Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Почему очень важно ответить на вопрос: «Чем является телевидение КНР для российско-китайского приграничья?» (80,00 руб.)

0   0
Первый авторЧернышев Иван Евгеньевич
Издательство[Б.и.]
Страниц14
ID13589
АннотацияДан краткий обзор истории развития китайского телевидения. Приведены примеры программ о России на китайском телевидении. По мнению автора, имеет практическое значение не только констатация, отражение межнационального телевизионного процесса в российско-китайском приграничье, но и пристальное его изучение и анализ, для того, чтобы в будущем избежать негативных перекосов,связанных с формированием национальной самоидентификации, для расширения в настоящем взвешенного и взаимовыгодного сотрудничества приграничных телевизионных сообществ двух великих народов.
Чернышев, И.Е. Почему очень важно ответить на вопрос: «Чем является телевидение КНР для российско-китайского приграничья?» / И.Е. Чернышев .— : [Б.и.], 2010 .— 14 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13589 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Иван Чернышев Почему очень важно ответить на вопрос: «Чем является телевидение КНР для российско-китайского приграничья? <...> В административном центре Амурской области городе Благовещенск на обычную комнатную антенну ловятся четыре телевизионных канала из КНР: CCTV – 1, CCTV – 7, главный канал телевидения провинции Хейлунцзян – HLJTVи главный канал уезда Хейхе – HHTV. <...> По мнению автора невозможно ответить на эти,не задавшись более общим вопросом: «Чем является телевидение КНР для российско-китайского приграничья? <...> Поэтому мы ограничимся лишь общим его обзором, включающем краткую историю, основные организационные принципы и правовые законодательные акты, некоторые этические нормы и принципы, общую типологию телевизионного эфира. <...> Современные исследователи истории национального ТВ Китая выделяют пять этапов его развития, каждому из которых соответствует определённая политическая ситуация и уровень технического обеспечения: первый период 1958–1966 гг. - становление китайского ТВ; второй период 1967-1976 гг. - «культурная революция» на китайском ТВ; третий период 1977– 1982 гг. - период активного развития; четвёртый период 1983–1989 гг. - расцвет ТВ в Китае; пятый период - 1990 г и до наших дней - переход на цифровые технологии вещания. <...> Четыре месяца в эфир выходили пробные выпуски, а со 2-го сентября Пекинская телестудия начала 2 вести регулярное вещание четыре раза в неделю. <...> В тогдашнем эфире основной была программа «Синвэн ляньбо» («Сводки новостей»). <...> Кроме новостей 75 % занимали художественные фильмы и сериалы, а 15 % телевизионные спектакли. <...> Шли они в прямом эфире и по форме больше напоминали не кинофильмы, а телевизионные спектакли. <...> В апреле 1963 г. пекинская телестудия провела первую прямую трансляцию. <...> Транслировалось Всекитайское собрание работников телестудий страны, занимающихся международной пропагандой. <...> 2 В 1968 г. после идеологической проработки и партийной чистки Пекинская и провинциальные телестудии вернулись <...>
Почему_очень_важно_ответить_на_вопрос_«Чем_является_телевидение_КНР_для_российско-китайского_приграничья?»_.pdf
Иван Чернышев Почему очень важно ответить на вопрос: «Чем является телевидение КНР для российско-китайского приграничья?» Никто не отрицает того, что телевидение в наше время является одним из важнейших социокультурных цивилизационных факторов. В административном центре Амурской области городе Благовещенск на обычную комнатную антенну ловятся четыре телевизионных канала из КНР: CCTV – 1, CCTV – 7, главный канал телевидения провинции Хейлунцзян – HLJTVи главный канал уезда Хейхе – HHTV. Являются ли эти каналы для россиян вредом или благом? А, может быть, стоит просто игнорировать их? По мнению автора невозможно ответить на эти,не задавшись более общим вопросом: «Чем является телевидение КНР для российско-китайского приграничья?» И, как нам представляется, начать здесь целесообразно с телевидения КНР как такового. Конечно, в краткой статье невозможно вполне исчерпывающе рассказать о китайском телевидении, как явлении. Поэтому мы ограничимся лишь общим его обзором, включающем краткую историю, основные организационные принципы и правовые законодательные акты, некоторые этические нормы и принципы, общую типологию телевизионного эфира. Современные исследователи истории национального ТВ Китая выделяют пять этапов его развития, каждому из которых соответствует определённая политическая ситуация и уровень технического обеспечения: первый период 1958–1966 гг. - становление китайского ТВ; второй период 1967-1976 гг. - «культурная революция» на китайском ТВ; третий период 1977– 1982 гг. - период активного развития; четвёртый период 1983–1989 гг. - расцвет ТВ в Китае; пятый период - 1990 г и до наших дней - переход на цифровые технологии вещания. Рождением национального ТВ Китая явилось создание 1мая 1958 г. в Пекине первой китайской телевизионной станции. Четыре месяца в эфир выходили пробные выпуски, а со 2-го сентября Пекинская телестудия начала
