Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636225)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Композиционно-речевое построение и идейное содержание святочного рассказа Н.С. Лескова («Христос в гостях у мужика», «Старый гений»)

0   0
Первый авторСепик Галина Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID136850
АннотацияК сороковым годам XIX века в русской литературе сформировался литературный жанр рождественского (святочного) рассказа как особая разновидность повествования. Писатель не только объединил несколько своих рассказов в специальный святочный сборник, но и сделал святочный рассказ объектом теоретического осмысления, поскольку считал актуальным для своего творчества создание «системы подвижных, изменчивых, постоянно развивающихся и обновляющихся видов и жанров».
Кому рекомендованоДля литературоведов, преподавателей и студентов филологических факультетов.
УДК821.161.1.0
ББК83
Сепик, Г.В. Композиционно-речевое построение и идейное содержание святочного рассказа Н.С. Лескова («Христос в гостях у мужика», «Старый гений») / Г.В. Сепик .— статья .— : [Б.и.] .— 7 с. — URL: https://rucont.ru/efd/136850 (дата обращения: 21.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Композиционно-речевое построение и идейное содержание святочного рассказа Н.С. Лескова («Христос в гостях у мужика», «Старый гений») Сепик Г.В., доцент, Школа педагогики ФАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» К сороковым годам XIX века в русской литературе сформировался литературный жанр рождественского (святочного) рассказа как особая разновидность повествования, приуроченного к зимним праздникам Рождества. <...> Святочная традиция обусловила специфические черты жанра рождественского рассказа: 1) сверхъестественное чудо, происходящее на Рождество, реализуемое не только через вмешательство высших сил, но и посредством счастливой случайности, удачного совпадения; 2) религиозное содержательное начало; 3) борьба добра и зла; 4) трехуровневая организация художественного пространства (три ступени мироздания: ад — земля — рай); 5) духовный или материальный кризис главного героя, уповающего на чудо; 6) общая атмосфера чудесного изменения мира или героя; элементы фантастики, внезапные повествовательные ходы и занимательность; 7) двойственность и карнавальность; 8) светлый и радостный финал неизменного торжества добра; 9) обрамление основного сюжета беседой и использование рассказчика как самостоятельного субъекта повествования; 10) разработка «семейной темы», темы милосердия, примирения и всеобщей любви; 11) трактовка события в возвышенном тоне и др [2]. <...> Создатель многих святочных рассказов, Н. С. Лесков говорил, что святочная история «должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования». <...> Писатель не только объединил несколько своих рассказов в специальный святочный сборник, но и сделал святочный рассказ объектом теоретического осмысления, поскольку считал актуальным для своего творчества создание «системы подвижных, изменчивых, постоянно развивающихся и обновляющихся видов и жанров» [3]. <...> Фольклор и литература сохранили немало таких повествований <...>
Композиционно-речевое_построение_и_идейное_содержание_святочного_рассказа_Н.С._Лескова_(«Христос_в_гостях_у_мужика»,_«Старый_гений»).pdf
Композиционно-речевое построение и идейное содержание святочного рассказа Н.С. Лескова («Христос в гостях у мужика», «Старый гений») Сепик Г.В., доцент, Школа педагогики ФАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» К сороковым годам XIX века в русской литературе сформировался литературный жанр рождественского (святочного) рассказа как особая разновидность повествования, приуроченного к зимним праздникам Рождества. Атмосфера великого праздника поддерживалась особым содержанием «святых» дней, или Святок, когда «мы, празднуя рождение Христа, должны возгреть в себе решимость возродиться от жизни греховной к жизни святой и богоугодной [1]». Святочная традиция обусловила специфические черты жанра рождественского рассказа: 1) сверхъестественное чудо, происходящее на Рождество, реализуемое не только через вмешательство высших сил, но и посредством счастливой случайности, удачного совпадения; 2) религиозное содержательное начало; 3) борьба добра и зла; 4) трехуровневая организация художественного пространства (три ступени мироздания: ад — земля — рай); 5) духовный или материальный кризис главного героя, уповающего на чудо; 6) общая атмосфера чудесного изменения мира или героя; элементы фантастики, внезапные повествовательные ходы и занимательность; 7) двойственность и карнавальность; 8) светлый и радостный финал неизменного торжества добра; 9) обрамление основного сюжета беседой и использование рассказчика как самостоятельного субъекта повествования; 10) разработка «семейной темы», темы милосердия, примирения и всеобщей любви; 11) трактовка события в возвышенном тоне и др [2]. Создатель многих святочных рассказов, Н. С. Лесков говорил, что святочная история «должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования». Писатель не только объединил несколько своих рассказов в специальный святочный сборник, но и сделал святочный рассказ объектом теоретического осмысления, поскольку считал актуальным для своего творчества создание «системы подвижных, изменчивых, постоянно развивающихся и обновляющихся видов и жанров» [3]. Мастер «сказа», Н. Лесков нередко надевал на себя «маску» святочного рассказчика, повествующего о том, что случилось на святках в прежние времена. Фольклор и литература сохранили немало таких повествований, утверждая примеры святой добродетельной жизни. Эти устные святочные рассказы (былички) и стали прообразом литературного святочного рассказа. И, возможно, из этого источника черпал Лесков занимательные сюжеты для своих литературных святочных «быличек». В нашей статье мы попытаемся проанализировать композиционно-речевое построение и идейное содержание двух рассказов Н. Лескова – «Христос в гостях у мужика» и «Старый гений» [4]. Первый рассказ в определенной степени восходит к фольклорной народной быличке, так как в заголовке делается намёк на историю простого человека из народа – «мужика». Святочный рассказ «Христос в гостях у мужика» построен по принципу сказовой композиции: «авторское слово» мотивирует введение рассказчика, «старого сибиряка», («Настоящий рассказ о том, как сам Христос приходил на Рождество к мужику в гости и чему его выучил, я сам слышал от одного старого сибиряка, которому это событие было близко известно. Что он мне рассказывал, то я и вам передам его же словами») и вводит в структуру текста его монолог, внутри которого выстраиваются диалоги персонажей рассказа. Рассказчик с этого момента выступает как самостоятельный субъект повествования, а все описываемые события подаются и оцениваются с его точки зрения: «Наше место
Стр.1