (по
вертикали) и результаты исследований в параллельных областях знания (по
горизонтали), однако он наполняет их новым, ярким метафорическим содержанием. <...> Другими словами, стереотипная семантика термина наполняется нестандгртным,
творческим содержанием; происходит как бы смещение семантического центра»
термина-основы и «возникновение еще одного символического центра» [1. <...> 36],
через который устанавливается связь с другими терминами метатеории поэта. <...> структурируется
на
специальные
термины
и
термины
универсальные
(общенаучные,
общеэстетические <...>
Метатекст_о_звуке_в_творчестве_О._Мандельштама_как_посылка_к_самоинтерпретации.pdf
Е.Н. Ежова
МЕТАТЕКСТ О ЗВУКЕ В ТВОРЧЕСТВЕ
О. МАНДЕЛЬШТАМА КАК ПОСЫЛКА К
САМОИНТЕРПРЕТАЦИИ
Творчество О.Мандельштама является саморефлективным; в автокомментариях
поэта содержится авторский код, анализ которого позволяет
определить объективные данные о творческих принципах художника.
Метатекстовые данные в творчестве О.Мандельштама выявляются в самих
поэтических текстах как вертикальная цепь высказываний о самом высказывании
[3. С. 404] и в прозаических текстах поэта, планом содержания которых служат
язык, слово, поэзия. В первом случае можно говорить об иннекгивном (лат. innecto –
вплетаю) метатексте, во-втором – о сепаративном (лат. separates – отделенный)
метатексте [22. С.82– 85].
Иннективный метатекст содержится как в стихотворениях О.Мандельштама,
тематизирующих поэтическое творчество, язык, слово («Sielentium» (1912),
«Раковина» (1911), «Сеновал» (1922), «Восьмистишья» (1933–1935) и др.), так и в
других стихотворениях, в которых метатекстовые данные обнаруживаются в
системе тропов, фигур, символов и интертекстуальных показателей, отсылающих
исследователя к определенным поэтическим традициям.
В качестве сепаративных метатекстов нами рассматриваются культурологические
тексты О.Мандельштама «Утро акмеизма» (1913), «Скрябин и
христианство» (1915), «Слово и культура» (1921), «О природе слова» (1921– 1922),
«Vulgata» (1923) и прежде всего «Разговор о Данте» (1923).
И сепаративные, и иннективные метатексты О.Мандельштама складываются в
целостную стройную метатеорию поэзии, которая характеризуется, с одной
стороны, системностью идей, формирующих целостное представление о
закономерностях и существенных связях в организации поэтического текста, с
другой – синтезом двух противоположных, но взаимодополняющих начал – науки
Стр.1
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеева Л.М. Терминопорождение и творчество в науке // Текст:
Стереотип и творчество: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,
1998.
2. Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки / Опыт
феноменологического исследования. М., 1992.
3. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
4. Городецкий СМ. Некоторые течения в современной русской поэзии //
Русская литература XX века: Хрестоматия. М., 1987.
5. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры: Избранные труды по
языкознанию. М., 1985.
6. Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и
художественная практика А. Ахматовой и О.Мандельштама: Автореф. дис...
д-ра филол. наук. М., 1997.
7. Кулаков В. Просто искусство //Гуманитарный фонд. 1992. № 23 (126).
8. Ланн Ж.-К. Мандельштам и футуризм. Вопрос о зауми в поэтической
системе Мандельштама // Столетие Мандельштама: Материалы симпозиума.
Tenqfly, 1994.
9. Мандельштам О.Э. Собрание сочинений: В 4 т. Стихотворения. Проза.
М., 1993–1994.
10. Мандельштам О.Э. Сочинения: В 2 т. М., 1990.
11. Музыкальная энциклопедия: В 6 т./Гл. ред. Ю.В.Келдыш, М., 1973–
1982.
12. Осип Мандельштам и его время. М., 1995.
13. Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и
вида в русском языке: Семантика нарратива. М., 1996.
14. Паперно И. О природе поэтического слова. Богословские источники
спора Мандельштама с символизмом // Литературное обозрение. 1991. №1.
15. ПотебняАА. Эстетика и поэтика. М., 1976.
16. Ронен О. Заумь за пределами авангарда//Литературное обозрение. 1991.
Стр.24
№12.
17. Ронен О. Осип Мандельштам //Литературное обозрение. 1991. №1.
18. Теория метафоры: Сборник М., 1990.
19. Топоров В.Н. О «психофизиологическом» компоненте поэзии
Мандельштама II Топоров В. Н. Миф, ритуал, символ, образ. Исследования в
области мифопоэтического. М., 1995.
20. Флоренский П. У водоразделов мысли // Собрание сочинений: В 2 т. Т.
2. М., 1990.
21. Чернейко Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени. М.,
1997.
22. Шаймиев В.А. Композиционно-синтаксичекие аспекты функционирования
метатекста в тексте //'Русский текст. 1996. №4.
23. Штайн К.Э. Поэтический текст в научном контексте: Учебное пособие.
Ставрополь, 1996.
24. Штайн К.Э. Принципы анализа поэтического текста: Учебное пособие.
СПб.; Ставрополь, 1993.
Стр.25