Стр.1
2 вести регулярное вещание четыре раза в неделю. С 1 января 1960 г. вещание стало ежедневным. 1 октября того же года появились Шанхайская, а 20 декабря – Харбинская телевизионные станции. Первыми телевизионными приёмниками оказались импортные советские телевизоры. Их обладателями становились исключительно члены коммунистической партии руководящего звена. В тогдашнем эфире основной была программа «Синвэн ляньбо» («Сводки новостей»). В то время в народе телевидение не случайно называли «Маленькое кино». Кроме новостей 75 % занимали художественные фильмы и сериалы, а 15 % телевизионные спектакли. С 1958 по 1966 гг. было отснято более ста десяти телесериалов. Шли они в прямом эфире и по форме больше напоминали не кинофильмы, а телевизионные спектакли. В апреле 1963 г. пекинская телестудия провела первую прямую трансляцию. Транслировалось Всекитайское собрание работников телестудий страны, занимающихся международной пропагандой. С 1960 г. китайские телевизионщики стали готовить программы для других стран. И если в 1960 г. в Китае было создано шестьдесят одна телепрограмма для семи стран мира, то в 1965 г. обмен программами осуществлялся у же с телевизионными организациями двадцати семи различных стран. С началом «культурной революции» 1967–1976 гг. «руководство запретило телевидению показывать ««плохие передачи», которые изображали героев, жизнь в войне, пропаганду мира, романтическую любовь и т.д.». Теоретическим обоснованием 1 идеализации, лакировки действительности, создания ходульных героев, оторванных от реальной жизни, лишенных каких-либо недостатков и «низменных» человеческих чувств, послужили следующие слова Мао Цзэ-дуна: «Жизнь, отраженная в произведениях литературы и искусства, может и должна выглядеть возвышеннее, ярче, концентрированнее, 1 Ли Янь. Новейшая история китайского ТВ. Сайт журналистского факультета МГУ. http://www.mediascope.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=155&Itemid=36 типичнее и идеальнее, а значит, и более всеобъемлющей, чем обыденная
Стр.2
3 действительность».1 С 1-го января 1967г. работа Пекинской телевизионной станции была прекращена. Вслед за ней были закрыты все провинциальные телестанции, кроме Шанхайской. Впрочем, пострадало не только телевидение. Также были закрыты и серьёзные общественно-научные журналы «Чжэсюэ яньцзю» («Философские исследования»), «Цзинцзи яньцзю» («Экономические исследования»), «Лиши яньцзю» («Исторические исследования») и другие печатные издания с «буржуазным уклоном». 2 В 1968 г. после идеологической проработки и партийной чистки Пекинская и провинциальные телестудии вернулись к нормальной работе. По статистике, на конец 1975 г. в стране насчитывалось 463 тыс. телевизоров, в том числе 4 тыс. цветных телевизоров китайского производства и 1,9 тыс. импортных цветных телевизоров. Один телевизионный приёмник приходился на одну тысячу шестьсот китайцев. В 1976 г. умер Мао Цзэдун. Закончилась «культурная революция». В 1978 г. была восстановлена программа «Синвэн ляньбо» («Сводки новостей»), которая и теперь занимает первое место по Китаю в рейтинге новостных передач. 1 мая 1979 г. Пекинская телевизионная станция была переименована в «Китайскую центральную телевизионную станцию» (английская аббревиатура CCTV, адаптированное русское наименование Центральное телевидение Китая). В августе 1979 г. в Центральном управлении по делам радиовещания КНР прошло первое заседание, посвященное производству телевизионных программ. Согласно его решению, в сентябре – октябре 1979 г. в Пекине было проведён показ телепрограмм, на котором свою эфирную продукцию представили двадцать пять телестудий страны. Общий хронометраж представленных материалов составил более ста часов. Эта акция положила начало обмену телевизионной продукцией между различными телекомпаниями 1 Мао Цзэ-дун. Избранные произведения, т. 4, М., 1953. с. 143 2 Идейно-политическая сущность маоизма. Глава 3. Проблемы культурного строительства и маоизм. М. 1997. с. 146.
