Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Отражение в материалах неофициальных разделов «Камчатских (Благовещенских) епархиальных ведомостей» этно-религиозного взаимодействия трёх цивилизаций: христианско-православной, языческой – коренных народов и языческой – китайско-маньчжурской (80,00 руб.)

0   0
Первый авторЧернышев Иван Евгеньевич
Издательство[Б.и.]
Страниц12
ID13592
АннотацияCтатья основана на материалах газеты «Камчатские (Благовещенские) епархиальные ведомости», отражающих характер взаимодействия православных миссионеров, русских поселенцев, местных языческих народов и язычников китайцев и маньчжуров.
УДК070(091)
ББК76.01
Чернышев, И.Е. Отражение в материалах неофициальных разделов «Камчатских (Благовещенских) епархиальных ведомостей» этно-религиозного взаимодействия трёх цивилизаций: христианско-православной, языческой – коренных народов и языческой – китайско-маньчжурской / И.Е. Чернышев .— : [Б.и.] .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13592 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Отражение в материалах неофициальных разделов «Камчатских (Благовещенских) епархиальных ведомостей» этнорелигиозного взаимодействия трёх цивилизаций: христианскоправославной, языческойкоренных народов и языческойкитайско-маньчжурской. <...> При освоении Россией Дальнего Востока произошла встреча православной и языческих цивилизаций. <...> Данная статья основана на материалах газеты «Камчатские (Благовещенские) епархиальные ведомости», отражающих характер взаимодействия православных миссионеров, русских поселенцев, местных языческих народов и язычников китайцев и маньчжуров. <...> Центром Камчатской епархии, организованной выдающимся церковным и общественным деятелем святителем Иннокентием Вениаминовым, стал Благовещенск. <...> Православные священники окормляли разбросанные по огромной территории приходы русских поселенцев, вели миссионерскую деятельность среди коренного населения. <...> Для координации деятельности миссии на столь обширной территории необходимо было епархиальное печатное издание. <...> 15 января 1894 года в свет вышло первое амурское периодическое издание «Камчатские епархиальные ведомости». <...> С выделением в 1899 г. Амурской области и части Приморского края в отдельную епархию – Приамурскую и Приморскую – газета стала называться «Благовещенские епархиальные ведомости». <...> Следует заметить, что присоединение Приамурья к России не вызвало ни одного вооружённого конфликта с его коренными обитателями эвенками, эвенами, даурами, дючерами, гиляками, нивхами, гольдами. <...> Необходимо отметить огромный вклад, который православные миссионеры внесли в дело изучения, просвещения и защиты коренного населения. <...> Всё это нашло отражение в неофициальных разделах «Епархиальных ведомостей». <...> Однако в данной статье мы ограничимся отражением этно-религиозного взаимодействия трёх цивилизаций: христианскоправославной, языческой – коренных народов и языческой – китайско-маньчжурской. <...> В отчёте камчатского <...>
Отражение_в_материалах_неофициальных_разделов_«Камчатских_(Благовещенских)_епархиальных_ведомостей»_этно-религиозного_взаимодействия_трёх_цивилизаций_христианско-православной,_языческой_–_коренных_народов_и_языческой_–_китайско-маньчжурской.pdf
Чернышев И.Е. Отражение в материалах неофициальных разделов «Камчатских (Благовещенских) епархиальных ведомостей» этнорелигиозного взаимодействия трёх цивилизаций: христианскоправославной, языческой – коренных народов и языческой – китайско-маньчжурской. При освоении Россией Дальнего Востока произошла встреча православной и языческих цивилизаций. Данная статья основана на материалах газеты «Камчатские (Благовещенские) епархиальные ведомости», отражающих характер взаимодействия православных миссионеров, русских поселенцев, местных языческих народов и язычников китайцев и маньчжуров. В 1884 г. на Дальнем Востоке России было создано Приамурское генерал-губернаторство, в составе которого входили: Приморская, Амурская, Забайкальская области, с 1909 г. – Сахалинская и Камчатская области. Центром Камчатской епархии, организованной выдающимся церковным и общественным деятелем святителем Иннокентием Вениаминовым, стал Благовещенск. В неё входили Дальний Восток и Русская Америка. Православные священники окормляли разбросанные по огромной территории приходы русских поселенцев, вели миссионерскую деятельность среди коренного населения. Для координации деятельности миссии на столь обширной территории необходимо было епархиальное печатное издание. Исторически сложилось так, что именно священники оказались в Благовещенске
Стр.1
