Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Кадровый потенциал библиотек

0   0
Первый авторАртемьева Е. Б.
ИздательствоИздательство ГПНТБ СО РАН
Страниц228
ID13387
АннотацияВ сборник включены статьи, которые охватывают круг вопросов, связанных с изучением кадрового состава библиотек, деятельностью учреждений повышения квалификации, библиотек в сфере дополнительного профессионального образования. Анализируются вопросы социально-психологического характера, межличностные отношения, возникающие в коллективах.
Кому рекомендованоДля библиотечных работников, преподавателей библиотечно-информационных специальностей средних специальных, высших учебных заведений, учреждений дополнительного профессионального образования, для организаторов системы повышения квалификации.
ISBN978-5-94560-098-9
УДК021.7
ББКЧ 73р7
Артемьева, Е.Б. Кадровый потенциал библиотек / Е.Б. Артемьева .— сб. науч. тр. — Новосибирск : Издательство ГПНТБ СО РАН, 2006 .— 228 с. — ISBN 978-5-94560-098-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/13387 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сибирское отделение РАН Государственная публичная научно-техническая библиотека КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БИБЛИОТЕК Сборник научных трудов Новосибирск 2006 УДК 021.7 ББК Ч 73р7 К13 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета ГПНТБ СО РАН Ответственный редактор Е.Б. Артемьева, канд. пед. наук Рецензенты: <...> ISBN 5-94560-098-9 © Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), 2006 <...> Обладая определенным менталитетом, системой культурных ценностей, социальных норм и традиций, библиотечный специалист может рассматриваться как личность и как профессионал, выступающий в качестве ресурса производственной системы. <...> Поскольку библиотечные специалисты – это часть экономически активного населения, которая обеспечивает предложение своего труда для производства товаров и оказания услуг, то их труд является товаром. <...> Это обусловлено тем, что библиотечные специалисты являются носителями знаний по широкому кругу проблем библиотечного дела и информатики, а также по экономике и управлению. <...> Иначе, как можно объяснить тот факт, что в регионах, где общая социально-экономическая ситуация была наименее благоприятной, кадровая ситуация оказалась достаточно стабильной. <...> Возможно, объяснение кроется в том, что в данной группе регионов, куда вошли старопромышленные районы с недиверсифицированным либо градообразующим производством, а также большинство 4 национальных республик и округов, условия нового трудоустройства библиотечных работников весьма затруднены. <...> Кроме того, как показали исследования ГПНТБ СО РАН [3], в рамках национальных образований, а особенно в сельской местности, факторы адаптации зависят еще и от традиций: во многих <...>
Кадровый_потенциал_библиотек.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.226
Кадровый_потенциал_библиотек.pdf
Сибирское отделение РАН Государственная публичная научно-техническая библиотека КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БИБЛИОТЕК Сборник научных трудов Новосибирск 2006
Стр.1
УДК 021.7 ББК Ч 73р7 К13 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета ГПНТБ СО РАН Ответственный редактор Е.Б. Артемьева, канд. пед. наук Рецензенты: И.С. Геллер, канд. пед. наук, Н.И. Подкорытова, канд. пед. наук Кадровый потенциал библиотек : сб. науч. тр. / Гос. публич. К13 науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; отв. ред. Е. Б. Артемьева. – Новосибирск, 2006. – 228 с. ISBN 5-94560-098-9 В сборник включены статьи, которые охватывают круг вопросов, связанных с изучением кадрового состава библиотек, деятельностью учреждений повышения квалификации, библиотек в сфере дополнительного профессионального образования. Анализируются вопросы социальнопсихологического характера, межличностные отношения, возникающие в коллективах. Представляет интерес для библиотечных работников, преподавателей библиотечно-информационных специальностей средних специальных, высших учебных заведений, учреждений дополнительного профессионального образования, для организаторов системы повышения квалификации. УДК 021.7 ББК Ч 73р7 Library staff potential : coll. оf pap. / St. publ. sci.-tech. lib. of the Sib. branch of the Rus. acad. of sci ; ed. in сhief. E. B. Artemeva. – Novosibirsk, 2006. – 228 р. Articles included in the miscellany cover a circle of questions connected to the activity of library educational establishments, study of library personnel structure as a base of formation of the programs for additional vocational training. The instructional programs for the system of qualification improvement are offered for the professionals with higher education and higher special education. This book is highly recommended for librarians, teachers of libraryinformation of secondary education institutions, higher educational institutions, establishments of additional vocational training, for the organizers of the system of professional skill improvement. ISBN 5-94560-098-9 © Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), 2006
Стр.2
Л.А. Кожевникова ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕК В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ Перемены в социально-экономическом поведении россиян, обусловленные трансформациями социума, привели к переоценке движущих сил экономики – человеческий фактор выдвигается на первый план. По своей природе человек представляет собой совокупный объект общественной жизни. Обладая определенным менталитетом, системой культурных ценностей, социальных норм и традиций, библиотечный специалист может рассматриваться как личность и как профессионал, выступающий в качестве ресурса производственной системы. Поскольку библиотечные специалисты – это часть экономически активного населения, которая обеспечивает предложение своего труда для производства товаров и оказания услуг, то их труд является товаром. В то же время труд библиотечных специалистов может рассматриваться как один из видов ресурсов в структуре не только экономического, но и социокультурного потенциала библиотеки. Это обусловлено тем, что библиотечные специалисты являются носителями знаний по широкому кругу проблем библиотечного дела и