Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Становление телевизионного вещания в Амурской области (80,00 руб.)

0   0
Первый авторЧернышев Иван Евгеньевич
Издательство[Б.и.]
Страниц14
ID13591
АннотацияСтатья представляет собой краткий исторический очерк телевидения Амурской области
УДК070:654.197
ББК76.032
Чернышев, И.Е. Становление телевизионного вещания в Амурской области / И.Е. Чернышев .— : [Б.и.], 2009 .— 14 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13591 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Чернышев Иван Евгеньевич. <...> Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Амур» Амурский государственный университет Становление телевизионного вещания в Амурской области «Анализ истории телевидения в России позволяет выделить несколько этапов его развития, каждый из которых характеризуется качественно новым содержанием. <...> Первый этап – от научных опытов, изобретений и открытий русских учёных в области передачи изображения и звука на расстоянии до появления регулярного телевизионного вещания, то есть хронологически от начала нынешнего века до 30-х годов. <...> Второй этап – от выхода в эфир первых регулярных телепередач до создания системы центрального, республиканского и местного телевидения и возникновения массового вещания в 60-е годы. <...> Третий этап – с конца 60-х годов, когда массовое вещание стало общесоюзным, многопрограммным, до 90-х годов. <...> Появление в нашем эфире коммерческих телекомпаний, а так же зарубежных телепрограмм – принципиально новое явление вещания, которое и определяет начало четвёртого периода в истории отечественного телевидения». <...> 2 Первый телецентр Приамурья появился не в областном центре Благовещенске, а в небольшом городе угольщиков Райчихинске. <...> В апреле 1957 года энтузиасты из «Райчихинского научно-технического горного общества» задались целью построить в городе телевизионный центр. <...> По этим чертежам было решено соорудить телецентр и в Райчихинске. <...> Возглавил начинание главный инженер предприятия «Дальвостуголь» Александр Яковлевич Сотников. <...> Практическую помощь в наладке аппаратуры согласился оказать один из разработчиков проекта – главный инженер томского телецентра Юлий Михайлович Дьяконов. <...> 1 января 1958 года в газете «Горняк» появилось сообщение «В Райчихинске закончилось строительство первого в Амурской области телецентра. <...> Интересен тот <...>
Становление_телевизионного_вещания_в_Амурской_области.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Становление_телевизионного_вещания_в_Амурской_области.pdf
Чернышев Иван Евгеньевич. Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Амур» Амурский государственный университет Становление телевизионного вещания в Амурской области «Анализ истории телевидения в России позволяет выделить несколько этапов его развития, каждый из которых характеризуется качественно новым содержанием. Первый этап – от научных опытов, изобретений и открытий русских учёных в области передачи изображения и звука на расстоянии до появления регулярного телевизионного вещания, то есть хронологически от начала нынешнего века до 30-х годов. Второй этап – от выхода в эфир первых регулярных телепередач до создания системы центрального, республиканского и местного телевидения и возникновения массового вещания в 60-е годы. Третий этап – с конца 60-х годов, когда массовое вещание стало общесоюзным, многопрограммным, до 90-х годов. Четвёртый этап начинается в 90-х годах, когда вместе с распадом СССР разрушается система прежнего централизованного государственного управления телевидением, возникает конкурентная борьба за телезрителя между различными телеканалами, между государственным, общественным и коммерческим вещанием. Появление в нашем эфире коммерческих телекомпаний, а так же зарубежных телепрограмм – принципиально новое явление вещания, которое и определяет начало четвёртого периода в истории отечественного телевидения». (Егоров В.В., Телевидение между прошлым и будущим, М., 1999, с. 6.) Становления телевидения в Амурской области пришлось на конец второго, начало третьего российских этапов.