2 самой организованной группой интеллигентных пишущих людей, воплотивших идею издания газеты в газету как таковую. 15 января 1894 года в свет вышло первое амурское периодическое издание «Камчатские епархиальные ведомости». От этой даты ведёт свою историю амурская пресса. С выделением в 1899 г. Амурской области и части Приморского края в отдельную епархию – Приамурскую и Приморскую – газета стала называться «Благовещенские епархиальные ведомости». Следует заметить, что присоединение Приамурья к России не вызвало ни одного вооружённого конфликта с его коренными обитателями эвенками, эвенами, даурами, дючерами, гиляками, нивхами, гольдами. Коренные народы добровольно принимали российское подданство. Необходимо отметить огромный вклад, который православные миссионеры внесли в дело изучения, просвещения и защиты коренного населения. Священники выступали здесь и исследователями, и этнографами, и лингвистами. Всё это нашло отражение в неофициальных разделах «Епархиальных ведомостей». Однако в данной статье мы ограничимся отражением этно-религиозного взаимодействия трёх цивилизаций: христианскоправославной, языческой – коренных народов и языческой – китайско-маньчжурской. В отчёте камчатского епархиального училищного совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты в камчатской епархии за 1893-1894 учебный год мы читаем следующие строки: «Главная часть иноверцев в пределах епархии падает на язычников – буддистов и шаманистов. К первым относятся китайцы, корейцы и маньчжуры. Численность их неопределенна в силу того обстоятельства, что этот инородческий элемент, переходя с китайской
Стр.2
3 территории, быстро наполняет и край и особенно города, не встречая препятствий со стороны русских властей. Шаманисты – гольды гиляки и орочёны численностью до 15 тыс. обоего пола».1 Шаманисты в пределах епархии в основном были подданными Российской Империи, конфуцианцы, буддисты и последователи народных китайских и маньчжурских верований подданными цинского Китая. Основной задачей Камчатской духовной миссии по отношению к коренным жителям была «… посредством живой проповеди о Христе и совершённом Им спасении мира располагать язычников к принятию христианской веры, учить правилам веры и нравственной жизни уже принявших христианство инородцев и на началах христианских создать их жизнь личную, семейную и общественную, которая во всём бы согласовывалась с жизнью культурного человека. Русское государство в лице своего Верховного Правительства и народа всегда стремилось и стремится к сближению инородцев-язычников со своим великим отечеством и слиянию их по вере и языку с русскими, оним словом к обрусению. Православие в этом случае составляет главную существенно-характерную отличительную основу русского духа, русского народа. Оно дало отечеству нашему истинную жизнь и само неразрывно соединилось с его жизнью. По этой то существенно русской особенности наша миссия по отношению к инородцам есть миссия не только истинного просвещения, но вместе и миссия истинного обрусения…».1 Епархия была разделена на миссионерские станы. Масштабы и сложности деятельности миссионеров находят полное отражение в ___________________ 1 Отчёт Камчатского епархиального училищного совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты в Камчатской епархии за 1893-1894 учебный год.//Камчатские епархиальные ведомости. – 1895. – 30 апр. - ГААО, инв. № 05-к-68-1023.
Стр.3
4 газете через тексты, подобные этому: «Со второй половины отчётного года среди инородцев Ниманского стана (север, северовосток современной Амурской области – примеч. И. Ч.) трудится священник Авраамий Писарев, до этого 6 лет прослуживший в Софийском миссионерстве (нижний Амур – примеч. И. Ч.) у гиляков стане. Местопребывание миссионера находится в стане Софийского прииска Ниманской золотопромышленной компании. Район стана составляют системы рек Буреи и Селемджы с их притоками – горными реками… Местность систем обеих рек, где приходится бывать и действовать миссионеру, очень гориста и представляет серьёзные неудобства для сообщения, особенно летом, когда сообщение возможно только на лодках и даже оморочка (небольшая берестяная лодочка) по страшно быстрым речкам. Район стана простирается: по реке Бурея на 600 вёрст, по реке Селемдже до Воскресенского прииска на 400 вёрст и от Воскресенского прииска до резиденции миссионера на 130 вёрст». 2 Процесс обрусения инородцев начинался с создания в приходах школ. «Полагаем большую надежду на школы, дающих в лице школьников инородцев помощников миссионерам, - писал в 1895 г. начальник Камчатской духовной миссии священник А. Протодиаконов, - При удачном направлении дел, в недалёком будущем миссия будет иметь своих катехазаторов, которые при незнании миссионерами инородческих языков, могут сослужить огромную службу».1 Сведения о повсеместном непременном __________________ 1 Протодиаконов. А. Отчёт о состоянии и деятельности Камчатской духовной миссии за 1894 год. Обозрение миссионерских станов //Камчатские епархиальные ведомости. – 1895. – 15 нояб. - ГААО, инв. № 86-к-68-2802. 2 Отчёт о состоянии и деятельности Благовещенской духовной миссии за 1899 год//Благовещенские епархиальные ведомости. – 1900. – 30 окт. - ГААО, инв. № 86-б-68-4347.