информатики, а также по экономике и управлению. Причем в отличие от других видов ресурсов, входящих в структуру экономического потенциала библиотеки, человеческие ресурсы обладают огромными возможностями, поскольку человек как субъект экономических отношений имеет способности к саморазвитию. Профессионализм библиотечного специалиста – это знания, навыки, способности. Они не пропадают, а накапливаются со временем, необходимо лишь правильно определять особенности мотивации включения специалистов в различные виды производственной деятельности, выявлять их скрытые возможности. К сожалению, наблюдения показывают, что в большинстве публичных общедоступных библиотек руководители недостаточно эффективно используют потенциал своих сотрудников, во всяком случае, не всегда учитывают требования, предъявляемые конъюнктурой рынка. Прежде чем говорить об основных характеристиках рынка труда в условиях переходной экономики, посмотрим, какие экономические и социальные перемены произошли в сфере труда и занятости библиотечных специалистов. Мы разделяем мнение Р.В. Рывкиной, что проблема труда и занятости является в своей основе экономической, но ее социологический анализ «дополняет экономическую картину описания человеческого 3
Стр.3
фактора» [1, c. 157]. Это особенно важно учитывать при исследовании труда библиотечных специалистов, занятых в некоммерческом секторе экономики. В целом социальную ситуацию в сфере занятости экономисты и социологи оценивают как дезорганизацию на всех уровнях, в том числе на уровнях предприятий. Причины дезорганизации кроются в том, что государственное регулирование всеми отраслями общественного производства было практически свергнуто, а рыночные механизмы в сфере труда еще не успели сложиться. Рынок породил ряд негативных социальных последствий, которые ухудшили положение работников в различных отраслях общественного производства и во многих российских регионах. Кадровая политика в социальной сфере оказалась по существу свергнутой [1, с. 164]. В контексте названных проблем нами была рассмотрена динамика численности персонала в общедоступных библиотеках Российской Федерации (РФ) в рамках изменений численности экономически активного населения и уровня безработицы в конце 1990 – начале 2000-х гг. По всем федеральным округам уровень экономически активного населения в период 1999–2002 гг. менялся на 1–2% в сторону увеличения или уменьшения. Если проследить зависимость показателей прироста персонала центральных универсальных библиотек и показателей уровня безработицы, то в республиках Дагестан, Ингушетия и Тыва произошло сокращение библиотечных специалистов, причем весьма значительное. А в Агинском Бурятском автономном округе (АО) наблюдался прирост на 11,2%. Можно привести немало других примеров, и все они будут свидетельствовать о том, что рынок труда библиотечных специалистов не всегда живет по законам «большого» рынка. Можно согласиться с учеными-экономистами, что «в основе формирования рынка труда лежат определенные закономерности, универсальные для рыночных структур, которые по-разному проявляются в различных социально-экономических условиях» [2, с. 144]. Со своей стороны мы можем добавить, что эти универсальные закономерности по-разному проявляются в отдельных отраслях общественного производства. Иначе, как можно объяснить тот факт, что в регионах, где общая социально-экономическая ситуация была наименее благоприятной, кадровая ситуация оказалась достаточно стабильной. Возможно, объяснение кроется в том, что в данной группе регионов, куда вошли старопромышленные районы с недиверсифицированным либо градообразующим производством, а также большинство 4
Стр.4
Содержание Кожевникова Л.А. Трудовые ресурсы библиотек в условиях переходной экономики........................................................................... 3 Данилова Л.Ю. Развитие кадрового потенциала библиотек Дальневосточного федерального округа (на примере общедоступных публичных библиотек) ............................................................. 16 Бегун А.В. Кадровый состав муниципальных библиотек Амурской области................................................................................................... 32 Вихрева Г.М., Федотова О.П. Кадровое обеспечение научно-исследовательской работы в производственных отделах Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (к постановке вопроса) ............... 38 Дергилева Т.В. Анализ кадровой ситуации в библиотеках Сибирского отделения Российской академии наук..................................... 44 Павлова Л.П. К проблеме создания информационного ресурса о научных школах................................................................................. 56 Данилов В.Л. Кадровый потенциал мусульманских библиотек Омска ..................................................................................................... 61 Артемьева Е.Б., Полякова А.Л. Библиотечное образовательное пространство Сибирского федерального округа ............................... 65 Вергановичус Т.П. Непрерывное образование библиотечных кадров Томской области: проблемы и пути их решения (на примере государственных, муниципальных библиотек) ................................. 76 Зырянова И.К. Повышение квалификации сотрудников муниципальных библиотек Новосибирска...................................................... 83 Виноградова Т.В. Формирование молодежной библиотечной политики в Пермской области (на примере муниципальных библиотек) ............................................................................................. 92 Шабурова Н.Н. Информационная функция академической библиотеки и формирование современного библиотекаря ................... 96 Шевелева А.И. Использование сетевых технологий в библиотечной практике как средство повышения квалификации библиотекаря ................................................................................................... 108 Колодина Н.А. Участие библиотеки педагогического вуза в повышении квалификации школьных библиотекарей Казахстана ....... 113 Аницына Т.М., Хаустова В.В. Профессиональная компетентность библиотекаря общеобразовательного учреждения .......................... 120 Трубина Л.Г. Личностный потенциал детских библиотекарей........... 127 226
Стр.226