Стр.1
2 Первый телецентр Приамурья появился не в областном центре Благовещенске, а в небольшом городе угольщиков Райчихинске. В апреле 1957 года энтузиасты из «Райчихинского научно-технического горного общества» задались целью построить в городе телевизионный центр. Была направлена делегация в Томск для ознакомления с уже действующим телецентром, созданным по чертежам Томского политехнического института. По этим чертежам было решено соорудить телецентр и в Райчихинске. В состав инициативной группы входили А. Гришин, Д. Пономарёв, А. Манченко, В. Клюка, Н. Парков, Д. Сапожников, Л. Дериколенко, Е. Сычугов и др. Возглавил начинание главный инженер предприятия «Дальвостуголь» Александр Яковлевич Сотников. Практическую помощь в наладке аппаратуры согласился оказать один из разработчиков проекта – главный инженер томского телецентра Юлий Михайлович Дьяконов. 1 января 1958 года в газете «Горняк» появилось сообщение «В Райчихинске закончилось строительство первого в Амурской области телецентра. 31 декабря 1957 года состоялась первая телевизионная Передача».(«Горняк». 1 января, 1958).Но официального открытия телецентра затянулось на долгие пять лет т.к. затраты на его содержание в маленьком провинциальном городке не были экономически оправданными. Интересен тот факт, что почти во всех краях и областях Дальнего востока телевидение начиналось, как любительское. В Приморье энтузиастом-первопроходцем стал Виктор Назаренко — младший лейтенант, служивший в Черниговке авиатехником. Именно он смонтировал первый в крае приемопередатчик на основе бегущего луча, названный им ЧТЦ — Черниговский телецентр. 10 сентября 1953 года была проведена первая пробная телевизионная передача. Передавалась она с квартиры Назаренко В.Е., принималась на квартире Квача А. С. А уже спустя два года начал регулярные передачи любительский телецентр. (См. http://vladnews.ru/magazin.php?id=9&idnews=12395¤t_magazin=1379)
Стр.2
3 Начало Магаданскому телевизионному вещанию было положено 4 марта 1956 года, когда в радиоклубе ДОСААФ появилась телевизионная секция. Свою работу она начала с разработки и конструирования необходимой аппаратуры. В том же году было начато строительство любительского телецентра. В течение нескольких месяцев оно было завершено и 15 октября 1957 года началось вещание - сначала 4, затем 6 раз в неделю. (См. http://www.magtrk.ru/index.phtml?a=history) В те же годы получило начало и телевидение у наших соседей за Амуром. 20 декабря 1958 года в Харбине был образован комитет по телевидению провинции Хейлунцзян. Это было третье провинциальное телевидение в Китае после Пекина и Шанхая. Год ушёл на решение организационных и технических проблем, и 20 декабря 1959 была осуществлена первая передача – выпуск новостей. Сначала передачи шли три дня в неделю по пятнадцать минут, затем по два часа. Через год вещание стало ежедневным. В 1978 году телевидение и радио переехали в новый девятиэтажный комплекс в центре Харбина. По всей стране, в том числе и на Дальнем Востоке инициатива «снизу» привлекла внимание к телевидению партийных и хозяйственных властей. Стали возводиться типовые телевизионные центры. С 1955-м г. началось регулярное вещание во Владивостоке. (Cм. http://vladnews.ru/magazin.php?id=9&idnews=12395¤t_magazin=1379). В 1958-м в Хабаровске. В 1960-м году в Магадане (См. http://www.magtrk.ru/index.phtml?a=history) В 1963 http://www.gtrk.ru/TV/tv.htm) год http://chita.rfn.ru/region/rnews.html?id=4985&rid=265). В Приамурье на руку областному телевидению сыграл и человеческий фактор. «Муки рождения телевидения в Райчихинске ускорили организацию областного телевидения. Этому способствовало и то, что в конце 50-х годов произошла смена руководителей области. Первым секретарем обкома партии был избран Петр Иванович Морозов, а вторым - Владимир Николаевич и Южно-Сахалинске (См. в Чите (См.