Стр.4
5 внедрении среди коренных народов школьного образования присутствуют в каждом из епархиальных отчётов по каждому стану отдельно. Например: «В селе Вознесенском обучается 15 инородческих мальчиков, помещающихся в тесной квартире священника Александра Будрина, который и занимается обучением их. В селе Нижне-Тамбовском учеников 15 гольдских и 12 русских мальчиков. Обучает священник Гавриил Востриков при помощи псаломщика Щепкина. В стане (Тырском – верхний Амур – прим. И.Ч.) существует миссионерская с интернатом школа, в которой в первом полугодии училось 12, а во втором 7 инородческих мальчиков, из коих 1 китаец… В школе совместно с инородцами учатся и русские дети (бесплатно)».2 В 1898 году в Камчатской миссии насчитывалось «… 22 школы с учащимися 552 мальчиков и 18 девочек, всего 570 человек инородцев, и русских 63 мальчиков и 15 девочек, всего 78 человек».3 Об условиях обучения рассказывалось: «В пансионах инородческие дети пользуются простой пищею, но сытною. Нет ничего лишнего, да и не может быть за неимением лишних средств. На святки они распускаются по домам, где занимаются той же работой, что их отцы. Простой режим школы мало отучает их от домашней жизни, за кратковременность пребывания в школе, но заметно облагораживает, приучает к чистоте, которая при условиях, в которых находятся инородцы, даёт чувствовать, что в русском доме при русских обычаях _____________________ 1 Протодиаконов. А. Отчёт о состоянии и деятельности Камчатской духовной миссии за 1894 год. Обозрение миссионерских станов //Камчатские епархиальные ведомости. – 1895. – 15 нояб. - ГААО, инв. № 86-к-68-2802. 2 Отчёт о состоянии и деятельности Камчатской духовной миссии за 1897 год. Общий обзор деятельности миссионеров.//Камчатские епархиальные ведомости. – 1898. – 15 мая. - ГААО, инв. № 05-к-68-1023. 3 Отчёт о состоянии и деятельности Благовещенской духовной миссии за 1898 год//Благовещенские епархиальные ведомости. – 1899. – 15 июня. - ГААО, инв. № 86-б-68-4347.
Стр.5
6 жить лучше, чем в грязных холодных дымных юртах».1 Преподавание велось «по программе церковно-приходских школ с одной стороны, а также согласно потребностям учащихся. Во всех школах преподаётся Закон Божий, чтение, письмо, арифметика в пределах четырёх первых действий, и даются сведения о дробных счислениях и церковное пение. В некоторых же, напр. Корсаковской, Найчихенской, Софийской Мариинской (всё нижний Амур – примеч. И.Ч.), эта программа расширяется. Здесь ученики знакомятся с географией, по преимуществу отечественной, и историей отечественной».2 Другой подход к просвещению имели соприкасающейся с коренным населением представители конфуцианства. Для них аборигены были лишь способом обогащения. Китайские и маньчжурские купцы старались держать местные племена в невежестве. Они не пытались «окитаять» коренные приамурские народы, ведь их приобщение к конфуцианству привело бы к необходимости усвоения знаний, в чём китайцы заинтересованы не были. Справедливости ради нужно оговориться: в неграмотности коренных народов были заинтересованы не только иностранные, но и русские торговцы. «Немало тормозят святое дело миссии местные торговцы, как русские, так и китайцы. – написано в одном из отчётов о миссионерской деятельности. - Много огорчений они приносят миссионерам! Тяжело говорить об этом. Цель, к которой стремится здесь миссионер и цель торгующего здесь представляют из себя противоположности, и в этом-то именно следует искать источник неудовольствия торговцев на местных пастырей. Для пастырей целью ____________________ 1Отчёт о состоянии и деятельности Благовещенской духовной миссии за 1898 год//Благовещенские епархиальные ведомости. – 1899. – 15 июня. - ГААО, инв. № 86-б-68-4347. 2 Там же.
Стр.6