Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методика региональных библиотековедческих исследований: социально-экономический и культурологический подходы (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКожевникова Л. А.
ИздательствоИздательство ГПНТБ СО РАН
Страниц168
ID13633
АннотацияВ пособии рассматриваются основные понятия и термины регионального библиотековедения и библиотечной экономики, их место в системе наук, генезис исторических представлений. Излагаются общие мировоззренческие методы, применяемые в исследовании новых парадигм и концепций названных дисциплин. Для их выявления, описания, классификации, последующего проектирования развития регионального библиотековедения раскрывается суть методов мониторингового и диагностического исследований. Описываются методы факторного и экономического анализа, применяемые для характеристики социокультурных и экономических ландшафтов территорий.
Кому рекомендованоДля исследователей и практиков, участвующих в разработке современной библиотечной политики.
УДК02(075.9)
ББК78.32я77
Кожевникова, Л.А. Методика региональных библиотековедческих исследований: социально-экономический и культурологический подходы / Л.А. Кожевникова .— Новосибирск : Издательство ГПНТБ СО РАН, 2007 .— 168 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13633 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. А. Кожевникова МЕТОДИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ Учебно-методическое пособие Новосибирск 2007 УДК 02(075.9) ББК 78.32я77 К58 Печатается по решению секции библиотековедения и библиографоведения заседания Ученого совета ГПНТБ СО РАН Отв. редактор канд. пед. наук Е. Б. Артемьева Кожевникова, Л. А. Методика региональных библиотекоК58 ведческих исследований: социально-экономический и культурологический подходы : учеб.-метод. пособие / Гос. публич. науч.техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. <...> Серьезным опытом региональных библиотековедческих исследований обладают специалисты из национальных республик – Татарстана, Чувашии, Саха (Якутия), Бурятии. <...> К этому следует добавить, что региональные библиотечные исследования – это лишь разные грани исследований в области библиотековедения. <...> А возможно ли вообще разработать определенный набор методов, основных оценочных критериев, которые могли бы применяться во всех без исключения региональных библиотековедческих исследованиях? <...> К этому следует добавить и такой фактор, как наличие множества связей между отдельными региональными составляющими деятельности библиотек (экономической, социокультурной, инновационной, проблемно-ситуационной). <...> Причем эти связи определяются во многом спецификой места и роли библиотек в структуре базовых экономических и социокультурных процессов отдельных территорий. <...> Типичная ошибка исследователей, особенно начинающих, заключается в попытке включения наблюдаемых изменений в рамки законов функционирования уже сложившихся систем, имеющих давнюю историю. <...> Если обратиться к такому объекту, как региональное библиотековедение, то это будет означать, что исследователь отказывается от включения в теорию регионального библиотековедения ранее накопленных знаний, причем не только в комплексе библиотековедческих <...>
Методика_региональных_библиотековедческих_исследований_социально-экономический_и_культурологический_подходы.pdf
Сибирское отделение РАН Государственная публичная научно-техническая библиотека Л. А. Кожевникова МЕТОДИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ Учебно-методическое пособие Новосибирск 2007
Стр.1
УДК 02(075.9) ББК 78.32я77 К58 Печатается по решению секции библиотековедения и библиографоведения заседания Ученого совета ГПНТБ СО РАН Отв. редактор канд. пед. наук Е. Б. Артемьева Кожевникова, Л. А. Методика региональных библиотекоК58 ведческих исследований: социально-экономический и культурологический подходы : учеб.-метод. пособие / Гос. публич. науч.техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск, 2007. – 168 с. В пособии рассматриваются основные понятия и термины регионального библиотековедения и библиотечной экономики, их место в системе наук, генезис исторических представлений. Излагаются общие мировоззренческие методы, применяемые в исследовании новых парадигм и концепций названных дисциплин. Для их выявления, описания, классификации, последующего проектирования развития регионального библиотековедения раскрывается суть методов мониторингового и диагностического исследований. Описываются методы факторного и экономического анализа, применяемые для характеристики социокультурных и экономических ландшафтов территорий. Для исследователей и практиков, участвующих в разработке современной библиотечной политики. © Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), 2007
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Методологические знания всегда были одной из важнейших граней профессиональной компетенции специалиста, элементом его общей культуры. Уровень развития научного знания об изучаемом объекте – в данном случае региональном библиотековедении – позволяет определить и основные методы его исследования. Как известно, метод – это совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Таким образом, методы образуют основу методологии, которая стремится упорядочить, систематизировать совокупность методов, установить их пригодность для получения достоверных результатов исследования. К сожалению, в области регионального библиотековедения сложилась такая ситуация, когда прикладные исследования обусловливают теоретическое освоение действительности, а не наоборот. Методология научного исследования остается в стороне, обобщая в лучшем случае те методы, которые используются на уровне получения достоверных результатов в области библиотечной практики. Можно согласиться с Л. Н. Гусевой [1], что проблема эмпирических исследований, направленных на развитие научного знания, стоит очень остро. Для того чтобы выделить ключевые проблемы библиотечной теории, мало идти вслед за запросами практики. Бесспорно, что теория остается действенной пока сохраняется породившая ее практика. В этом смысле справедливым является утверждение Жана Поля Сартра – «Знание есть момент практики, даже самой примитивной, но это знание не имеет ничего общего с абсолютным знанием» [2]. Для того чтобы включить знание, полученное на основе практики, в систему абсолютного достоверного знания, теория должна опережать практику и не замыкаться на имманентных законах развития изучаемого явления. Для того чтобы понять закономерности развития регионального библиотековедения не как автономного образования, а как компонента сложного целого, заключенного в систему общественного производства и культурных связей, необходимо представлять те интеграционные процессы, которые происходят на стыках различных отраслей знания – экономики, социологии, библиотековедения, регионалистики. Рассматривая теорию регионального библиотековедения не только как отражение реальности, но и как социально детерминированный процесс, следует помнить, что в ходе научного познания возникают 3