Стр.3
4 Иванов. Один приехал из Москвы, где телевидение уже стало неотъемлемой частью жизни, поэтому привез с собой телевизор. Второй - из Райчихинска. А идеологом был избран Юрий Константинович Фишевский, который, находясь в течение трех лет на учебе в Москве, тоже основательно приобщился к телевидению. Передачи телевидения из Москвы по наземным радиорелейным линиям, прокладка которых в те годы началась, из-за своей дороговизны и трудоемкости могли прийти в Благовещенск только через семь-десять лет. Чтобы ускорить получение этого блага, был только один выход: построить в Благовещенске телецентр. Потребовались деньги, нужны были богатые "спонсоры", а их в Благовещенске, да и в области, не было. И тогда эти три руководителя решили попросить дирекцию Райчихинского угольного комбината отдать один из комплектов телецентра Благовещенску. Естественно, что речь шла о том комплекте, который уже был запущен в работу и который собирались заменить. Так как бывший начальник комбината В. Иванов курировал теперь в области промышленность, а один из инициаторов создания в Райчихинске телецентра энергетик Анатолий Константинович Гришин стал главным энергетиком областного совнархоза, вопрос был решен положительно».(Б.П. Рябов. Слух и глаза, для которых нет расстояний. Благовещенск. 2002, с. 42.) 2 марта 1962 года на голубых экранах немногочисленных владельцев телевизоров областного центра Приамурья появился титр: «Показывает Благовещенск». Диктор сообщила: «Созданный в Благовещенске с помощью ряда предприятий и организаций области телецентр принят в разряд государственных. Этот телецентр действует на правах государственного программного телецентра до сдачи в эксплуатацию типового телецентра. С 1 марта при областном радиокомитете организована студия телевидения, которая отныне будет вести передачи три раза в неделю, а затем ежедневно по три – пять часов в сутки». Программа длилась три часа и ознаменовала собой начало в Приамурье регулярного областного телевизионного вещания.
Стр.4
5 Создавался телецентр группой инженерно-технических работников Благовещенского радиоузла Николаем Кривченко, Иваном Гурским, Нитом Мартыновым. Руководил монтажом главный инженер томского телецентра Юлий Михайлович Дьяконов. В своих воспоминаниях тогдашний директор телестудии Борис Рябов пишет: - «Телевизионных режиссеров, звукорежиссеров, теле- и кинооператоров, дикторов и других работников совершенно новых профессий никто в стране не готовил. Даже при организации редакций, а именно с этого надо было начинать, пришлось столкнуться с трудностями. Свободных журналистов в Благовещенске не было, а работавшие в газетах смотрели на телевидение как на что-то несерьезное, поэтому от предложений перейти на работу в комитет отказывались. Ближе к телевидению были журналисты радиокомитета. Проработав почти два года заместителем председателя комитета и главным редактором радиовещания, я хорошо знал творческий коллектив радио. Некоторым наиболее энергичным, находящимся в постоянном поиске журналистам, и было предложено перейти на телевидение». (Б.П. Рябов. Слух и глаза, для которых нет расстояний. Благовещенск. 2002, с. 39). А вот воспоминания заслуженной артистки РФ Раисы Поздняковой, начинавшей работу диктора на Райчихинской студии: - «Меня и мою одноклассницу позвали попробовать себя в роли диктора. Но однокласснице не разрешили родители. В это время телевидение считалось непристойной несерьёзной работой. А я решила пойти. Несколько раз открывала программу, читала «новости». Смотрю, с каждым днём у меня получается всё лучше и лучше, да и работа очень понравилась. Я слушала дикторов Всесоюзного радио, старалась подражать их манере чтения. Ведь в то время учиться было не у кого». («Самовар». 28 июня 2001 г. № 25) Одними из первых перешли на телестудию журналисты Александр Зубов, Тамара Черепанова и Геннадий Сопов, телеоператор Юрий Кудрин, киномеханики Леонид Балаев, Анатолий Веретельников, редактор Генриетта
Стр.5
6 Машкова и др. В следующем году на телевидение пришли режиссёр Радий. Степанович Мартынов, главный редактор Иван Лушкин, редактор детских передач Галина Буренкова. «Фантазия у неё била ключом, неиссякаемой энергией заряжала всю телевизионную молодёжь» («Амурская правда». 2002 г. 16 февраля. № 47). - вспоминала о Галине Павловне редактор Галина Коноплёва. Первый год передачи велись три дня в неделю по средам субботам и воскресеньям по два часа в сутки. Вспоминает бывший киномеханик Леонид Балаев: «Начинал я работать учеником киномеханика в кинотеатре «Союзкино», переименованный позже в «Октябрь». В конце 1962 года пришёл на телевидение. Застал кинооператоров Эдуарда Козлова, его однофамилца Леонида Козлова, монтажниц Надежду Морозову, Лидию Руденко. Процесс подготовки киноматериалов для эфира строилась следующим образом: операторы снимали сюжеты на узкоплёночную 16 мм плёнку. Затем плёнка проявлялась в киноцехе. Там же во главе с редакторами, режиссёрами осуществлялся монтаж. Смонтированные новости, киносюжеты вечером выдавали в прямой эфир с кинопроекторов типа СКП-16 («Украина»). Художественные и документальные фильмы получались из кинопроката и выдавались также в прямой эфир с кинопроекторов СКП-26. Аппаратура была ламповая, требовала постоянной профилактики. Старая плёнка фильмов из кинопроката часто рвалась. Случались технические остановки эфира. В это время демонстрировалась рисованная заставка с надписью «Технический перерыв», фотографическая заставка или настроечная таблица. Эфир прерывался не более чем на пятнадцать-двадцать секунд». Материалы собственного производства занимали 30 минут. Начинались они обычно журналами «Телевизионные новости» или Пионерия. В «Телевизионных новостях» сообщалось не только о важных событиях происшедших в городе и области, но и в стране и за рубежом. В студии выступали передовики производства, студенты, школьники которые рассказывали о делах коллективов о своих успехах.