Стр.3
4 Китая. В 1979 г. впервые в истории национального телевидения по шанхайскому телевидению прошли рекламные материлы. Случилось это 28-го января. В течение дня рекламу повторили восемь раз. А с декабря 1979 г. и CCTV начало транслировать коммерческую рекламу. Её общий хронометраж составлял пять минут в день. 1 апреля 1980 г. CCTV впервые через спутник получило видеозапись международных теленовостей. С мая 1980 г. «Международные новости» вошли в выпуски общекитайской программы «Серия новостей». Опыт «Международных новостей» способствовал развитию новостей национальных. Выпуски стали короче и ярче, помимо идеологической появилась информация по экономике, общественные новости, культура. С началом 80-х гг. в эфире появилось множество документальных фильмов. С 1983 г. на CCTV стал выходит «Чшунде ляньхуань уаньхуй» («Праздничный вечер, посвященный началу Весны» - праздничный концерт в честь главного китайского праздника, приходящегося на конец зимы, начало весны). В марте 1983 г. в Пекине состоялось XI всекитайское заседание по вопросам развития телевидения и радиовещания. Его результатом стало то, что по всему Китаю активно начали открываться новые телевизионные компании. Если в 1982 г. в КНР было менее 20 городских и уездных телестудий, то в 1985 г. их насчитывалось уже 172. Благодаря тому, что китайское телевидение, как государственное общенациональное предприятие коммуникации стало развиваться в эпоху освоения космоса, ему в отличие от Советского Союза удалось избежать строительства системы дорогостоящих наземных релейных линий. 8 апреля 1984 г. был запущен первый китайский искусственный спутник, стала развиваться сеть наземных приемных спутниковых станции. В 1986 г. их насчитывалось уже 2000. 1 февраля 1986 г. Китаем был запущен второй коммуникационный телерадиовещательный спутник. 7 марта 1988 г. - третий. Спутниковое вещание повысило техническое качество вещания, значительно расширило объёмы эфирного времени, увеличило
Стр.4
5 пространственный охват. К 1990 г. телевизионные программы центрального телевидения принимались на 78% территории Китая. С 15 марта 1988 г. CCTV стало вещать в цветном формате. По данным китайской статистики, в июле 1987 г. количество телезрителей в стране достигло шестисот миллионов человек (56% населения). В 1987 г. в КНР насчитывалось сто двадцать миллионов телевизоров (47,8% семей), ТВ стало неотъемлемой частью жизни большинства китайцев. К тому времени значительно вырос и международный авторитет китайского телевидения. В 1984 г. CCTV приняли в Азиатскую телевизионную ассоциацию по обмену новостей. В 1986 г. и 1987 г. центральное телевидиние Китая подписало договора о сотрудничестве с Европейским радиовещательным союзом, Американской кабельной сетью теленовостей и Международным телерадиовещательным сообществом. Результатом нового глубокого реформирования центрального телевидения КНР стало создание в середине 90-х гг. восьми тематических каналов CCTV (универсального, экономического, развлекательного, спортивного, иновещания, детского, каналов по демонстрации художественных фильмов и канала по демонстрации телесериалов). Эфир стал ещё более разнообразным. На экране появились развлекательные программы, ток-шоу, телевикторины. На конец 1994 г. в Китае существовало уже 766 телекомпаний. В 1995 г. CCTV охватило территорию, на которой проживало 83,4% населения , а к 2003 г. распространилось на 94,62% жителей. Со второй половины 90-х годов бурно стало развиваться и кабельное телевидение. К 2000 г. в стране существовали более одной тысячи трёхсот кабельных телекомпаний. Кабельные телесети охватили около четырёхсот городов и двух тысяч уездов. Количество их зрителей составило 79,2 млн. В настоящее время в КНР вещают 16 каналов CCTV– универсальный, театральный, экономический, международный, спортивный, сельскохозяйственный, военный, научно-образовательный, музыкальный,
Стр.5