Стр.3
многочисленные противоречия между сложившимися концепциями и данными новых экспериментальных исследований. Изучение этих противоречий имеет большое значение для понимания логики развития объекта исследования, однако требует выработки соответствующей методологии и научных методов описания и объяснения явлений. Таким образом, потребность в дальнейшем развитии методологического знания библиотечного специалиста очевидна. Прежде всего необходимо научиться ранжировать исследуемые проблемы, устанавливать их иерархию, умело применять различные виды подходов (деятельностный, процессный) для создания соответствующих концепций, в частности концепции территориальной структуры библиотечной деятельности. Вряд ли нужно специально доказывать, что методы, пригодные для изучения регионального библиотековедения на этапе его становления, должны уступить место более сложным и совершенным методам исследования этого явления в условиях изменений социальнокультурной практики людей и усиления самостоятельности регионов. Методология комплексного исследования процессов регионального библиотековедения требует своей логики, которая позволила бы свести частные модели развития объекта в единую целостную картину. Множественность частных моделей развития региональных библиотечных систем обусловлена тем, что не все библиотеки в одинаковой степени участвуют в процессах трансформаций российского социума. Одни, будучи экономически и культурно «продвинутыми», являются инициаторами и организаторами реформ в библиотечном деле; активность других связана с выбором личных стратегий адаптации к изменениям. Наконец существует определенная группа библиотек, которая занимает выжидательную позицию, связывая свои надежды с государственной культурной политикой и разработками исследовательских проектов крупных научных коллективов. Таких коллективов действительно сложилось немало; в конце 90-х гг. прошлого века в библиотековедении окончательно сформировались региональные научные школы, такие как московская, санкт-петербургская, краснодарская, сибирская, дальневосточная. Серьезным опытом региональных библиотековедческих исследований обладают специалисты из национальных республик – Татарстана, Чувашии, Саха (Якутия), Бурятии. Представители всех названных школ, помимо вопросов регионального библиотековедения, активно разрабаты4
Стр.4
вают общетеоретические проблемы, причем у них свое видение парадигмы развития библиотековедения. Однако обилие литературы по проблеме еще не означает, что все обстоит благополучно. Н. С. Карташов совершенно верно указывает на то, что многие фундаментальные проблемы регионального библиотековедения «не только далеки от разрешения, но даже четко не сформулированы» [3, с. 30]. Отчего же это происходит? Отвечая на этот вопрос, Н.С. Карташов утверждает, что разработка региональной библиотечной проблемы – не только местный процесс. К этому следует добавить, что региональные библиотечные исследования – это лишь разные грани исследований в области библиотековедения. Однако простое сложение воедино отдельных региональных исследований далеко не всегда позволяет установить объективную истинность знаний. Кроме того, полученные разными исследователями результаты не всегда совместимы из-за разных подходов к изучаемому явлению, применения разных методик. А возможно ли вообще разработать определенный набор методов, основных оценочных критериев, которые могли бы применяться во всех без исключения региональных библиотековедческих исследованиях? Скорее всего невозможно, поскольку характер метода определяется многими факторами. Среди них В. Ф. Берков [4] называет предмет исследования, степень общности поставленных задач, накопленный опыт и уровень развития научного знания. К этому следует добавить и такой фактор, как наличие множества связей между отдельными региональными составляющими деятельности библиотек (экономической, социокультурной, инновационной, проблемно-ситуационной). Причем эти связи определяются во многом спецификой места и роли библиотек в структуре базовых экономических и социокультурных процессов отдельных территорий. Таким образом, преодоление различий в методиках региональных библиотековедческих исследований возможно на базе четко разработанной методологической основы, что предполагает рассмотрение регионального библиотековедения как целостного социального института. Это позволит расширить тот общеисторический и культурный контекст, в рамках которого может обсуждаться предмет регионального библиотековедения, определяться набор средств и способов преодоления различий в методике региональных исследований. 5
Стр.5
Сказанное определило цель и дидактические задачи учебнометодического пособия – помочь исследователям в освоении основных принципов организации региональных библиотековедческих исследований, методики их проведения. Особое внимание будет уделено выявлению тех типичных ошибок, которые допускают исследователи; это необходимо для того, чтобы свести к минимуму возможность получения неадекватных, либо отрицательных результатов. Учебно-методическое пособие адресовано исследователям, преподавателям, аспирантам и студентам вузов, практическим работникам, проявляющим интерес к проблемам регионального библиотековедения. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