Стр.6
7 Некоторые передачи строились на фотографиях. Заканчивались «Теленовости» сатирической страничкой. На основе собственных сценариев журналисты снимали первые передачи. Это были литературно – музыкальные композиции. Наиболее удачные из них «О комсомоле», «По планете шагает Весна» созданы старшим редактором Александром Зубовым. Как известно, начинающим всегда тяжело. Поэтому первые большие передачи были выполнены на самодеятельном уровне и решены в стиле радиопостановок. Однако уже в апреле на экранах появились народные таланты с показом пьесы «Остров Афродиты» в постановке коллектива народного театра прииска Октябрьского. Коллектив художественной самодеятельности Благовещенской школы интернат №4 сыграл водевиль Чехова «Юбилей». Дважды выступил ансамбль Благовещенского Дома пионеров и школьников и эстрадный оркестр мединститута. При телестудии формируется фильмотека. В ней более 30 программ с выступлениями известных мастеров сцены Ленинграда, Москвы и братских республик. В этот период студия сумела периодически организовать только детские программы: для малышей каждую субботу выходила передача « В гостях у сказки» которую вела «бабушка Фаина» - артистка областного театра драмы Фаина Марина. В процессе становления телеэфира не обходилось и без курьёзов. «Эталоном женской красоты на Центральном телевидении в 1963 году была диктор Анна Шилова. Москвичи с любовыо называли ее «наша Аннушка». Так вот эта Аннушка летом 1963 года целых два месяца открывала и закрывала программу Благовещенской телестудии! Так случилось, что мы опять остались без диктора. Объявили конкурс на замещение вакантных должностей. А пока шел конкурс, пока победитель осваивал необходимые азы, студия должна была работать. И тут подвернулся счастливый случай. Центральное телевидение создало документальный телефильм «Показывает Москва». Он был разослан во все студии страны и был интересен как для зрителей, так и для начинающих телевизионщиков. При просмотре этого фильма у меня возникла дерзкая и, я бы сказал, авантюрная идея. Фильм
Стр.7
8 начинался с появления на экране Анны Шиловой, которая открывала программу общепринятыми словами «Добрый вечер, дорогие телезрители, начинаем нашу программу», а заканчивала словами «Уважаемые телезрители, на этом наши передачи окончены. Мы прощаемся с вами. Спокойной ночи». Приглашаю монтажницу Надю Морозову, говорю: - Надюша, я нашел диктора. Вырежи из фильма открытие и закрытие программы московским диктором, приклей ракорды и отдай выпуску, пусть открывают и закрывают нашу программу, пока своего диктора не найдем. Два месяца открытие и закрытие телевещания Благовещенской студии было на высшем уровне. А однажды заходит ко мне в кабинет молодом офицер и с восхищением говорит: - Смотрел вчера ваши передачи. Понравились. Но как оказалась у нас наша Аннушка? Я из Москвы. На той неделе видел Шилову по Центральному телевидению, а вчера смотрю - глазам не верю. Неужели переехала в Благовещенск? - Все, - говорю, - уехала ваша Аннушка назад в столицу» (Б.П. Рябов. Слух и глаза, для которых нет расстояний. Благовещенск. 2002, с. 59-60.). Первой ведущей телепрограмм стала старший диктор Мария Васильевна Грибанова. По словам Галины Коноплёвой: «Марию Васильевну побаивались не только молодёжь, но и маститые журналисты. Большой поборник чистоты и правильности русского языка, Мария Васильевна имела привычку прослушивать, отсматривать эфиры различных передач, а потом все ляпы и перлы ведущих вывешивать в печатном виде не видном месте» (Амурская правда». 2002 г. 16 февраля. № 47).. С 1 января 1963 года объём передач увеличился до четырёх часов. Постепенно вещание стало шестидневным (кроме понедельника). Зрительская аудитория расширилась более чем до двадцати тысяч зрителей. Хотя, уже была организована киногруппа, и взамен фоторепортажам пришли