6 новостной, детский, канал демонстрации художественных фильмов, канал демонстрации сериалов, канал разнообразных шоу (Variety Show), канал для западного района (Синзяц-Ууйгурский автономный округ и Внутренняя Монголия), иновещание на английском, испанском и французском языках. Эти каналы охватывают практически все основные стороны общественной жизни страны. На конец 2005 г. количество телевизоров в Китае составило 448 миллионов. КНР занял первое место в мире по абсолютному числу телевизоров. Сегодня в программировании CCTV единовременно находится около 400 блоков. Время ежедневного вещания составляет 270 часов. 75,36 % программ приходится на передачи, подготовленные ССТV. Программы ССТV выходят в эфир в стране и за рубежом на китайском, английском, французском, испанском и на языках национальных меньшинств, проживающих в КНР (юй, минан, мяо и др.). CCTV сегодня охватывает вещанием более 1,1 млрд. населения (90 % территории Китая). А через спутники CCTV- 4 (иновещание на китайском языке), CCTV-9 (иновещиние на английском языке) и CCTV-16 (иновещание на испанском и французском языках) транслируются по всему миру. CCTV оснащён самым передовым высокотехнологичным оборудованием, в том числе передвижными спутниковыми системами (DSNG), позволяющими осуществлять прямую трансляцию важнейших новостей из любой точки мира в режиме реального времени. CCTV создало программные телецентры во многих городах Китая и открыло сеть телемагазинов, охватывающую 36 стран мира и получающую программы из 145 компаний. У наших соседей за Амуром телевидение появилось 20 декабря 1958 в центре приграничной с Амурской областью провинции года. Тогда Хейлунцзян городе Харбин был образован провинциальный комитет по телевидению. Год ушёл на решение организационных и технических проблем, и 20 декабря 1959 была осуществлена первая передача – выпуск новостей. Сначала передачи шли три дня в неделю по пятнадцать минут, затем по два часа. Через год вещание стало ежедневным. В 1978 году для Хейлунцзянского телевидение и радио был возведён
Стр.6
7 девятиэтажный телевизионный комплекс в центре города. 21 ноября 2004 г. в зоне экономического развития Харбина был сдан в эксплуатацию новый двенадцатиэтажный телевизионный и радиовещательный комплекс. За его основу был взят проект комплекса японской телекомпании «Fuji». Общая площадь комплекса – 120000 м². Площадь центральной студии – 2800 м². Общая стоимость строительства и оборудования составила 500 млн. юаней (около 70 млн. долларов). 20 процентов расходов профинансировало государство, 80 процентов – собственные средства хейлунцзянского управления по телевидению и радиовещанию. Сметная стоимость функционирования хейлунцзянского провинциального телевидения – 200 млн. юаней (около 22 млн. долларов) в год. Если до 2001 года на эти цели государством выделялись 120 млн. юаней, то после 2001 года государственное финансирование полностью прекратилось. Зарабатывает компания в основном на рекламе. По существующим китайским законам на телевидении разрешено размещать не более семи минут рекламы в час. На хейлунцзянском телевидении стоимость пятнадцатисекундного рекламного отрезка - от 500 до 25000 юаней (примерно от 81 до 9100 долларов). В 2004 году доход компании составил 450 млн юаней. Хейлунцзянское телевидение вещает на восьми собственных каналах. Три из них круглосуточные — два эфирных и спутниковый. Первый канал – информационный, второй – показа художественных и телевизионных фильмов китайского и зарубежного производства, третий – юридически, четвёртый – культуры и искусства, пятый – женский, по шестому демонстрируются информационные сюжеты и программы уездных и городских телевизионных компаний, имеющие общепровинциальное значение, седьмой — детский, восьмой — спутниковый. Общее время вещания провинциального телевидения в сутки – 138 часов. Общее количество работников компании – 960 человек. По китайским меркам это немного. Обычно в провинциальных телевизионных компаниях работает 1400 – 1500 человек. А на центральных каналах CCTV – более 10000.
Стр.7