Композиционно-речевое построение и идейное содержание святочного
рассказа Н.С. Лескова («Христос в гостях у мужика», «Старый гений»)
Сепик Г.В.,
доцент, Школа педагогики
ФАОУ ВПО «Дальневосточный
федеральный университет»
К сороковым годам XIX века в русской литературе сформировался литературный
жанр рождественского (святочного) рассказа как особая разновидность повествования,
приуроченного к зимним праздникам Рождества. <...> Святочная традиция обусловила специфические черты жанра рождественского
рассказа: 1) сверхъестественное чудо, происходящее на Рождество, реализуемое не только
через вмешательство высших сил, но и посредством счастливой случайности, удачного
совпадения; 2) религиозное содержательное начало; 3) борьба добра и зла; 4) трехуровневая
организация художественного пространства (три ступени мироздания: ад — земля — рай); 5)
духовный или материальный кризис главного героя, уповающего на чудо; 6) общая
атмосфера чудесного изменения мира или героя; элементы фантастики, внезапные
повествовательные ходы и занимательность; 7) двойственность и карнавальность; 8)
светлый и радостный финал неизменного торжества добра; 9) обрамление основного сюжета
беседой и использование рассказчика как самостоятельного субъекта повествования; 10)
разработка «семейной темы», темы милосердия, примирения и всеобщей любви; 11)
трактовка события в возвышенном тоне и др [2]. <...> Создатель многих святочных рассказов, Н. С. Лесков говорил, что святочная история
«должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования». <...> Писатель не только объединил несколько своих рассказов в специальный святочный
сборник, но и сделал святочный рассказ объектом теоретического осмысления, поскольку
считал актуальным для своего творчества создание «системы подвижных, изменчивых,
постоянно развивающихся и обновляющихся видов и жанров» [3]. <...> Фольклор и литература
сохранили немало таких повествований <...>
Композиционно-речевое_построение_и_идейное_содержание_святочного_рассказа_Н.С._Лескова_(«Христос_в_гостях_у_мужика»,_«Старый_гений»).pdf
Композиционно-речевое построение и идейное содержание святочного
рассказа Н.С. Лескова («Христос в гостях у мужика», «Старый гений»)
Сепик Г.В.,
доцент, Школа педагогики
ФАОУ ВПО «Дальневосточный
федеральный университет»
К сороковым годам XIX века в русской литературе сформировался литературный
жанр рождественского (святочного) рассказа как особая разновидность повествования,
приуроченного к зимним праздникам Рождества. Атмосфера великого праздника
поддерживалась особым содержанием «святых» дней, или Святок, когда «мы, празднуя
рождение Христа, должны возгреть в себе решимость возродиться от жизни греховной к
жизни святой и богоугодной [1]».
Святочная традиция обусловила специфические черты жанра рождественского
рассказа: 1) сверхъестественное чудо, происходящее на Рождество, реализуемое не только
через вмешательство высших сил, но и посредством счастливой случайности, удачного
совпадения; 2) религиозное содержательное начало; 3) борьба добра и зла; 4) трехуровневая
организация художественного пространства (три ступени мироздания: ад — земля — рай); 5)
духовный или материальный кризис главного героя, уповающего на чудо; 6) общая
атмосфера чудесного изменения мира или героя; элементы фантастики, внезапные
повествовательные ходы и занимательность; 7) двойственность и карнавальность; 8)
светлый и радостный финал неизменного торжества добра; 9) обрамление основного сюжета
беседой и использование рассказчика как самостоятельного субъекта повествования; 10)
разработка «семейной темы», темы милосердия, примирения и всеобщей любви; 11)
трактовка события в возвышенном тоне и др [2].
Создатель многих святочных рассказов, Н. С. Лесков говорил, что святочная история
«должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования».
Писатель не только объединил несколько своих рассказов в специальный святочный
сборник, но и сделал святочный рассказ объектом теоретического осмысления, поскольку
считал актуальным для своего творчества создание «системы подвижных, изменчивых,
постоянно развивающихся и обновляющихся видов и жанров» [3].
Мастер «сказа», Н. Лесков нередко надевал на себя «маску» святочного рассказчика,
повествующего о том, что случилось на святках в прежние времена. Фольклор и литература
сохранили немало таких повествований, утверждая примеры святой добродетельной жизни.
Эти устные святочные рассказы (былички) и стали прообразом литературного святочного
рассказа. И, возможно, из этого источника черпал Лесков занимательные сюжеты для своих
литературных святочных «быличек».
В нашей статье мы попытаемся проанализировать композиционно-речевое
построение и идейное содержание двух рассказов Н. Лескова – «Христос в гостях у мужика»
и «Старый гений» [4].
Первый рассказ в определенной степени восходит к фольклорной народной быличке,
так как в заголовке делается намёк на историю простого человека из народа – «мужика».
Святочный рассказ «Христос в гостях у мужика» построен по принципу сказовой
композиции: «авторское слово» мотивирует введение рассказчика, «старого сибиряка»,
(«Настоящий рассказ о том, как сам Христос приходил на Рождество к мужику в гости и
чему его выучил, я сам слышал от одного старого сибиряка, которому это событие было
близко известно. Что он мне рассказывал, то я и вам передам его же словами») и вводит в
структуру текста его монолог, внутри которого выстраиваются диалоги персонажей рассказа.
Рассказчик с этого момента выступает как самостоятельный субъект повествования, а
все описываемые события подаются и оцениваются с его точки зрения: «Наше место
Стр.1