Стр.8
9 кинорепортажи, качество собственных передач значительно не выросло: всё те же литературные композиции, самодеятельные постановки. Связано всё это было со становлением творческого коллектива, с отсутствием профессиональных тележурналистов, отдалённостью от культурных центров страны, бедной материально технической базой. Вместе с распространением телесигнала возникла проблема телевизионных приёмников. В 1961 в Амурскую область было завезено пятьсот телевизоров. В Благовещенске на момент начала вещания было всего 15 телевизоров. В 1962 году при заявке в две тысячи, торговля получила только полторы. И стоили они не мало. При средней заработной плате 140 рублей цена телевизора была триста-четыреста рублей. Телевизоры устанавливались для в «красных» уголках предприятий, учреждений, общежитий. По вечерам на квартиры счастливых обладателей «Рекордов», «Стартов», Рубинов» собирались родственники, друзья, соседи. Так выглядела программа передач за 12 мая 1964 г. (суббота): 19.00 – для детей художественный фильм «Человечка нарисовал я» 20.00 – телевизионные новости 20.30 – концертная программа «По тбилисским паркам» 21.00 – кинофильм «Будка 27» Со второго полугодия 1963 года ежедневно 6 раз в неделю передаются «Телевизионные новости» о событиях в городе и области. Вместо фоторепортажей выходят кинорепортажи. Второй год транслируются тележурналы «Пионерия», а для октябрят «Звёздочка». В программе передачи о Благовещенском музыкальном училище, композиция «Любимые музыкальные произведения В.И. Ленина». В 1964 году в Благовещенске было построено типовое здание телецентра и возведена телебашня высотой 197 м. Зона уверенного приёма сигнала увеличилась с 20-ти до 80-ти километров. Получили возможность смотреть телепередачи жители большинства сёл ближайших к Благовещенску Ивановского, Тамбовского и Благовещенского районов.
Стр.9
10 Такой была телевизионная программа двух дней июня 1964 года 14 июня 1964 г. (воскресенье): 18.10 – для детей художественный фильм «Дикая собака динго» 19.40 – кинорассказы «Подводными тропами» и «Остров вечного лета Цейлон» 20.10 – художественный фильм «Зигмунд Колосовский» 21.10 – концерт песни и эстрадной музыки 15 июня (понедельник): 19.10 – «Амурские вести» 19.15 – кинорассказ «Частица родной земли» 19.25 – «У нас в гостях» (встреча с артистами Хабаровского театра драмы) 20.05 - на экране фильмы телестудий страны – «На встречу жизни» (Пермь) 20.20 – «Мир за неделю» 20.35 – киноочерк «А.С. Душицов» 20.50 – художественный фильм «Барабаны судьбы» 22.10 – репортажи о наших днях Программа передач вполне соответствовала идеологическим требованиям своего времени. Однако газета «Амурская правда» за 14 июня 1964 г. писала: «Недавно во Владивостоке прошло зональное совещание по вопросам радио и телевидения Дальнего Востока и Восточной Сибири его участники подвели итоги выполнения постановления Бюро ЦК КПСС по РСФСР «О состоянии местного радиовещания и телевидения в РСФСР». Его основной темой было улучшение деятельности телевидения в свете задач, поставленных февральским Пленумом ЦК КПСС. Быстрый отклик совещание получило в Благовещенске. Было проведено расширенное заседание идеологической комиссии обкома КПСС. Где ораторы в своих докладах подчёркивали, что областное радио и телевидение, выполняя указания партии, несколько улучшили пропаганду опыта передовиков
Стр.10